«Нейропсихологический подход в работе логопеда»
Подготовила
Учитель – логопед ГДОУ ЛНР № 48
Смолякова Л.Н.
Нейропсихология – отрасль науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией
Нейроупражнения для автоматизации звука С, дифференциации звуков С - Ш
Нейропсихологические упражнения на развитие межполушарных связей
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассимеричных полушарий -левого и правого – каждое из которых не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение
Функциональная асиметрия мозга
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения
Основная цель кинезиологии : развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности
Виды кинезиологических упражнений
∙ Упражнения для развития мелкой моторики
∙ Телесные упражнения
∙ Дыхательные упражнения
∙ Глазодвигательные упражнения
∙ Массаж
∙ Упражнения на релаксацию
Упражнения для развития мелкой моторики. Зеркальное рисование. Работа с трафаретом
Упражнения для развития мелкой моторики. Зеркальное рисование. Работа с трафаретом
Телесные упражнения
Дыхательные упражнения
Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга
1-й вариант . Вдох, пауза, выдох, пауза. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2-й вариант. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец левой руки.
Глазодвигательные упражнения
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства
1-й вариант . Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движение глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям). Каждое движение делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы.
Глазодвигательные упражнения
2-й вариант . Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Движение глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха делают движение глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в и.п. сопровождается пассивным выдохом
Массаж
Массаж – способствует расслаблению, снятию напряжения, воздействует на биологически активные точки
Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
Сказка «Две обезьянки»
(дети сидят за столами, руки на коленях)
«Жили – были две озорные обезьянки – Мики (левый кулачок на стол)
И Кики (правый кулачок на стол)
Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились (кулачок – ладошка)
Но навстречу им щли ежи с ежатами («Ежик»)
Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. («Колечки»)
Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками
Обезьянки набрали яблок, отнесли их домой и стали танцевать («Лезгинка»)
Комплекс № 4 (ноябрь 1-2 неделя)
I. Упражнения на развитие кинестетической основы движений руки.
1. Упражнение « Птичка пьет воду » . Слегка согнуть в кулак пальцы левой руки, указательный палец правой руки вставить в отверстие.
2. Упражнение « Ворота » . Соединить кончики средних пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх.
3. Упражнение « Теремок » . Соединить кончики обеих рук под углом, большие пальцы согнуть под прямым углом.
4. Упражнение « Зайчик » . Поднять вверх указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак. Пошевелить пальцами.
II. Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений (кинетическая основа движений)
Упражнение с пробками
Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 шт) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь»от поверхности стола, «щаркая»
Крышки пальчики обули
Смело в них вперед шагнули.
И пошли по переулку
На веселую прогулку
Пальцы – словно балеринки,
Но обутые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко
III. Дыхательно – артикуляционный тренинг
Игра «Чудак».
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек
IV. Упражнения на формирование кинестетической основы артикуляционных движений
Определение положения кончика языка
1. Произнести звук [и] без зеркала и определить положение кончика языка.
2. Произнести звук [д] без зеркала и определить положение кончика языка.
3. Произнести без зеркала последовательно звуки [и], [д], определить положение кончика языка при их произношении (упражнение «Качели»)
V. Развитие силы голоса
1. Мычит большая корова: М-М-М-У-У, мычит маленький теленок: м-м-м-у-у-у
2. Игра «Эхо». Заблудились лесу: «А-а-а-у-у-у»(громко, голосом средней силы, тихо)
Использование нейропсихологического подхода позволяет добиваться положительных результатов :
- У детей улучшается память, внимание, речь, снижается утомляемость.
- Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышает работоспособность.
- Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию .
Спасибо за внимание!