СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи»

Предмет: русский язык

Дата:

Класс: 7

Учитель:

Номер урока:

Тема урока: Наречие как часть речи

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: познакомить обучающихся с наречием как частью речи, научить определять грамматические признаки наречия, распознавать наречия среди других частей речи.

Планируемые результаты:

Личностные:  проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей школьника на оказание помощи своему соседу по парте; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Метапредметные:  развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер учащегося; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта.

Предметные: развивать познавательную активность учащихся, умение реализовать знания путем активации логического мышления в различных учебных ситуациях.

Оборудование: учебник Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. «Русский язык 5 класс» М., «Просвещение», 2014г, раздаточный материал.



Ход урока.

  1. Организационный этап.

Приветствие, оформление записи числа в тетради.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .

-Что мы сейчас изучаем на уроках русского языка? (Части речи)

- На какие группы делятся части? (Самостоятельные и служебные).

На доске:

Засвищут скоро солов(?)и

И лес оден..тся листвою.

Спишите предложение, объясните вставленные буквы, знаки препинания, подчеркните члены предложения и укажите все части речи, которыми они выражены



  1. Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание).

С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи сегодня вы изучаете ее впервые.

- Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы?

(Знать морфологические признаки наречия; научиться отличать наречия от других частей речи; научиться находить наречия в тексте;

уметь употреблять наречия в тексте.)

- Вспомнить, что такое наречие, откуда произошло его название (этимологию) узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.

IV. Выявление места и причины затруднения

  1. Задания для исследования: ( наречие из предложения)

Вчера погода резко испортилась.

На какие вопросы отвечает? 1 группа

Как изменяется? 2 группа

К чему относится? Каким членом предложения является?(синтаксическая роль)

Делаем вывод (вместе)

-Что такое наречие?

-На какие вопросы отвечает?



Близко, слева, справа – где?

Направо, налево, вверх – куда?

Сегодня, вчера, утром – когда?

Издалека, сверху, справа – откуда?

Честно, дружно, интересно – как?

Нарочно, специально – зачем?

Поневоле, спросонок – почему?

Как изменяется?

Попробуйте изменить это слово по падежам.

Учитель: Изменяется ли оно по падежам? (Нет).

- А теперь измените по лицам.

Учитель: Изменяется ли по лицам? (Нет).

Учитель: Вывод: Наречие – это неизменяемая часть речи.

Учитель: Какая часть слова указывает на изменяемость слов? (Окончание)

Учитель: Что такое окончание?

Учитель: А какая часть слова служит для образования новых слов? (Приставка, суффикс).

Учитель: Что такое приставка? Суффикс?

Учитель: Какие вы знаете суффиксы? (У существительных, прилагательных, глагола).

Учитель: В наречии «обыкновенно» суффикс -о. Еще в наречиях есть суффиксы: -а, -у, -у. А вот окончания нет. (И нулевого тоже).

Учитель: А кто из вас попробует дать определение наречия?

- Давайте проверим по учебнику, правы ли вы.

Работа с теоретическим материалом на стр.106-107 учебника

Каким членом предложения является наречие?(обстоятельством, определением).



V.Реализация построенного проекта

1.Выполнение упражнения 196 на стр. 107

Физкультминутка: Внимательно слушайте, когда услышите НАРЕЧИЯ, хлопайте в ладоши

Давайте быстро отдохнем,

Глубоко мы все вздохнем,

Высоко поднимем руки,

Прогоним срочно лень и скуку.

Повернемся влево, вправо.

Отдохнули? Вот и славно!

  1. Игра «Редактор». Исправьте устно ошибки в употреблении наречий».

(Читаются предложения и исправляются ошибки)

  1. Вперед подумай, потом отвечай.

  2. Спереди меня шел высокий человек.

  3. Девочка хорошо говорит по-английскому.

  4. Завтра заместо математики будет Литература.



  1. Работа с фразеологизмами. (выполняется работа в паре). Замените фразеологизм наречием:

Спит как убитый – крепко.

Знать как свои пять пальцев – хорошо.

Кот наплакал – мало.

Ни свет ни заря – рано.

Как снег на голову – неожиданно.

В час по чайной ложке – мало.

Рукой подать – близко.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание: Замените противоположными по смыслу наречиями:

Быстро – медленно

Темно – светло

Легко – тяжело

Тихо – громко

Сверху – снизу

Много – мало

Вперед – назад



Дополнительно.

Выполняем ТЕСТ «Верные и неверные утверждения» (взаимопроверка) (

1). Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия.

2). Наречие – это служебная часть речи.

3). Наречие отвечает на вопросы косвенных падежей.

4). В предложении наречие обычно является обстоятельством.

6). Наречие спрягается.

7). Наречие отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Зачем?

8). Наречие обозначает признак действия, признак признака.

Итог подводит учитель.

VII. Рефлексия деятельности.

Что мы исследовали? (Наречие как часть речи)

- Каковы результаты нашего исследования?

- А какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее выполнили?



VIII. Домашнее задание.

Параграф 29,

1.Выписать из худож. лит. 5 предложений с наречиями;

2. Выполнить .упражнение 199











































































Близко, слева, справа – где?

Сегодня, вчера, утром – когда?

Направо, налево, вверх – куда?

Издалека, сверху, справа – откуда?

Поневоле, спросонок – почему?

Нарочно, специально – зачем?

Честно, дружно, интересно – как?



Игра «Редатор». Исправьте устно ошибки в употреблении наречий.



  1. Вперед подумай, потом отвечай.

  2. Спереди меня шел высокий человек.

  3. Девочка хорошо говорит по-английскому.

  4. Завтра заместо математики будет Литература.



  1. Самостоятельная работа (в парах)

Задание: Замените противоположными по смыслу наречиями:

Быстро – медленно

Темно – светло

Легко – тяжело

Тихо – громко

Сверху – снизу

Много – мало

Вперед – назад



Работа с фразеологизмами: Замените фразеологизм наречием:

Спит как убитый – крепко.

Знать как свои пять пальцев – хорошо.

Кот наплакал – мало.

Ни свет ни заря – рано.

Как снег на голову – неожиданно.

В час по чайной ложке – мало.

Рукой подать – близко.



  1. Выполняем ТЕСТ «Верные и неверные утверждения» (взаимопроверка)

1). Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия.

2). Наречие – это служебная часть речи.

3). Наречие отвечает на вопросы косвенных падежей.

4). В предложении наречие обычно является обстоятельством.

6). Наречие спрягается.

7). Наречие отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Зачем?

8). Наречие обозначает признак действия, признак признака.

Итог подводит учитель.