СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наречие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Наречие как часть речи»»

Тема урока «Наречие как часть речи»

Цели урока:

  • Обучающая: познакомить обучающихся с наречием как частью речи, научить определять грамматические признаки наречия, распознавать наречия среди других частей речи.

  • Развивающая: продолжать формирование орфографических и пунктуационных навыков, развивать познавательную активность учащихся, умение реализовать  знания путем активации логического мышления в различных учебных ситуациях

  • Воспитывающая: воспитывать интерес  школьников к учебному предмету, чувства любви и уважения к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, ИКТ.

Методы обучения: интерактивный, словесный, наглядный, частично-поисковый.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, оформление записи числа в тетрадях.

Определение темы урока

Задание с.106

- Ребята! Мы с вами уже говорили на предыдущих уроках о том, как богат и красив наш язык, сколько всего можно описать с помощью слов русского языка. Сегодня мы ещё раз в этом убедимся.

Прочитайте стихотворение на слайде и подумайте, о чём оно?

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Если вспомнишь слово ты «светло»,

То увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

- О чём говорится в стихотворении? ( О языке, о его богатстве, красоте)

Слова какой части речи выделены в стихотворении? (Наречия)

Сформулируйте тему урока («Наречие как часть речи»)

Целеполагание

- Почему вы решили, что выделенные слова - наречия?- Отвечают на вопросы КАК?

- Значит, если слово отвечает на вопросы КАК? – это наречия? - Нет.

Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?

- Не достаточно.

- Можно ли спутать наречие с другими частями речи? (Да)

- Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?

1. Научиться определять, что такое наречие.

2. Распознавать наречие среди других частей речи

                4. Актуализация знаний о наречии

Приём «Мозговой штурм»

- Вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии. На какие вопросы отвечает наречие?

  • От каких слов в предложении зависит наречие?

  • Изменяется ли по лицам, числам, падежам?

  • Есть ли у наречия окончание?

(Записи групп учащихся проверяются коллективно, напротив правильных ответов ставится +, неправильные обсуждаются).

- Сегодня мы только начинаем изучение наречия. В течение урока мы будем вносить добавления в наш кластер, как только появится новая информация о наречии.

                  5. Этап изучения нового материала

1) - Давайте посмотрим, с какими частями речи может быть связано наречие, чьим помощником оно является.

Задание для 1 группы

Вместо пропусков вставьте в текст подходящие по смыслу наречия

……ночью пошёл дождь. Он ……….стучал в окна, ………шумел в густой листве, …………журчал в водосточных трубах.

Слова для справок: поздно, весело, звонко, деловито.

-Чьим помощником можно назвать наречие? (Здесь наречие – помощник глагола, поясняет его).

Задание для 2 группы

И ………наступает день, когда на эту притихшую землю ………….начинают падать миллионы …………..красивых снежинок, и она вся становится …………..белой.

Слова для справок: вдруг, быстро, удивительно, ослепительно.

- Чьим помощником является здесь наречие? (Оно помогает глаголу и прилагательному).

Задание для 3 группы

Папа……..быстро оказался в комнате.Он сварил макароны по-флотски и яйца всмятку.

Слова для справок: очень, рядом, весело, яростно.

- Чьим помощником является здесь наречие? (Оно помогает сущ и другому наречию).

2) - Выясним значения наречия, его роль в предложении, разобрав словосочетания. ( К доске выходят представители каждой группы и разбирают словосочетания из своих карточек, остальные работают в тетрадях). Слабым обучающимся даются памятки с порядком разбора словосочетания.

Разбираются словосочетания:

весело стучал  ( гл.+нареч., признак действия);

удивительно красивых (нареч.+прилаг., признак признака);

очень быстро (нареч.+нареч., признак признака).

макароны по-флотски - Сделаем выводы и внесём добавления в «Кластер»: от каких частей речи может зависеть наречие и что оно обозначает.

- Итак, давайте попробуем сформулировать правило, что же такое наречие, какими признаками оно обладает. Чтение в учебникес.106

Физкультминутка.

Используем для разминки наречия: вверх, вправо, вниз, вперёд.

                              6. Этап закрепления

Упр.196 выписать наречия,

по 2 разбор на схемы(дружно,грузно,спереди,сзади,смолоду,снову)                       7. Упр.197

упр.198

Рефлексия.- .Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?

Какой главный морфологический признак имеет наречие?

К каким словам чаще всего примыкает наречие?Каким членом предложения обычно бывает наречие?

                  8. Домашнее задание

Выучите правило о наречии на стр. 106, выполните 1 из заданий (по выбору) (задания предоставлены на карточках):

  1. Выписать из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с наречиями.

  2. Упр.199,1 предложение – синтаксический разбор.

Вставить наречия.Был полдень, ______  палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния,  ________ раздался первый удар грома.

  1. Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок.

Положа руку на сердце

У черта на куличках

Рукой подать

Как в аптеке

Черным по белому

Битый час

Бок о бок

На вес золота

Душа в душу

Слова для справок: Рядом. Близко. Честно. Далеко. Долго. Точно. Дружно. Ясно.

Уровень А.

Указать выделенную часть речи.Найти наречия , поставить вопрос к наречию, указав стрелкой, от какого слова оно зависит.

Я очень люблю весну Он лениво потянулся Туман медленно исчезает


Солнце слегка коснулось воды.Прогремел гром.Это платье красивое.Стол стоит крепко


Руки работают ловко.Она смотрела вдаль.Отец закрыл окно.Звездное небо


Лес закончился неожиданно.Все громко кричали.Задачу решить легко.Листья плавно опустились


Проверить, насколько хорошо вы усвоили общее грамматическое значение наречий, поможет следующая работа.

- Прочитайте текст на карточках. Выпишите словосочетания с наречиями, укажите, чем выражено главное слово; определите грамматическое значение наречий: “признак действия”, “признак признака”, “признак предмета”.

Сказка об одуванчиках

Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу. Смотрит: необычайно красива земля. И леса, и луга – все в нарядном платье Весны. Настоящая сказка наяву! Но чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на зеленую землю солнечные пылинки, и весело засветились на лугах желтые огоньки-одуванчики.

А сердитая Зима, которая пряталась неподалёку, бросила взгляд исподлобья. Смотрит, а в траве растут маленькие солнышки и ослепительно ярко горят. Разозлилась Зима. Махнула своим серебряным рукавом, запорошила огоньки снегом и ушла на Север. А одуванчики стали щеголять в двух нарядах: в желтом платье и белой пушистой шубке.

(Должны быть выписаны словосочетания:

встало однажды, необычайно красива, сказка наяву, весело засветились, неподалёку пряталась, взгляд исподлобья, ослепительно ярко, ярко горят).

- Какие были затруднения при нахождении наречий? (сказка наяву, взгляд исподлобья). Внесём записи в «Кластер» о том, что наречие может зависеть от существительного и быть определением.






Разряды наречий по значению

Цель:формирование знаний учащихся о разрядах наречий по значению.

Обучающая задача:познакомить с разрядами наречий по значению.

             Развивающая задача:формировать умение находить в тексте наречия и определять их разряд по значению.

А) карточки

Б)Орфоминимум с.110

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение наречия как части речи. Но прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что вы уже знаете о наречии.

А) карточки

б).2. Выполним упражнение «Верное и неверное утверждение».  Если вы согласны с данным утверждением, то напротив него ставите знак «+», если не согласны – ставите знак “-”.

Наречие – служебная часть речи.+

Наречие не имеет окончания.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие обозначает признак другого признака

Наречие обозначает признак действия.

В предложении наречие является дополнением.

Наречие может отвечать на вопрос сколько?

Наречие могут совпадать с отдельными формами имён существительных.

Наречия – неизменяемая часть речи.

Поменяйтесь с соседом по парте листами с заданием. Я называю правильные ответы. Сравните их с тем, что у вас получилось. Неправильные ответы зачеркните.

2.Объяснение нового материала

3.1. Постановка целей и задач урока

Учитель: упр.204

- Определите, по какому принципу наречия можно разделить на группы?  

- В зависимости от того, какое значение имеют наречия, выделяется несколько разрядов наречий.

Итак, тема нашего урока «Разряды наречий».

Попробуйте определить задачи урока.

- Знать, на какие разряды делятся наречия.

- Уметь определять разряд наречия.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока «Разряды наречий».

Учащиеся оформляют записи в тетрадях.

  1. Исследовательская работа. Актуализация нового материала

Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

Знакомство с информацией о разрядах наречий

В учебнике на странице 88 представлена таблица разрядов наречий.

По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

Учитель: Работаем в группах по 4 человека.

(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Громко, быстро, шёпотом

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

Очень, слишком, чересчур

Таблица с.110

Местоименные наречия

Результат самостоятельной работы заполненная схема.

Схема составляется на доске.

Бдю

Физкультминутка.

Прочитайте задание 1.

Вам нужно в предложенном списке словосочетаний подчеркнуть только те наречия, которые относятся к вашему разряду. На задание отводится 5 минут.

Учащиеся работают в группах. 

1 группа: наречия образа и способа действия.

2 группа: наречия меры и степени.

3 группа: наречия места.

4 группа: наречия времени.

5 группа: наречия причины.

6 группа: наречия цели.

Словосочетания для анализа:  говорить быстро, уехать завтра, повернуть налево, смотреть издали, никогда не смотреть, смотреть свысока, уехать тотчас, уехать нарочно, увеличить выпуск втрое, не понимать совершенно, очень измениться, понимать быстро, обидеть сгоряча, не расслышать спросонья, жить вдали, сделать напоказ, сделать специально, не увидел сослепу.

Учитель: Приступим к проверке.

Учащиеся: Один ученик от группы зачитывает словосочетания, остальные внимательно слушают и при необходимости дополняют и исправляют.

Учитель следит за ответами учащихся, при необходимости вносит исправления, дополнения.

5. Упражнения на закрепление

Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры  и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Битый час

долго

наречие времени

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия

Найдите наречия, определите разряд.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их покрыты первым пухом волос, которого еще (не)касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли (не)подвижно, потупив глаза в землю.

Преобразуй словосочетание «прилагательное + существительное» в словосочетание «глагол + наречие».

Быстрый бег, упорный труд, веселая игра, резкий удар, долгая ходьба, яркий свет, напряженная работа, толковый ответ.

Игра «Корректор» 

Домашнее задание.таблицу выучить упр.207 сл.сл.
III. Рефлексия 
Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать - 
(может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!