VII урок изобразительного искусства (19 – 25 октября 2020 г.)
Народный праздничный костюм
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
Знаешь ли ты,
какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?
Как выглядели будничные и праздничные
народные костюмы?
Как и зачем их украшали?
Крестьяне использовали ткань из льна
или конопли, крапивы. Ткань ткали дома.
Ткань из льна
Ткань из конопли
Основой женского народного костюма была рубаха .
Вышивка на рубахе имела особое значение (вспомни прошлый урок).
В северных и центральных губерниях России поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны .
Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной («княжей») полосой, тесьмой серебряным кружевом, канителью (тонкой металлической нитью) и узорными пуговицами.
На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода – душегрею .
Рубаха-долгорукавка
Епанечка
Сарафан
Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка.
Девушки имели право «светить» волосом, т.е. ходить простоволосыми . С момента замужества ходить с непокрытой головой было не прилично.
В будни голову незамужней девушки украшала лента-повязка, а в праздники – коруна , в конце длинной косы вплетали косник – украшение из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца.
Коруна
Лента-повязка
На юге России вместо сарафана женщины поверх рубахи носили понёву – домотканую клетчатую шерстяную юбку из двух полотнищ. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой. К понёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землёй (ромбы, образы матери-земли, древа жизни, птиц).
Поверх понёвы и передника надевали навершник (верхняя короткая одежда без рукавов) из нарядной ткани.
Одежда детей соответствовала традиционной одежде взрослого.
Основой мужского костюма тоже была рубаха, имела разрез посередине или сбоку ( косоворотка ). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали .
Повседневная одежда была гораздо скромнее: меньше вышивки, меньше декора.
Попробуй догадаться, где женщина с юга России, а где с севера.
Замечательные образцы русских традиционных костюмов, изысканные композиции мы видим
в книжных иллюстрациях.
Задание на оценку: выполнить работу «Русский традиционный костюм»
(портрет или сюжетная композиция. Это должен быть ЧЕЛОВЕК в костюме)
1. Техника исполнения - любая ( аппликация, фломастеры, краска, пластилин, гелевые ручки, пастель и др. Старайся не рисовать цветными карандашами – при фотографировании яркость пропадает и рисунок становится очень бледным). 2. Размер – любой (примерно А4) 3. Критерии оценивания – историческая правда, использование традиционного силуэта костюма и орнамента, красивый сложный узор и цветовое решение, аккуратность, интересная композиция и сюжет, ЦВЕТНАЯ работа. 4. Идеи для создания композиции ты найдёшь в моей презентации. 5. Можно сделать коллективную работу на пару с другом/подругой (например, нарисовать несколько фигур в альбоме, вырезать их и скомпоновать красиво и интересно в единую композицию, дорисовать фон) Если работа будет многофигурной и сложной , качественной и интересной , могу поставить несколько оценок. Не забудь подписать работу и выслать фото мне через WhatsApp +79ХХХХХХХХХХ. Сделай очень краткий конспект в альбоме или тетради с темой урока и новыми терминами (высылать не надо, это ваша шпаргалка)