Тема урока: Наименьшее общее кратное
Учитель: Сытькова Анастасия Петровна
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Вид учебного занятия: практикум
Цели:
дидактические: усвоение умений в комплексе применять знания, умения и навыки при решении различных задач на признаки и свойства делимости, на нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел; умение осуществлять перенос знаний в новую ситуацию;
развивающие: продолжить развитие культуры математической речи, мышления (уметь классифицировать, находить рациональные способы решения, выделять главное), памяти (воспроизведение необходимой для решения задачи теоретических знаний по памяти);
воспитательные: продолжить формирование ответственного отношения к учебе; аккуратности в записях; чувство уважения к своим одноклассникам, умение слушать мнение других.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: владение базовым понятийным аппаратом (простые и составные числа; делители и кратные; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел), уметь применять признаки и свойства делимости, алгоритм нахождения НОД и НОК чисел;
Метапредметные УУД:
Познавательные: уметь воспроизводить по памяти необходимую для решения учебной задачи информацию, применять выведенный алгоритм, правило, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные: планировать цель своей деятельности, планировать решение задачи, анализировать собственную работу;
Коммуникативные: умение планировать сотрудничество с товарищами при работе в паре и с учителем; организовывать взаимопроверку выполненной работы, высказывать свое мнение в паре при обсуждении задания;
Личностные УУД: проявлять внимание и интерес к учебному процессу; проявлять инициативу, ответственность, умение признавать собственные ошибки, положительное отношение к урокам математики
Оборудование: маркерная доска раздаточный материал
№ этапа | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. Проверка домашнего задания | Учитель приветствует учащихся, организует проверку домашнего задания | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Проводят объяснение выполненной домашней работы |
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, надеюсь у вас сегодня хорошее настроение и расположение духа, и сразу нужно настроиться на плодотворную работу на уроке. Начинаем очередной урок математики, и как обычно начнем мы его с проверки домашнего задания. | Объясняют решение задачи № 1(а,б) |
2 | Целеполагание и мотивация | Обеспечивает мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Воспринимают информацию, определяют цели урока |
Ребята, завтра на уроке проведем контрольную работу по изученным нами темам: Делимость чисел. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Какие же цели должны мы сегодня поставить на уроке, чтобы завтра успешно выполнить контрольную работу? | - повторить изученный материал; - вспомнить основные задачи по темам; - формировать умение применять полученные знания в различных ситуациях |
3 | Актуализация знаний | Организует актуализацию теоретического материала через работу в паре | Выполняют задания в паре, обсуждают, высказывают свое мнение, оценивают свои ответы и ответы товарищей, находят ошибки, корректируют их |
На доске задания: 1. Среди указанных чисел 153; 164; 250; 196; 345; 9270 найдите те, которые делятся: А) на 2; Б) на 5; В) на 10; Г) на 3; Д) на 9; Е) на 4. - а кто может сказать, какой применили признак? ________________________ 2. Если число делится на три, то верно ли следующее утверждение: А) делится на 3; Б) не делится на 3; В) делится на 3; Г) делится на 3. - Какие свойства при этом использовали? _____________________ 3. Найдите: А) НОД(50; 51) НОК(50; 51) Б) НОД(164; 82) НОК(164; 82) В) НОД(5; 11) НОК(5; 11) Г) НОД(183; 122) НОК(183; 122) | А) 164; 250; 196; 9270. Б) 250; 345; 9270 В) 250; 9270 Г) 153; 345; 9270 Д) 153; 9270 Е) 164; 196. Рассказывают признаки ____________________ А) верно Б) не верно В) верно Г) не верно __________________________ А) 1, т.к. соседние числа взаимно простые 50 · 51 = 2550, т.к. числа взаимно простые Б) 82, т.к. 164 делится на 82 164, т.к. 164 делится на 82 1, т.к. простые числа взаимно простые 5 · 11 = 55, т.к.числа взаимно простые 61 366 Решают письменно. Участник № 1 – находит НОД Участник № 2 – находит Нок Затем осуществляется взаимопроверка, коррекция ошибок в паре, у доски |
4 | Применение обобщенных ЗУН в новых условиях | Организует решение задач, с комплексным применением ЗУН в различных ситуациях | Воспринимают информацию, проводят анализ условия задачи, устанавливают причинно- следственные связи, планируют решение задачи |
1. Некто в записи семизначного числа кратного трем переставил цифры и получил новое число. Делится ли новое число на три? Учитель задает наводящие вопросы: - Что означает словосочетание «Семизначное кратное трем число»? - А скажите, что мы можем сказать о числе, если оно делится на 3? - а что поменялось после перестановки цифр в числе? - а их сумма при этом изменилась? | В тетради выполняют схему: Озвучивают план решения, оформляют ответ Так как при перестановке мест слагаемых сумма не меняется, то сумма цифр первого числа и второго числа будут одинаковыми, а значит сумма цифр второго числа тоже делится на 3. Значит, новое число на 3 делиться будет |
5 | Физкультминутка | Проводит физминутку Называет простые и составные числа, а в конце 1. | Учащиеся на простое число – приседают На составное число – тянутся вверх |
| Продолжение предыдущего этапа урока | 2. Может ли число , где a и b – некоторые простые числа, быть простым? Почему? Наводящие вопросы: - Что вы можете сказать о простых числах? - Что можете сказать о произведении 5а? - что можете сказать о произведении 10b? - что можете сказать о сумме ? - а значит у суммы сколько уже делителей? - может ли сумма быть простым числом? _________________________ 3. Алюминиевую трубу необходимо без отходов разрезать на равные части. а) какую наименьшую длину должна иметь труба, чтобы ее можно было разрезать как на части длиной 6 м, так и на части длиной 8 м? б) на части какой наибольшей длины можно разрезать две трубы длиной 35 м и 42 м? | Письменно выполняют решение, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, выделяют главное Нет, так как каждое слагаемое делится на 5, значит и вся сумма делится на 5, т.е. сумма имеет более двух делителей (единица, сама сумма и 5). Следовательно, оно составное. _____________________________________________ Отвечают на наводящие вопросы учителя, проводят анализ условий задачи, делают выводы, определяют алгоритм решения. Получают математическую модель, формулируют вопрос задачи а) 6=2*3 8=2*2*2=2³ нок=2³*3=8*3=24м-такую наименьшую длину должна иметь труба чтобы её можно было разрезать как на частидлиной 6 м так и на части длиной 8 м б) 35=5*7 42=6*7 7м-на части такой длины можно разрезать две трубы длиной 35м и 42 м |
6 | Рефлексия. Объяснение домашней работы | Домашняя работа: № 4, 5, 6 (по раздаточным материалам) 1 задание на оценку «3», 2 задания на оценку «4», 3 задания на оценку «5» Если после нашего урока вопросов по теме у вас осталось меньше, то оставляете на центральной части парты Знак ! . Если вопросов стало еще больше, то ? Если ничего не изменилось # | Записывают домашнюю работу, оценивают свою деятельность на уроке Домашняя работа: 4. Некто в записи десятизначного числа кратного девяти переставил цифры и получил новое число. Делится ли новое число на девять? 5. Разложите на простые множители числа: А) 832; б) 936. 6. Какую цифру можно поставить вместо звездочки, чтобы число 671* делилось на 2, но не делилось на 4. |
Домашняя работа:
4. Некто в записи десятизначного числа кратного девяти переставил цифры и получил новое число.
Делится ли новое число на девять?
5. Разложите на простые множители числа:
А) 832; б) 936.
6. Какую цифру можно поставить вместо звездочки, чтобы число 671* делилось на 2, но не делилось на 4.
Домашняя работа:
4. Некто в записи десятизначного числа кратного девяти переставил цифры и получил новое число.
Делится ли новое число на девять?
5. Разложите на простые множители числа:
А) 832; б) 936.
6. Какую цифру можно поставить вместо звездочки, чтобы число 671* делилось на 2, но не делилось на 4.
Домашняя работа:
4. Некто в записи десятизначного числа кратного девяти переставил цифры и получил новое число.
Делится ли новое число на девять?
5. Разложите на простые множители числа:
А) 832; б) 936.
6. Какую цифру можно поставить вместо звездочки, чтобы число 671* делилось на 2, но не делилось на 4.
Домашняя работа:
4. Некто в записи десятизначного числа кратного девяти переставил цифры и получил новое число.
Делится ли новое число на девять?
5. Разложите на простые множители числа:
А) 832; б) 936.
6. Какую цифру можно поставить вместо звездочки, чтобы число 671* делилось на 2, но не делилось на 4.
Домашняя работа:
4. Некто в записи десятизначного числа кратного девяти переставил цифры и получил новое число.
Делится ли новое число на девять?
5. Разложите на простые множители числа:
А) 832; б) 936.
6. Какую цифру можно поставить вместо звездочки, чтобы число 671* делилось на 2, но не делилось на 4