СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологический подход в работе логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологический подход в работе логопеда»

«Нейропсихологический подход в работе логопеда» Подготовила Учитель – логопед ГДОУ ЛНР № 48 Смолякова Л.Н.

«Нейропсихологический подход в работе логопеда»

Подготовила

Учитель – логопед ГДОУ ЛНР № 48

Смолякова Л.Н.

Нейропсихология – отрасль науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Нейропсихология – отрасль науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией

Нейроупражнения для автоматизации звука С, дифференциации звуков С - Ш

Нейроупражнения для автоматизации звука С, дифференциации звуков С - Ш

Нейропсихологические упражнения на развитие межполушарных связей

Нейропсихологические упражнения на развитие межполушарных связей

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассимеричных полушарий -левого и правого – каждое из которых не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассимеричных полушарий -левого и правого – каждое из которых не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение

Функциональная асиметрия мозга

Функциональная асиметрия мозга

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения  Основная цель кинезиологии : развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности Виды кинезиологических упражнений ∙ Упражнения для развития мелкой моторики ∙ Телесные упражнения ∙ Дыхательные упражнения ∙ Глазодвигательные упражнения ∙ Массаж ∙ Упражнения на релаксацию

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения

Основная цель кинезиологии : развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности

Виды кинезиологических упражнений

∙ Упражнения для развития мелкой моторики

∙ Телесные упражнения

∙ Дыхательные упражнения

∙ Глазодвигательные упражнения

∙ Массаж

∙ Упражнения на релаксацию

Упражнения для развития мелкой моторики. Зеркальное рисование. Работа с трафаретом

Упражнения для развития мелкой моторики. Зеркальное рисование. Работа с трафаретом

Упражнения для развития мелкой моторики. Зеркальное рисование. Работа с трафаретом

Упражнения для развития мелкой моторики. Зеркальное рисование. Работа с трафаретом

 Телесные упражнения

Телесные упражнения

Дыхательные упражнения Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга 1-й вариант . Вдох, пауза, выдох, пауза. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. 2-й вариант. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец левой руки.

Дыхательные упражнения

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга

1-й вариант . Вдох, пауза, выдох, пауза. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

2-й вариант. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец левой руки.

Глазодвигательные упражнения Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства 1-й вариант . Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движение глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям). Каждое движение делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы.

Глазодвигательные упражнения

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства

1-й вариант . Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движение глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям). Каждое движение делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы.

Глазодвигательные упражнения 2-й вариант . Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Движение глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха делают движение глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в и.п. сопровождается пассивным выдохом

Глазодвигательные упражнения

2-й вариант . Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Движение глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха делают движение глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в и.п. сопровождается пассивным выдохом

Массаж Массаж – способствует расслаблению, снятию напряжения, воздействует на биологически активные точки   Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

Массаж

Массаж – способствует расслаблению, снятию напряжения, воздействует на биологически активные точки

Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

Сказка «Две обезьянки» (дети сидят за столами, руки на коленях) «Жили – были две озорные обезьянки – Мики (левый кулачок на стол) И Кики (правый кулачок на стол) Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились (кулачок – ладошка) Но навстречу им щли ежи с ежатами («Ежик») Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. («Колечки») Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками Обезьянки набрали яблок, отнесли их домой и стали танцевать («Лезгинка»)

Сказка «Две обезьянки»

(дети сидят за столами, руки на коленях)

«Жили – были две озорные обезьянки – Мики (левый кулачок на стол)

И Кики (правый кулачок на стол)

Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились (кулачок – ладошка)

Но навстречу им щли ежи с ежатами («Ежик»)

Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. («Колечки»)

Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками

Обезьянки набрали яблок, отнесли их домой и стали танцевать («Лезгинка»)

Комплекс № 4 (ноябрь 1-2 неделя)

I. Упражнения на развитие кинестетической основы движений руки.

1. Упражнение « Птичка пьет воду » . Слегка согнуть в кулак пальцы левой руки, указательный палец правой руки вставить в отверстие.

2. Упражнение « Ворота » . Соединить кончики средних пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх.

3. Упражнение « Теремок » . Соединить кончики обеих рук под углом, большие пальцы согнуть под прямым углом.

4. Упражнение « Зайчик » . Поднять вверх указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак. Пошевелить пальцами.

II. Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений (кинетическая основа движений)

Упражнение с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 шт) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь»от поверхности стола, «щаркая»

Крышки пальчики обули

Смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку

На веселую прогулку

Пальцы – словно балеринки,

Но обутые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко

III. Дыхательно – артикуляционный тренинг  Игра «Чудак». Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения  Там, на холмах, сидит чудак,  Сидит и дует так и сяк.  Он дует вверх,  Он дует вбок,  Он дует вдоль и поперек IV. Упражнения на формирование кинестетической основы артикуляционных движений  Определение положения кончика языка 1. Произнести звук [и] без зеркала и определить положение кончика языка. 2. Произнести звук [д] без зеркала и определить положение кончика языка. 3. Произнести без зеркала последовательно звуки [и], [д], определить положение кончика языка при их произношении (упражнение «Качели») V. Развитие силы голоса 1. Мычит большая корова: М-М-М-У-У, мычит маленький теленок: м-м-м-у-у-у 2. Игра «Эхо». Заблудились лесу: «А-а-а-у-у-у»(громко, голосом средней силы, тихо)

III. Дыхательно – артикуляционный тренинг

Игра «Чудак».

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения

Там, на холмах, сидит чудак,

Сидит и дует так и сяк.

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек

IV. Упражнения на формирование кинестетической основы артикуляционных движений

Определение положения кончика языка

1. Произнести звук [и] без зеркала и определить положение кончика языка.

2. Произнести звук [д] без зеркала и определить положение кончика языка.

3. Произнести без зеркала последовательно звуки [и], [д], определить положение кончика языка при их произношении (упражнение «Качели»)

V. Развитие силы голоса

1. Мычит большая корова: М-М-М-У-У, мычит маленький теленок: м-м-м-у-у-у

2. Игра «Эхо». Заблудились лесу: «А-а-а-у-у-у»(громко, голосом средней силы, тихо)

Использование нейропсихологического подхода позволяет добиваться положительных результатов : - У детей улучшается память, внимание, речь, снижается утомляемость. - Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышает работоспособность. - Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию .

Использование нейропсихологического подхода позволяет добиваться положительных результатов :

- У детей улучшается память, внимание, речь, снижается утомляемость.

- Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышает работоспособность.

- Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию .

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!