СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нарушение поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Нарушение поведения"»


Глава 6. Психология и педагогика воспитания детей в семье.


Стили воспитания детей в семье.

Существуют различные классификации типов семейного воспитания - А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [1999|, Исаева [1996], А.Я. Варги [1997], А.И. Захарова[1997] и др., тем не менее, основополагающую роль для выделения типов семейного воспитания сыграли работы Д. Баумринд [Baumrind, 1975]. Критериями такого выделе­ния признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип роди­тельского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоцио­нальным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспита­ния являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченнос­тью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игно­рирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Роль указанных стилей родительского воспитания — авторитетного, ав­торитарного, либерального и индифферентного — в формировании лично­стных особенностей детей стала предметом специального изучения. Пара­метрами оценки личностных качеств ребенка, зависящими, по мнению автора, от стиля родительского воспитания, были названы: отношения враждебности/доброжелательности ребенка к миру; сопротивление, соци­альный негативизм/кооперация; доминирование в общении/уступчивость, готовность к компромиссу; доминантность/подчинение и зависимость; це­ленаправленность/импульсивность; направленность на достижения, высокий уровень притязаний/отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия/зависимость (эмоцио­нальная, поведенческая, ценностная). Стиль родительского воспитания примерно в 80% случаев удалось идентифицировать.

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое исполь­зование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткость запретов и требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассив­ность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстри­ровали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обос­нование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандар­тов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетно­го родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, го­товности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родительстве может стать слишком высокая мотивация до­стижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприят­ном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчи­ки оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с деть­ми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, за­претов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достиже­ний ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, вы­сокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельнос­ти и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирова­ние и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.

Исследования говорят о том, что, сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личност­ных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, осо­бенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания ин­дивидуальным качествам ребенка. Чем он старше, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется его собственной актив­ностью и личностной позицией.

По данным, полученным на североамериканской выборке (США), рас­пределение родителей по стилям семейного воспитания, выделенным Баумринд, выглядит следующим образом: 40—50% родителей реализуют авто­ритарный или близкий к авторитарному стиль воспитания; 30—40% — демократический и около 20% — разрешающий или попустительский стиль. Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания.

Гармоничный тип семейного воспитания отличается: «взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной под­держкой;

•высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи,

включая детей;

•признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

•отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

•признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипуля-тивной стратегии воспитания;

•обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенно­стями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой тре­бований;

•систематическим контролем с постепенной передачей функций кон­троля ребенку, переходом к его самоконтролю;

•разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

•устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и пла­номерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Типы дисгармоничного воспитания.

Дисгармоничные стили воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:

•недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возмож­ность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутст­вие взаимности;

•низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в во­просах воспитания детей;

•высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отноше­ниях родителей с детьми;

•ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

•завышение требований к ребенку или недостаточная требователь­ность, вседозволенность;

•неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;

•повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;

•недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ре­бенка.

Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгар­моничного типа воспитания в семье.

Гипопротекция

Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.

Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспита­ния по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и кон­троля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний. Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведе­ния как единственно правильный и возможный.

Гипопротекция в чистом виде отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже ви­тальные потребности.

Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ре­бенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные его по­требности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содер­жательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обес­печивается. Достаточно часто за скрытой гипопротекцией кроется неосо­знанное эмоциональное отвержение ребенка.

Перфекционизм – рационально обосновываемая гипопротекция. На­пример, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет ка­кие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение.

Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда ро­дители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой се­мье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например, от­правляют его на все лето в дорогой престижный лагерь. Родители по отно­шению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребен­ку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объек­том агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопро­текции в жестокое обращение.

Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлин­ной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь — за счет повышенной опеки. Ребе­нок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.

Гиперпротекция

Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротек­ция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека может быть обусловленной доминированием мотива эмоционального кон­такта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую по­требность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиноче­ства. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.

Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ре­бенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удов­летворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, как не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое разви­вающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи.

Доминирующая гиперпротекция. В основе ее может лежать как эмоцио­нальное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отно­шение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребенка, по­пытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Диктат и доминантность родителя выступают в форме категоричности, директивности и безапелляционности суждений, в стремлении установить не­ограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекослов­ного послушания. Одной из причин родительской доминантности является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гипер­протекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доми­нирующей и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой.

Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, при­нятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем роди­тель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви из­лишком подарков и материальных ценностей.

Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.

Смешанная гиперопека — это переход от гипер- к гипоопеке, принимаю­щей скрытые формы.

Противоречивое воспитание.

Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов вос­питания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступает как несо­вместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного. Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность ро­дителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нор­мативные и ненормативные кризисы семьи, например, в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспи­тания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в про­цесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих рефлексиро­вать и согласовывать свои воспитательные подходы. Неравномерность воспитания может проявляться в дефиците эмоционального общения роди­теля с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контак­та в более старшем. Частным случаем противоречивого воспитания является так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменя­ются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же нео­жиданно и необоснованно восстанавливаются.

Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тре­вожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции, росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его воз­расту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со сторо­ны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка. Дети, воспитывающиеся в атмо­сфере повышенной моральной ответственности, очень обязательны, гиперсоциальны, но склонны к невротизации и соматизации психологических про­блем, к высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование; искажение когнитив­ного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации разви­тия (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ло­жится ответственность за младших и домашние заботы).

Гиперсоциализирующее воспитание

Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя па социаль­ном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверст­ников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и огра­ничениях. Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и пра­вил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределен­ность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаи­модействия и особенностей ребенка. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка.

Жестокое обращение с ребенком

Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физичес­ких наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недо­статком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказа­ний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью ро­дителя. Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения», «позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, в соответствии с ме­ханизмами проекции и рационализации ему приписываются всевозмож­ные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испорченность, эгоизм и т.д.


Воспитание в культе болезни

Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспи­тания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, раз­витию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого по­ведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль «больной член семьи».

Воспитание вне семьи.

Воспитание в детских учреждениях (домах ребенка, детских домах, интер­натах, у дальних родственников) особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей. Лишение семьи в раннем возрасте приводит к необратимым или трудно корригируемым нарушениям в формировании привязанности и автономии личности (Дж. Боулби) и базового доверия к миру (Э. Эриксон). Наиболее яркими следствиями такого воспитания ста­новятся расстройства эмоциональной сферы (страхи, тревожность, депрес­сия, трудности эмпатии), нарушения личностного и умственного развития, высокая агрессивность, жестокость и формирование девиантного, т.е. от­клоняющегося от нормы, и делинквентного, выходящего за пределы право­вых норм, поведения.

Значительный интерес представляют также выделенные А.Я. Варгой [1997] неадекватные типы материнского отношения.

1. Отношение матери к сыну по замещающему типу. Сыну приписывает­ся роль супруга. Отношения в диаде строятся по типу поиска поддержки, пе­рекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына. Сыну навя­зывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как в неполной, так и в полной семье. В полной — в случае коалиции мать—сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец – дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант воспитания скорее можно рас­сматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственнос­ти, поскольку отец не претендует на исключительность внимания дочери.

2. Симбиотическая связь матери с ребенком, характеризующаяся гиперопекой и низкой степенью эмоциональной дифференциации. Может быть как потворствующей, так и доминирующей, но главная черта симбиотической связи — родитель и ребенок в сознании матери не разделены, пред­ставляют единое целое. Это очень плохо в подростковом возрасте, так как симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками.

3. Лишение родительской любви. Любовь родителя используется как инст­румент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить.

4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представля­ет угрозу для развития личности ребенка, поскольку может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.

Е.О. Смирнова [Смирнова, Быкова, 2001] выделяет девять вариантов ро­дительского поведения в зависимости от выраженности личностного и предметного компонента родительского отношения: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, потакаю­щий, ситуативный и зависимый родитель. В каждом из перечисленных вари­антов превалирует либо личностный (любовь, сочувствие, сопереживание ребенку), либо предметный (требования, контроль, оценка качеств ребенка) компонент родительского отношения. Строгий родитель директивен, авто­ритарен, ориентирован на социальные достижения, предъявляет ребенку вы­сокие требования, далеко не всегда согласованные с его возможностями, ог­раничивает инициативу и активность самого ребенка. Объяснительный использует в воспитании стратегию объяснений, ориентируясь на ребенка как равноправного партнера. Автономный поощряет самостоятельность и независимость ребенка, предоставляя ему возможность самому находить ре­шение проблем. Компромиссный в воспитании придерживается тактики равноценного обмена. Предлагая ребенку непривлекательное задание или поручение, он стремится «уравновесить» его наградой, учесть интересы, по­требности и увлечения ребенка. Содействующий чувствителен как к нуж­дам, так и к потребностям ребенка, всегда готов прийти ему на помощь, ори­ентирован на равноправное сотрудничество, предоставляет ребенку шанс самостоятельно справиться с проблемой там, где это возможно. Сочувствую­щий сензитивен к эмоциональному состоянию ребенка и его нуждам, сочув­ствует ему и сопереживает. Однако реальной помощи не оказывает, конкрет­ных действий, направленных на разрешение проблемы, не предпринимает. Потакающий ставит интересы ребенка выше собственных интересов и инте­ресов семьи. Готов пожертвовать всем, лишь бы удовлетворить потребности ребенка, даже в ущерб себе. Ситуативный меняет свое поведение, требова­ния, запреты, контроль и оценку ребенка в зависимости от конкретной ситу­ации. Система воспитания достаточно лабильна и изменчива. Наконец, зави­симый родитель не имеет своего собственного мнения в вопросах воспитания детей, привык полагаться на авторитеты. В случае неудач и труд­ностей в детско-родительских отношениях апеллирует к педагогам, собст­венным родителям, психологам, склонен к чтению психолого-педагогичес­кой литературы и надеется найти там ответы на волнующие его вопросы.

П. Вюрсмер выделяет четыре типа семей с нарушениями общения: се­мья, травматизирующая детей, навязчивая, лживая и непоследовательная. Первая навязывает ребенку патологизирующую роль как дополнительную к роли жертвы или агрессора, с которыми идентифицирует себя родитель, переживший насилие в детском возрасте. Навязчивая семья осуществляет постоянный и навязчивый контроль за ребенком, вызывающий у него чув­ство стеснения, стыда и злобы; рождающий атмосферу лицемерия и фаль­ши. Лживая семья практикует двойные стандарты, постоянное использова­ние которых приводит к утрате ребенком чувства реальности и деперсонализации, к отчуждению. В непоследовательной, ненадежной се­мье ребенок ощущает нестабильность и угрозу.

Интересный подход к созданию типологии детско-родительских отно­шений был предложен Г.Г. Семеновой-Полях [2003], В качестве системообразующих параметров такой типологии автор предлагает использовать ха­рактеристики вовлеченности субъекта в детско-родительские отношения, превалирование одного из субъектов отношений и характер взаимодейст­вия родителя и ребенка (жесткость — мягкость). Указанная типология поз­волила классифицировать описанные ранее в литературе типы семейного воспитания.

Таким образом, рядом исследователей были предложены различные типологии стилей родительского воспитания, а также изучено их влияние на развитие личности ребенка; разработаны соответствующие опросники. Однако, основополагающей и наиболее всеобъемлющей классификацией стилей родительского воспитания принято считать работу Дианы Баумринд.


Вопросы для проверки

  1. Перечислите типы дисгармоничного воспитания.

  2. Какой эффект оказывает гиперпротекция на аффективное развитие ребенка?

  3. Опишите поведение ребенка, которому не хватает заботы и внимания родителей (стиль «гипоопека»).

  4. В чем заключается авторитетный стиль воспитания?


Литература.


  1. Гарбузов В.И.. Воспитание ребенка, «Дельта», Москва,1997.

  2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В, Семейная психология и психотерапия, «Питер», 2000.

  3. Baumrind D. (1975). The contributions of the family to the development of competence in children. Schizofrenia Bulletin, 14, 12-37.


Психолого-педагогическое консультирование воспитания детей в семье.


Зиновьева Н.О.


Впервые цели нарушения поведения детей начал изучать Альфред Адлер; а в дальнейшем его ученик и последователь Рудольф Дрейкурс. В настоящее время можно выделить целый ряд известных специалистов – практиков, серьезно разрабатывающих данную тему как основу для воспитания современных детей - О.Крисченсен, У.Николл, Л.Алберт, Д.Динкмайер-мл., М.Попкин и др.

Исследователями в чистом виде выделено четыре ведущие цели нарушения поведения, проявляющиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте:

- Привлечениие внимания.

- Борьба за власть.

- Месть.

- Демонстрация несостоятельности, или избегание неудачи.

В подростковом возрасте можно добавить еще три цели, к ним относятся: потребность в принадлежности к группе, потребность в достижении превосходства над окружающими, потребность в достижении психофизиологического возбуждения. Однако эти цели слабо изучены и всегда находятся в сочетании с целями детства, поэтому мы остановимся на рассмотрении последних.

С точки зрения адлерианцев, эти цели находятся на уровне подсознания, и выявить их и скорректировать мы можем с помощью определенных технологий, описанных ниже.

1. Привлечение внимания.

Поведение ребенка, привлекающего внимание: постоянно дергает родителей - «мам, поиграй со мной», ноет, жалуется, что у него что-то не получается, и ему нужно помочь; В школе постоянно дергает учителя – поднимает руку, просится выйти, снова просит о помощи и т.п. Дети также могут совершать более серьезные действия, например, воровать или прогуливать школу, и все это для того, чтобы на него обратили внимание.

Как взрослому определить, является ли целью нарушения поведения привлечение внимание? Необходимо задать себе в этот момент вопрос – что вы при этом чувствуете, и если вы себе говорит, что такое поведение вас раздражает – это индикатор того, что цель ребенка привлечь к себе внимание. Также можно проверить, задав вопрос ребенку: «Солнышко, а может ли быть так, что для тебя сейчас важно, чтобы мама уделила тебе внимание». При этом необходимо наблюдать за ребенком и увидеть, если она имеется, так называемую «реакцию узнавания». На вербальном уровне ребенок может просто согласиться, сказав «да». На невербальном уровне возможны варианты: кивок головой, частое моргание, прекращение двигательных реакций, остановка или расширение зрачков, «нет» с улыбкой или неуверенное «нет».

Почему же дети требуют внимания неадекватным образом?

  1. Им не хватает внимания ни дома, ни в школе.

  2. Взрослые приучили детей к негативному вниманию – например, «Я обращу на тебя внимание и сделаю тебе замечание, когда ты плохо себя ведешь; а когда хорошо себя ведешь, так это само собой разумеется, тогда и внимания на тебя обращать не нужно». Соответственно, дети иногда не знают, как инициировать позитивное внимание, но зато прекрасно осведомлены о том, как инициировать негативное внимание, т.к. не знают, как инициировать позитивное.

Рекомендации по коррекции поведения. Необходимо учесть, что они эффективно сработают, только, если будут использоваться в совокупности:

  1. Никогда не давать внимания ребенку в тот момент, когда он требует внимания неадекватным образом. Вместо этого, говорить ему, например: «Через 10-15 минут я освобожусь, и мы с тобой займемся тем, чем ты хотел». Важно, чтобы указанное родителями время было бы действительно коротким, поскольку ребенок не воспринимает длительность времени, для него это вечность.

  2. Проявлять инициативу в том, чтобы самому уделить внимание ребенку.

  3. Приучать детей к позитивному вниманию, необходимо показать детям их значимость и ценность, когда они соответствуют ожиданиям взрослых.

2. Борьба за власть

Борьба за власть бывает активной и пассивной. Пассивная борьба за власть заключается в том, что ребенок молча выслушивает все, что говорит ему взрослый («Делай уроки», «Хватит болтать по телефону» и т.п.), но не делает ничего из того, что ему говорят. Активная борьба за власть выражается в том, что ребенок сопротивляется не только невербально, но и на словах: «Не буду, не хочу» и т.п.

Как определить, является ли целью нарушения поведения борьба за власть? Взрослому нужно задать себе вопрос, что он чувствует, когда возникает подобная ситуация. Если он чувствует злость, то это явный индикатор борьбы за власть. Проверить данную гипотезу можно, спросив ребенка: «Может ли так быть, что для тебя очень важно показать маме (учителю) что ты решаешь сам?» Или: «Может ли быть так, что тебе важно показать маме, что она не сможет тебя заставить делать то, что она считает нужным делать?» После заданного вопроса взрослому необходимо отследить реакцию узнавания. На самом деле, намерения ребенка вполне понятны: он, взрослея, ищет свое место под солнцем, стремится и попробовать, и продемонстрировать свою силу и значимость. Взрослым необходимо учитывать, что с самого раннего возраста ребенок пытается ощутить свои возможности, и делает он это методом проб и ошибок: «Поддадутся родители или нет? Ага, получилось, теперь надо попробовать завоевать еще больше пространства…» и т.п.

Как же корректировать поведение ребенка, направленное на борьбу за власть?

  1. Никогда не вступать в борьбу за власть в тот конкретный момент, когда ребенок нам ее навязывает.

  2. Обязательно сообщать ребенку о правилах, которые приняты в доме, начиная со слов «У нас принято…» Например, «У нас принято по субботам убирать квартиру». Или: «У нас принято тихо разговаривать в доме, когда кто-то работает за столом». При этом достаточно большая нагрузка падает на самих взрослых, которые не должны придерживаться так называемых «двойных стандартов» при тех же самых правилах. Иными словами, ребенку непонятно, почему он должен прекращать разговаривать по телефону в тот момент, когда папе пришло это в голову, и в то же самое время мама часами может висеть на телефоне с подружками. Или, почему он должен убирать тарелку за собой со стола, в то время как папа этого не делает. И так далее.

  3. Следующий шаг – предоставление ребенку выбора – поступить в соответствии с принятыми правилами или их нарушить. Таким образом, воспитывается ответственность за свои действия – не взрослый решает, а сам ребенок, как ему поступить, он учится делать выбор и принимать решения.

  4. Далее взрослый сообщает о возможных логических последствиях выбора ребенка. Например, «У тебя есть выбор – ты можешь участвовать, а можешь не участвовать в уборке. Если ты успеешь убрать свою комнату до (какого-то времени), у нас останется время сходить в кино, сможешь пригласить кого-то в гости, поиграть в компьютер, и т.д. (Здесь имеется в виду один вариант времяпрепровождения). Если комната останется неубранной – что ж, очень жаль, но никто к тебе придти не сможет. Или тебе придется потратить другое время на уборку комнаты в то время, например, когда мы планировали сходить в кино. Ты же знаешь, у нас принято в квартире поддерживать порядок. Так что ты выбираешь сам?»

5. Если ребенок нарушает семейные правила, применяются логические последствия. Последователи Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса подчеркивают принципиальное отличие логических последствий от наказаний:

- Когда мы наказываем ребенка, мы сознательно стараемся сделать ему больно, более того, мы, быть может, хотим, чтобы ребенок страдал. Цель применения логических последствий - не заставить страдать, а научить нести ответственность за свои поступки.

- Когда мы наказываем, мы кричим, мы демонстрируем свои негативные эмоции в отношении личности ребенка. Когда мы используем логические последствия, ребенок
не чувствует, что его отвергают, поскольку не одобряются его действия, а не личность. Таким образом, мы снова обучаем его конструктивным поступкам. Мы можем спокойно и ласково, как обычно, проговорить проблему выбора, какие логические последствия возможны, предложить ребенку выбрать, и обязательно применить логические последствия, иначе все системные и последовательные воспитательные усилия сводятся на «нет».

- Наказание часто совершенно не связано с проступком. Например, если ты получил плохую оценку в школе в пятницу, то в воскресенье не пойдешь в кино. Логической связи между событиями нет; логическое последствие должно быть связано с проступком.

- Для ребенка не должно быть слова «никогда». Например, «никогда не пойдешь...».
Это угроза, которая, как правило, не выполняется. Ребенок к этому привыкает, и в итоге никаких последствий за проступки не происходит. Более того, когда мы, используя логические последствия, ограничиваем игру на компьютере, или просмотр телевизора, ограничение должно быть кратковременным – вечер, или один день, максимум. В противном случае дети привыкают к длительности наказания, и на него в конце концов перестают реагировать.

- Когда мы наказываем, мы используем свою силу. Какой вывод при этом делает ребенок? Кто сильнее, тот и прав. Когда мы используем логические последствия, мы обучаем ребенка делать выбор, принимать разумные решения, и нести за них ответственность.

6. Как уже было сказано выше, так или иначе, ребенку важно бороться за власть, демонстрировать свою силу и значимость. Существуют три зоны, где взрослый может помочь ребенку себя проявить. Это: управление информацией, управление людьми, управление финансами. Используя эти зоны, мы можем помочь ребенку почувствовать и проверить собственные силы.

3. Месть (нарушение доверительных отношений между ребенком и взрослым).

Мстительное поведение у ребенка возникает, если борьба за власть между ним и взрослым носит затяжной характер, и обеим сторонам от этой борьбы становится больно. Снова подсознательно мы делаем так, чтобы ребенок страдал. Как правило, для изменения мстительного поведения, как ребенка, так и взрослого требуется посредник, например, семейный психолог.

Действия ребенка: обзывается, портит имущество, врет, ворует, старается сделать больно взрослому на словах и на деле, и может перенести это на всех взрослых. Ребенок учится делать больно, наблюдая за примером взрослых.

Как определить, является ли целью нарушения поведения ребенка месть. Взрослый может себе задать вопрос, что он чувствует в этот момент, и, если отвечает себе, что ему больно и обидно, то, скорее всего, в основе отношений между ребенком и взрослым в данный момент лежат мстительные отношения. Можно попробовать также спросить ребенка: «Может ли быть так, что тебе очень важно показать маме, как бывает больно, когда делают больно или когда тебе не доверяют?» Само слово «месть» не использовать. Далее наблюдать за реакцией узнавания.

Пошаговые рекомендации:

  1. Сначала необходимо задать вопрос к ребенку: кто и чем тебя обидел? Если в основе отношений лежит месть, то обида сидит на кончике языка, и, как правило, ребенок сразу ее вербализует.

  2. Взрослый просит прощения, при этом использование слова «но» категорически запрещается. Лучше просто сказать: «Прости, мне не приятно, что я тебя обидел», не добавляя, например, «Но ты сам в этом виноват», или тому подобное.

  3. Определение зоны конфликта. Объясниться, какие же взаимные действия обижают.

  4. Определение ожиданий: кто от кого чего ждет. К сожалению, мы редко, особенно в семье, проговариваем друг другу свои ожидания, предполагая, что близкий человек и так должен понять. Это заблуждение и приводит к конфликту ожиданий, начиная с первых дней жизни молодой семьи.

  5. Проведение переговоров - как удовлетворить ожидания друг друга.

Необходимо помнить, что сразу восстановления отношений не происходит, иногда требуется около 1 года; чем младше ребенок, тем быстрее могут восстановиться доверительные отношения.

4. Демонстрация несостоятельности или избегание неудачи.

В основе лежит потеря мужества ребенком, он не верит в собственную успешность, считает себя хуже других. Поведенческие реакции: Прогулы, вранье, отказ от выполнения домашних заданий, не выходит к доске, прячется за спины окружающих, не дописывает задания, всем видом демонстрирует: «Я хуже других, я ничего не умею». Такие дети обычно бесконфликтны, однако активно показывают собственную беспомощность.

Как определить эту цель нарушения поведения? Взрослый может себе задать вопрос, что он чувствует в этот момент. Если ответ – «Я в отчаянии, у меня опускаются руки» - скорее всего, ребенок демонстрирует несостоятельность. Можно задать вопрос ребенку: «Может ли так быть, что ты не веришь в собственные силы, в то, что можешь быть успешным?» При этом наблюдаем за проявлением реакции узнавания.

Скорее всего, существуют серьезные причины демонстрации несостоятельности:: постоянное подвергание критике, авторитарность семьи, частые сравнения с лучшим, пренебрежение, либо травма: психологическая, физическая, сексуальная.

Рекомендации.

  1. Полностью прекратить критиковать ребенка, либо на одно критическое замечание 10 раз похвалить в течение 8 часов (данные специалистов НЛП).

  2. Для таких детей очень важно дробить задания на мелкие части, в выполнении которых они будут успешны. Им необходимо приобрести опыт и почувствовать себя успешным.

  3. Признавать, отмечать, праздновать не конечный результат, а процесс. Например, «Радость моя, вчера у тебя было 18 ошибок в тексте, а сегодня всего 11. Какие же слова ты написал сегодня правильно?»

  4. «Я тобой горжусь» - эта фраза ставит ребенка в зависимость от оценки взрослого. Лучше спросить: «Ты собой гордишься?» - это дает возможность ребенку постепенно ощущать свою внутреннюю силу.

  5. Важно с таким ребенком работать пошагово: сначала показать ему, как выполнять задание, потом сделать вместе с ним, а потом уже предложить выполнить его самостоятельно, не забывая о том, что самостоятельно выполняемые задания, особенно вначале, для таких детей должны быть небольшие.

  6. Постоянно и бесконечно поддерживать, подбадривать и ободрять ребенка, что, на самом деле требует большого самоконтроля от взрослого.

Из всего вышеописанного очевидно, что перед родителями стоит непростая задача – быть последовательными, систематичными, твердыми и одновременно ласковыми в процессе воспитания ребенка. Также очевидно, что, чем младше ребенок, тем легче скорректировать его поведение. Родителям необходимо помнить, что дети с самого рождения пристально наблюдают за своими родными и близкими. Как только ребенок замечает, что некое деструктивное поведение родителей приносит свои плоды, т.е., окружающие ведутся на манипуляции взрослого, он (ребенок), как правило, это копирует и делает это успешно. Поэтому помимо коррекции целей нарушения поведения детьми, возможно, необходима коррекция поведения родителя, чтобы ребенок в дальнейшем учился отзеркаливать только позитивное поведение родных и близких.


Вопросы для проверки

  1. В каком случае ребенок стремится сделать больно родителям?

  2. Какова последовательность воспитательных действий, когда ребенок стремится продемонстрировать свою власть неподобающим образом?

  3. Если ребенок не верит в свою собственную успешность, какой воспитательный прием необходимо исключить?


Литература

  1. Дрейкурс Р.,3олц В. Счастье вашего ребенка, М.. 1986 г.

2. Помощь родителям в воспитании детей. Сборник. / Под редакцией Пилиповского В Я., М., 1992.

3. Хямяляйнен Ю., Воспитание родителей, Москва, «Просвещение», 2000.





24