Фокина С.Н.
Тема | Название компонентов и результатов деления |
Педагогическая цель | Познакомить с названиями компонентов, результата и выражения при делении; закреплять умение решать задачи на деление; совершенствовать навыки устного счёта; развивать внимание и логическое мышление |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся научатся читать примеры на деление, называя компоненты и результат деления; моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение задач на делении; решать уравнения и объяснять решение, используя названия чисел при сложении и вычитании; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат. |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: общеучебные – учить устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника; умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знако-символические средства при оформлении решения задания; логические - умения использовать научные методы познания (наблюдение); умение сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
Основное содержание темы, понятия и термины | Деление. Делимое, делитель, частное. |
Образовательные ресурсы | основные: учебник «Математика 2 класс» 2 часть М.И. Моро - дополнительные: мультимедийный проектор, карточки с решением задач, мультимедийная презентация, нетбуки с приложением 1, карточки с числовыми выражениями и названиями компонентов действия умножения и деления. |
Сценарий урока |
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствие учащихся. - Прозвенел и смолк звонок Начинаем наш урок. Можно за партой тихонько сидеть, А можно отправиться в лес – Чудеса посмотреть. - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Актуализация знаний 1. Устный счёт | Фронтальная. Индивидуальная Словесный. Беседа. Письмо. | -Итак, мы отправляемся в лес. (Слайд 1). - Там мы повстречаем лесных жителей и покажем им свои знания. А нашим проводником будет лесной царь – Лесовичок. Чтобы попасть в лес необходимо выполнить задание Лесовичка . Он хочет проверить как вы хорошо знаете таблицу умножения. Давайте устно посчитаем и проверим таблицу умножения, читая числовые выражения математическим языком, а помогать нам, будет пчёлка. (Слайд 2). Предлагается тренажёр «Таблица умножения», а трём ученикам на нетбуках «Цепочка» Приложение 1. | Работают на тренажёре и на нетбуках | Свободно используют в речи изучаемые понятия | |
2. Работа над задачами. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Молодцы! Вот мы и попали в лес. Поможем Лесовичку решить задачи. (По ходу решения вывешиваются карточки с решением задач.) Задача 1 Зайчиха раздала 18 морковок 3 зайчатам поровну. Сколько морковок получилось у каждого зайчонка? Задача 2 Зайчиха раздала зайчатам 18 морковок, по 3 морковок каждому. Сколько зайчат получили морковки? 1) - О чем говорится в задаче? -Что нам известно? (Работа с наборным полотном) -Каким арифметическим действием решаем задачу? -Почему делением? (потому что нам надо узнать сколько раз по три содержится в 18) -Ответ: каждому зайчику 6 морковок. 2 ) Почему делением? (потому, что нам надо 18 разделить по 3) - Ответ: получилось 6 зайчат. | Устно решают предложенные задачи | Умеют ориентироваться в своей системе знаний | |
III. Чистописание | | - Молодцы! Добрались до леса. Здравствуй, лес, ( Слайд 3). - Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. На минутке чистописании пропишем цифру 9, т.к. некоторые учащиеся класса ее пишут неправильно. - Посмотрите на экран и вспомните как пишется цифра 9, пропишем в тетради. (Слайд 4). | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
IV. Физминутка для глаз | Коллективная. Практический. | - В лесу нам надо быть наблюдательными и для этого мы потренируем свои глаза. - Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, фиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, фиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 5 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки. | Выполняют движения глазами под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомляемости глаз. | Правильное выполнение движений глаз |
V. Самоопределение к деятельности | Фронтальная. Словесный. Беседа. Сообщение учителя. | - Заходим в лес. Угадайте, кто нас встречает? Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет? Сушит на зиму грибы. (Белочка) (Слайд 5) Она просит вас вспомнить компоненты действия умножения. На доску вывешивается пример 8 * 2 =16 - Как называются компоненты и результат умножения? - Прочитайте выражение, используя эти термины. - Составьте по выражению 8 * 2 примеры на деление. (Учащиеся составляют примеры, учитель записывает их на доске) - Как вы их можете прочитать? (Если произведение 16 разделить на первый множитель 8, то получим второй множитель 2 и т.д.) - Кто вы думаете, как могут называться компоненты действия деления? - Сформулируете тему урока и задачи урока. - Число, которое мы делим, называется делимое. - Число, на которое делим, называется, делитель. - Результат деления называется частное. (Учитель вывешивает плакат с названием компонентов и результата деления) - Давайте повторим и постараемся запомнить (учащиеся повторяют хором) Итак, мы подошли к теме нашего урока: «Название компонентов и результата деления» (Учитель открывает тему урока) (Слайд 6) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Предлагают формулировки темы и задач урока. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | Беседа по вопросам |
1. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | -Белка хочет убедиться, как ученики нашего класса запомнили названия компонентов действия деления. -С целью закрепления изученной темы, выполним следующее задание. (Слайд 7) - Найдите значение числовых выражений, называя компоненты действия деления 14 : 7 = 10 : 2 = 8 : 2 = 6 : 3 = | Находят значения числовых выражений, называя компоненты и результат действия деления. | Развивают свою речь, закрепляют названия компонентов и результата действия деления. | Беседа |
2. Работа по учебнику. №1 стр. 62 | - Откройте учебники на стр.62. Прочитайте задание. |
VI. Физкультминутка | Коллективная. Практический. | - Наше путешествие продолжается. А навстречу нам бежит: маленький беленький зверёк. У него: «Шубка серая – для лета, Для зимы – другого цвета.» (слайд 8) - Представьте, что вы тоже зайчики. Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Влево, вправо повернись, Наклонись и поднимись. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя
| Осуществляют профилактику утомления
| Правильное выполнение движения |
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику 1) № 6 стр. 62 | Индивидуальная Словесный, практический. Чтение, решение уравнений. | - А кто смотрит на нас из-за кустов? На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит оскалив пасть, На овцу готов напасть. - Да это же волк! (Слайд 9). Он не пропустит нас дальше в лес, если мы не решим уравнения. | Решают уравнения под руководством учителя. | Отрабатывают навык решения уравнений | Правильное решение уравнений |
2) № 3 стр.62 | Индивидуальная Практический. Решение задач. | -Наше путешествие продолжается. Нас встречает: В беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. А вот и он – лесной доктор.(Дятел) ( Слайд 10). -Он хочет узнать, как ребята из нашего класса умеют работать самостоятельно. - Задачу под № 3 решите самостоятельно по вариантам. - Взаимопроверка в парах. | Самостоятельно решают задачи. | Учатся самостоятельно принимать учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | Правильное решение задач |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа. | -Ребята, а навстречу нам бежит очень хитрый и интересный зверь. Посмотрите-ка, какая- Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. - Кто это? (Лиса) (Слайд 11). -Лисичка своим пушистым хвостом замела тропинку домой. Чтобы найти дорогу, нужно разгадать кроссворд (Слайд 12). 1. Результат действия сложения? (Сумма) 2.Название компонента действия умножения? (Множитель) 3.Как называется число, которое мы делим? (Делимое) 4.Результат действия деления? (Частное) 5.Число, полученное при умножении? (Произведение) 6.Очень плохая оценка знаний? (Единица) 7.Действие, обратное сложению? (Вычитание) - Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения (Слайд 13): * Я сегодня узнал… * Я научился… * Мне было… | Разгадывают кроссворд. Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Закрепляют названия компонентов и результатов действия сложения, вычитания, умножения, деления. Открыто осмысливают свою деятельность на уроке. | Беседа по вопросам. Саморегуляция. |
IX. Домашнее задание. стр. 62 з. 5 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. (Слайд 14) | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | |