Тема: обобщения по теме «Наречие»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, словарь наречий, правописание которых запоминается.
Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии; проверить степень овладения умением правильно писать наречие; прививать любовь к родному языку.
«Русский язык необыкновенно богат
наречиями, которые делают нашу речь
точной, образной, выразительной»
М. Горький.
Ход урока
I Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Ребята! Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали нового. Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания, повторим правила написания наречий, поговорим о роли наречий в художественном тексте. Эпиграфом к уроку станут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»
На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.
Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.
II Работа по теме урока
1. Задание. Послушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к ним вопросы (спроецирован на доске).
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
(П.Панченко)
Вы правильно назвали наречия. А теперь вспомните теоретические сведения о наречиях.
2. Предупредительный диктант (спроецирован на доске).
Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2) Наречие никогда не (изменяется).
3) У наречия никогда не бывает (окончания).
4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
3. Восстановите текст (спроецирован на доске).
Задание: Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.
Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
4. Задание: запишите предложения (распечатан).
Из нашего окна видна крыша соседнего дома.
Летние каникулы я провел дома.
Тепло приходилось беречь. – Из-за мороза все были тепло одеты.
Зло надо искоренять. – Зло сверкая глазами, волк приближался.
Солнце светило по-зимнему неярко. – По зимнему небу плыли снеговые облака.
- Как мы отличаем наречия от созвучных форм других частей речи?
В 1 предложении слово дома – имя сущ.: оно обозначает предмет (дома, т.е. здания) и отвечает на вопрос чего?
Во 2 предложении слово дома является наречием: оно не обозначает предмет., а указывает только место.
Кроме того, наречие не изменяется по числам, как это свойственно сущ. (крыши домов); при нем невозможно употребить определения, как при сущ. (крыша соседнего дома).
Итак, наречия, схожие по звучанию с формами других частей речи, следует опознавать по значению. В отличие от других знаменательных частей речи наречия не изменяются.
5. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
6. Вспоминаем фразеологизмы (спроецирован на доске). Задание. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
Положа руку на сердце | честно |
У черта на куличках | далеко |
Рукой подать | близко |
Как в аптеке | точно |
Как баран на новые ворота | недоуменно |
На широкую ногу | расточительно |
Черным по белому | ясно |
Вверх дном | кувырком |
На вес золота | дорого |
Душа в душу | дружно |
Не покладая рук | старательно |
6. Творческое задание. Используя наречия, составьте предложения по картине.
(несколько учеников читают свои предложения)
7 задание. Буквы о и а на конце наречий (распечатан).
1 вариант: выписать наречия с суффиксом –о,
2 вариант: выписать наречия с суффиксом –а.
Досух…, досрочн…, слев…, издавн…, наглух…, направ…, влев…, изредк…, снов…
Досуха, досрочно, слева, издавна, наглухо, направо, влево, изредка, снова, достаточно.
8.Словарный диктант.
На улице по-весеннему свежо, говорить по-немецки, кое-как передвигаться, запоминать крепко-накрепко, смущенно улыбаться, по-прежнему дружить, держаться мужественно, говорил неискренне, написал небрежно, вовсе не далеко от нас.
III. Подведение итогов урока
IV. Домашнее задание.
Подготовиться к итоговому тесту по теме «Наречие», группе учащихся написать сказку «О наречии»