СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся получают алгоритм и используют его для нахождения наибольшего и наименьшего значений функций на промежутке

Просмотр содержимого документа
«Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке»

15


Тема урока. Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке.

Цели: создание условий для получения алгоритма и использования его для нахождения наибольшего и наименьшего значений функций на промежутке.

Задачи:

Предметные:

Повторить основные понятия по теме «Применение производной для исследования функций»: определение стационарных и критических точек, нахождение монотонности и точек экстремума функции по графику и с помощью производной.

Сформулировать основные теоретические положения, рассмотреть алгоритм решения задач, отработать шаги алгоритма, рассмотреть частные случаи научить находить наибольшее и наименьшее значения непрерывной функции на промежутке;

Метапредметные:

Развивать речь, внимание.

Развивать умение работать в паре, умение читать график функции, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать исследовательские умения.

Развивать умение выделять главное при работе с текстом учебника.

Развивать умение ставить новые задачи в учебной и познавательной деятельности

Личностные:

Воспитывать умение самостоятельно работать, умение общаться.

Воспитывать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Воспитывать интерес к истории математики как науки.


Ход урока

1.Оргмомент

1 слайд Здравствуйте ребята. Садитесь. Начнем наш урок. Сегодня у нас урок необычный. Почему? Как вы думаете?

2 слайд Сегодня 60 лет первому полету в космос. Россия-СССР стали первой космической державой! А Юрий Алексеевич Гагарин — лётчик-космонавт СССР, первым из землян побывавший в космосе.

Эпиграфом для у рока я взяла высказывание Ю. А. Гагарина. Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полёту. А чтобы стать успешным в учебе, нужно стремиться узнавать новое на каждом уроке. Сегодня на уроке будем проверять, есть ли у вас стремление к полету, стремление стать успешным человеком.

Итак, изучением какой темы мы занимаемся вот уже несколько уроков? (Производная функции).

Чему вы научились, изучая данный материал? (находить производные функций, исследовать их на монотонность и экстремумы, строить график)

Какую не менее важную характеристику функции мы ещё не находили? (наим. и наиб. значения функции).

Скажите, пожалуйста, с помощью чего мы можем найти наибольшее и наименьшее значения функции? (с помощью графика функции).

А всегда ли это можно находить с помощью графика?.. (нет).

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сегодня мы вместе с вами научимся с помощью производной находить наибольшее и наименьшее значения непрерывной функции на отрезке.

И будем искать более простые пути решения данной задачи.

Какова тема урока?

3 слайд Открывайте тетради, напишите число и тему нашего урока “Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке.

2. Актуализация знаний и умений.

Начинаем проверки теоретической знаний.

1) Вы уже накопили некоторый опыт нахождения производной и исследования функции.

Ответьте на вопросы:

  1. Что значит исследовать функцию на монотонность?

  2. Какие точки называют точками экстремума?

  3. Каков алгоритм исследования функции на монотонность и экстремумы.

  4. Каков алгоритм построения графика функции.

2) Устная работа.

  1. 4 слайд Найти производные функции и с помощью стрелки покажите значение производной.

1) y=5х6;

2) y=cosx;

3) y=

4) f(X)=3x4-6x+8x2;

5) f(X)=(X-6)(x+3)

6) f(X)=sin3x+2cos2x;

7) f(X)=

А) –sinx

Г)  

Р) 

Г) 

И) 

А) 

Н) 


  1. 5 слайд Найдите по данным таблицы промежутки возрастания и убывания функции, а также точки максимума и точки минимума по таблице.

  2. 6-9 слайд -работа с графиком, решение заданий ЕГЭ

  3. 10 слайд Найдите min и max функции

 1

 


3.Мотив изучения новой темы.

Среди множество математических задач есть задачи, которые решаются с помощью методов математического анализа, с помощью исследований. Эти задачи оптимизации.

11-12 слайд Вот примеры этих задач.

Эти задачи, легко решаются если их свести к нахождению наибольшего и наименьшего значения функции. И исходя из большой практической значимости, задание на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке включены в ЕГЭ по математике.

Наиболее важной ситуацией является следующая: функция y=f(x) задана на [a;b] и имеет производную во всех точках этого отрезка. Необходимо найти её наибольшее и наименьшее значение на [a;b].

Тема сегодняшнего урока поможет нам научится решать такие задачи.

Физкультминутка упражнение для глаз: посмотрите вдаль, задержите взгляд на далеком предмете; поморгайте; посидите немного с закрытыми глазами.

13 -14 слайд Найти наибольшее и наименьшее значение функции по её графику.

4.Организация (исследовательской) работы в парах

Сегодня я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Работая в парах, получаете задание, выполнение которого должно привести вас к важным теоретическим выводам и алгоритму решения таких задач – задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке. На это вам дается 5 мин.

Задание группам

1. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы

  1. Непрерывна ли функция на отрезке [a; b]?

  2. Найдите стационарные и критические точки.

  3. В какой точке достигается унаиб?

  4. В какой точке достигается унаим?

1)

1)

2)

3) унаиб = f( )

4) унаим= f( )

2)

1)

2)

3) унаиб = ( )

4) унаим= ( )

3)

1)

2)

3) унаиб = f( )

4) унаим= f( )

4)

1)

2)

3) унаиб = f( )

4) унаим= f( )

5)

1)

2)

3) унаиб = h( )

4) унаим= h( )

6)

1)

2)

3) унаиб = g( )

4) унаим= g( )


2. Сделайте выводы:

1) Когда функция может принимать свое наибольшее и наименьшее значения на отрезке? __________________

2) Где непрерывная функция на отрезке может принимать наибольшее (наименьшее) значения? ________________________________________

3) Если наибольшее (наименьшее) значения функции достигаются во внутренних точках отрезка [a;b], то какие это могут быть точки?

__________________________________________

В) Всегда ли непрерывная на отрезке [a;b] функция имеет и наименьшее и наибольшее значение?__________________________________________


1.Анализ результатов работы групп.

Подведём итоги. Каковы результаты работы?

Выводы обсуждают с помощью мозгового штурма. Обобщают, уточняют и озвучивают.

Итак, в ходе работы вы получили несколько важных выводов. Послушаем их.

15 -16 слайд Должны быть сделаны следующие выводы: (Слайд 5)

1) Если функция непрерывна на отрезке, то она достигает на нем и своего наибольшего и своего наименьшего значения.

2) Наименьшего и наибольшего значений непрерывная функция может достигать, как на концах отрезка , так и внутри него.

3) Если наибольшее (или наименьшее) значение достигается внутри отрезка, то только в стационарной или критической точке.

4) Если функция y=f(x) не имеет на отрезке[a;b] критических и стационарных точек, тогда

а) если f´(x)0 на (а; b) f(x) – возрастает на [a;b], поэтому наибольшее значение на отрезке функция принимает в правом конце промежутка, а наименьшее в левом конце промежутка.

б) если f´(x) b) f(x) – убывает на [a;b], поэтому наибольшее значение на отрезке функция принимает в левом конце промежутка, а наименьшее в правом конце промежутка.

17-18 слайд Практическая работа с графиком.

19 слайд примеры из учебника (показывает учитель)

46.1 (б)

46.9 (б,в),


46.10 мы не сможем решить таким способом (неравенством и построением), будем учиться составлять алгоритм

46.10 пример на отрезке нет критических и стационарных точек. Значит функция монотонна.

46.11.(в)

46.11 пример одна точка принадлежит интервалу.

46.12 пример одна точка принадлежит интервалу.

2.Составить алгоритм

Для чего нам в математике нужны алгоритмы? (Чтобы научиться решать задачи.)

19 слайд Известный венгерский, швейцарский и американский  математик Дьёрдь По́йа говорил:

Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию, или катанию на лыжах, или игре на фортепьяно: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь…

Поэтому, я предлагаю вам рассмотреть образец решения задачи (на листочке)

Выделите шаги алгоритма в её решении.

Какие шаги алгоритма мы умеем выполнять?

Какие шаги новые для нас?

Алгоритм

  1. Найти производную f´(x)

  2. Найти стационарные и критические точки функции.

  3. Выбрать те, которые лежат внутри отрезка [a;b]

  4. Поострить таблицу, найти min и max

  5. Вычислить значения функции y=f(x), в отобранных на третьем шаге и на концах отрезка

  6. Выбрать среди этих значений наименьшее (это будет унаим) и наибольшее (это унаиб)

Теорема

А) если х=х0 – точка максимума, то унаиб= f(x0), (рис 240)

Б) если х=х0 – точка минимума, то унаим= f(x0), (рис 241 )

5.Итоги урока

Чем занимались на уроке?(Познакомились с новым видом задач на наибольшее и наименьшее значения функции)

Каков алгоритм решения этих задач? Какие частные случаи могут возникнуть?

  1. Домашнее задание

П.46 стр. 369-374 читать), 46.13, 46,14

Мы с вами сегодня научились находить наибольшее и наименьшее значения функции несколькими способами. Такие задания у нас будут на ЕГЭ. И вы по заданию должны выбрать те способы, которые помогут сэкономить вам время. На этом изучение задач, решаемые с помощью производной не заканчиваются, мы будем продолжать решать такие задачи. Поставьте на листочках себе оценку, кто на какую оценку работал. Моя оценка: все испытании прошли отлично, у всех есть стремление к полету, значит все будете успешными.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!