СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока: дать понятие о наречии как часть речи,показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи»

МОУ «Невонская СОШ №1»

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 7 учитель Пыжикова М.А.

Учебник: русский язык 7 класс под редакцией А.Д. Шмелева-М.: Вентана-Граф, 2018.

Тема: Наречие как часть речи.

Цели урока: дать понятие о наречии как части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:

- формирование умения находить и использовать наречия в тексте, определять их значение;

- расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий ;

-воспитывать у обучающихся интерес к изучению русского языка;

Метапредметные: выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять логические операции сравнения, анализа и синтеза.

Личностные: умение вести диалог на основе взаимного уважения, понимать существование различных мнений и подходов к решению проблем.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы: «Мозговой штурм», кластер, ИНСЕРТ, «зигзаг», игра «Собери слово»

Оборудование: карточки – задания, презентация.


Ход урока.



I.Организационный момент.

Приветствие.

-Здравствуйте! Я вам желаю сегодня быть внимательными и старательными, активными и находчивыми.

А для этого давайте поприветствуем, друг друга улыбкой, пожалуйста, повернитесь и улыбнитесь друг другу.

II. Определение темы. Игра «Собери слово»

1)- Ребята, я загадала слово, чтобы отгадать его, вы должны выполнить задания.

- Вспомните, из каких морфем состоят слова? (корень, приставка, суффикс, окончание)

- Посмотрите, пожалуйста, на экран, на слайде вы видите слова. Я называю определенную морфему каждого слова, вы записываете ее в тетрадь.

(слайд №1 со словами напишут, изречение, говорить, задание)

-у слова напишут запишите приставку, у слова изречение – корень, у слова говорить –глагольный суффикс, у слова- задание – окончание. Назовите слово, которое у вас получилось.

-Правильно, это наречие. Запишите тему урока «Наречие как часть речи»

(слайд №2, учащиеся записывают тему урока)

- Ребята, на слайде написаны слова УЗНАЕМ, НАУЧИМСЯ, ПРИМЕНИМ (слайд №3), сформулируйте задачи урока, используя вопросы ЧТО?,ЧЕМУ?ГДЕ? ( ответы учащихся )


2)Введение в тему урока.

Чтение стихотворения про наречие (слайд №4)

Легла на наши плечи и на семь вопросов отвечает.

Ещё одна часть речи! ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА?

Она не изменяется ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И КАК?

Наречием называется.

Признаки действий оно означает

Задание: ответьте на вопросы. (Прием «Мозговой штурм»)

- От какой части речи зависит наречие?

- на какие вопросы отвечает наречие?

- Что обозначает наречие?

- Как вы думаете, каким второстепенным членом предложения является наречие? (ответы учащихся)

3) - На ваших столах лежат карточки с предложениями. Определите, в каких предложениях есть наречия. А) Если выделенное слово – наречие, то напротив него поставьте букву Н, если не наречие – поставьте прочерк. Б) Выполните синтаксический разбор первого предложения.

1.Туман медленно исчезает.

2.Солнце слегка коснулось воды.

3.Прогремел гром.

4.Это платье красивое.

5.Она смотрела вдаль.

6. Отец закрыл окно. (взаимопроверка по эталону, слайд №5)

III.Осмысление содержания. Работа с учебником, глава 3 параграф 2 с. 159-161.

З адание классу: прочитать теоретический материал, отметить на полях значками: -известная информация; + новые факты, - не знаю; ? – требуется разъяснение. (прием ИНСЕРТ)

Вопросы к классу:

1.Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Что нового вы узнали из материала учебника? (ответы учащихся)

3 ) Составление кластера:

наречие






IV. физкультминутка.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки

- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (ответ 5

V.Закрепление материала (слайд №6) Прочитайте текст.

1) 1. Пели птицы. 2.За домом журчало горло дрозда-дерябы. 3.Цвинькали синички.

4.Куковала кукушка. 5.Её голос был печален и светел.

2)1. Радостно и отрешённо пели вокруг птицы.2. Прямо за домом раскатисто,

многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. 3.Тут и там застенчиво и озорно

цвинькали синички.4. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. 5.Её голос

был печален и светел.

- Сравните тексты и определите, чем они различаются. (ответы учащихся)

- Какая часть речи делает второй текст ярче, образней?

(Наречие делает нашу речь выразительной).

- из предложений 4 – 5 выпишите словосочетания, определите, к какой части речи относится главное слово каждого словосочетания. Укажите, что обозначает наречие.(проверка по эталону на слайде № 6)

VI. Работа в группах. (прием ЗИГЗАГ).

(Ученики делятся на 3 группы, выполняют разноуровневые задания)


Задание 1 группе: Перед вами карточка со словами: КРУГОМ, КРАСИВО, ВОЛШЕБНО, ЧАСТО, УВЛЕЧЕННО. Составьте с данными словами предложения, подчеркните наречия. Ответьте на вопрос: для чего служат наречия?

Первое предложение: Зима.


Задание 2 группе:

Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их

как члены предложения.

Был полдень ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая

________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка

________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния

________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы.

(Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно).


Задание 3 группе:

В речи часто встречаются устойчивые выражения, их еще называют фразеологизмы. Например, мама вместо того, чтобы сказать: «Не бегай быстро!», говорит: «Не бегай, сломя голову!». Эти устойчивые выражения очень хорошо заменяют наречия в нашей речи.

Поработайте редактором. В стихотворении Е. Полежаевой, замените наречия на устойчивые обороты (фразеологизмы) Запишите полученное стихотворение.


Шел медленно пес Барбос

И вот что говорил невнятно:

«Мы жили с котом дружно,

Но внезапно он закон нарушил.

Теперь уйду я далеко,

Никогда не передам привета».

Вы дружбу дорого цените,

Необдуманно лишних слов не говорите.

Для справок: душа в душу, на край света, черепашьим шагом, с бухты-барахты, ни в жизнь, себе под нос, как снег на голову, на вес золота.

(Учащиеся выполняют задания и защищают работы. Каждая группа оценивает работы друг друга.) (слайд №7-8 тексты заданий)

VII. Подведение итогов.

- Подведем итоги урока. Вспомните, что называется наречием?

-Чем наречия отличаются от других частей речи?

- Какую синтаксическую роль выполняют наречия в речи?

Задание: составьте синквейн «наречие» (слайд № 9 памятка, как составлять синквейн)

(учащиеся составляют пятистишие)

Выставление оценок.

Домашнее задание: Параграф 2, а) упр 10, правило с161 б) написать сочинение –рассуждение «Зачем нужны наречия в письменной речи?» (задание на выбор) (слайд 10)

VIII. Рефлексия.

Продолжите фразу, подобрав к глаголу наречия.

На уроке было….

Я работал…

Приложение.

Задание №1.

Зима. Кругом все белым-бело. Красиво оделись в зимние шубы деревья и кустарники. Волшебно смотрятся узоры на окнах . На улице часто слышится веселый смех ребят. Они увлеченно лепят снежную бабу или играют в снежки.

Пример синквейна.

Наречие

Неизменяемое, самостоятельное

выполняет, дополняет, украшает

Обозначает признак действия

Часть речи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!