СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 урок по изучению наречий в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи»

Урок №65.

Тема: Общее значение наречия.

1-ый час.

Цели:

  • О: повторить сведения о наречии, полученные учащимися ранее.

  • Формировать умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить наречия в тексте.

  • Учить различать наречия и краткие прилагательные.

  • В: воспитывать внимание к языку и интерес к предмету.

  • Р: развивать наблюдательность.

  • Развивать умение аргументировать свою точку зрения.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока.

  1. Сообщение и запись темы урока. Постановка целей урока.

  2. Знакомство с наречием. Знакомство с понятием наречие.

– Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.


  1. Выступление мальчика в роли Наречия (или выразительное чтение текста с помощью слайда презентации).

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие(говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

  • Запишите однокоренные слова к слову наречие.

  • Что вы узнали о наречии из его собственного рассказа?


  1. Наблюдения над языковым материалом (работа с ИД)

Внизу бежала река.
Утром
 был мороз.
В зарослях черёмухи громко пели соловьи.

Он сказав это сгоряча, он пожалел об этом.
Проснувшийся рано ученик собирался в школу.

Удивительно яркие листья цветка привлекали внимание.

  • Найдите в записанных предложениях наречия.

  • Согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что наречия обозначают признаки?

  • Какая еще часть речи обозначает признак?

  • К какой части речи относится наречие? Значит, признак чего оно обозначает?

  • Выпишите словосочетания, в которых наречие являлось бы зависимым словом.

  • Какие вопросы мы задавали к наречию?

  • А какие еще вопросы можем задать?

  • Каким членом предложения будут наречия?


  1. Морфологические признаки наречия.

  • Давайте попробуем определить, как наречия изменяются?

  • Сделайте вывод.

  • Как эта морфологическая особенность наречия отразится на его морфемном составе? (Раз наречие – неизменяемая часть речи, то какая морфема отсутствует у него?)


  1. Морфемный разбор наречий: внизу, утром, громко, сгоряча.


  1. Чтение теоретического материала на стр. 92
    - Какая информация новая для нас?


  1. Отличие наречий и прилагательных. Наблюдение над языковым материалом (работа с ИД).

Платье красиво. Нарисовал красиво.

Здание чисто. Чисто написал.

Небо ясно. Ясно сказать.

  • Как определить часть речи?

  • На какие вопросы отвечают наречия и краткие прилагательные?

  • От каких частей речи зависят?

  • Составьте самостоятельно словосочетания или предложения, в которых бы слово громко было бы наречием и кратким прилагательным.



  1. Итоги урока.

  2. ДЗ.

§34, упр. 221

Индивидуальные задания: определить этимологию слов: ничком, навзничь, авось, набекрень.