Неопределенно-личные предложения
Цели и задачи урока: создать условия для развития языковедческой компетенции через:
- формирование понятий о неопределённо- личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
- отработку навыков использования данных предложений в речи;
- формирования умений систематизировать материал для создания презентации;
- развитие творческого мышления;
- воспитание любви к родному языку; привитие интереса к познанию.
Ход урока
-
Организация класса.
II. Словарный диктант
Ровесник, героизм, подлинный, гениальный, аттестат, делегат, поражать, конгресс, иллюминация, комиссия, сверстник, иллюстрированный, патриотизм, ораторский, режиссёр,
III. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
– Какие предложения называются односоставными?
- Как их отличить от двусоставных?
– Какие предложения называются определенно-личными?
- Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?
IV. Подготовка к восприятию.
слайд 3.
2. Целеполагание:
Слайд 5. На экране предложение: В дверь несмело постучали.
Учитель: Прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное)
- Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
- Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет)
Учитель: Действующее лицо здесь неопределённо, нечётко, неконкретно. Как можно назвать такое предложение? (неопределённо – личное предложение ) Слайд 6.
- Сегодня мы с вами проводим урок – исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения».
- Запишите тему на свой «слайд №1» - «Неопределённо – личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока.
- Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите на свой «слайд № 2» (Ученики пишут цели на своём «слайде»). Слово учащимся.
Учитель: Я тоже поставила цели и задачи к уроку: Слайд 7.
(Учитель читает цели со слайда своей презентации).
* Формирование понятия о неопределённо–личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям.
* Отработка навыков использования учащимися данных предложений в речи.
* Развитие умений систематизировать материал для создания презентации.
- Совпадают ли наши цели? Обсуждение.
V. Подготовка к восприятию темы.
Слайд 8.
1. Детей учили рисованию.
- Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 л., мн. ч., прош. вр.).
- Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
Учитель: В этом предложении главное – действие
Слайд 9.
2. В деревнях и сёлах готовятся к зиме.
- Определяем устно форму глагола – сказ. – 3 л., мн. ч., наст. вр.).
- Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к зиме? (Нет)
- Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.
Слайд 10.
3. Скоро откроют новый спортзал.
- Определяем форму сказуемого – 3 л, мн. ч, буд. вр).
Учитель: В данном предложении тоже главное – действие.
Делаем вместе выводы:
- Какой формой выражается глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях? (Ответы учащихся)
- Вывод: В неопределённо – личных предложениях нет действующего лица, оно мыслится неопределённо, неконкретно. В таких предложениях не бывает подлежащего. Вот почему они так называются неопределённо-личными.
Учитель: Сейчас мы с вами заполним 3 слайд вашей «презентации», найдите его. Нам нужно написать, в какой форме употребляется глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях.
( На свой «слайд № 3» ученики записывают, в какой форме употребляется глагол – сказуемое. )
Учитель: а теперь сверьте, правильно ли вы сделали задание?
Слайд 11.
(На экране – полный алгоритм.)
VI. Закрепление изученного.
-
Учитель: В своей презентации для изучения нового материала я предложила 3 неопределённо – личных предложения. Вам я предлагаю на своём следующем «слайде №4» тоже записать 3 неопределённо - личных предложения, которые вы придумаете сами.
Или : упр. 215 работаем.
- Проверка, исправления, дополнения.
2. Работа с текстом.
Слайд 12.
Учитель: Вы видите пронумерованные предложения.
I вариант – выписывают номера определённо – личных предложений,
II вариант – выписывают номера неопределённо- личных предложений.
Учащиеся работают.
1)На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (н-л)
2) Люблю грозу в начале мая! (о-л)
3)Что наряжают зимой? (н-л)
4) Ой, не трогайте меня – обожгу и без огня. (о-л)
5) Отбавишь – станет больше, прибавишь – станет меньше. (о-л)
6) Весной одевается, осенью раздевается. (н-л)
Проверка на слайде 13.
4. ФИЗМИНУТКА
3. Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?. (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение.
-
Выберите себе книгу по вкусу. (о-л)
-
Осень. Готовимся к сельским работам. (о-л)
-
Цыплят по осени считают. (н-л)
-
В доме шумят. (н-л)
-
Сегодня рисуем пейзаж. (о-л)
-
Травы скашивают рано утром. (н-л)
VII. Рефлексивный этап урока.
VI. Домашнее задание: