Тема урока: Неопределенно - личные предложения
Цели: а) дать понятия неопределенно-личных предложений как разновидности односоставных; б)уметь находить неопределенно-личные предложения в речи;
в)правильно ставить знаки препинания в
сложных предложениях, в состав
которых входят неопределенно-личные.
ХОД УРОКА
Психологический настрой на работу.
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать, Стыдно не учиться»
- Как вы понимаете данное высказывание?
-Вы с ним согласны?
-Так давайте сегодняшний наш урок проведём под этим девизом.
Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».
Обратите внимание на тему урока. Как вы думаете , чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока).
1.Устная синтаксическая разминка.
Учитель. Вам предстоит определить типы предложений и аргументировать свое мнение.
1вариант 2вариант
1 .Загляну в глаза волжанки. 1 .Брожу по набережной снова.
2.На небе гаснут облака. 2. Забыли о свете вечерних окон, 3. Звени, звени, златая Русь! задули рыжий очаг.
3. За лето небольшую сельскую школу
отремонтировали.
Основная часть урока.
Объяснение нового материала.
Обратите внимание, что в данном предложении все внимание сосредоточено
на действии, а сам производитель действия не назван, т.к. нам не важно кто
производит действие - строители, родители, дети.
Стр.108.п.22
Стр 109. упр.212.
Словарная работа
Запишем словарные слова и составим с ними словосочетания.
Колоссальный успех, приобрести компьютер, удавшийся эксперимент, экспериментировать над опытом.
Выполните разбор одного из словосочетаний. Подберите к слову
колоссальный синонимы.
З.Найдите предложения нужного вида.
Выпишите предложения 1 вариант - односоставные и 2вариант -двусоставные, определите их грамматическую основу. Расставьте знаки препинания.
1 .Вижу высоко над головой сосны облака голубизну.
2.Не презирай совета ничьего.
3.Соловьиное эхо несётся с блестящей реки.
4.Выйду сяду под рябиной буду слушать соловья.
5.Гоголь великий писатель-сатирик и драматург.
6.Она ходила без цели по набережной пряча лицо от ветра.
4.Блицопрос
Ответить на вопросы. (Да или нет.)
Определённо-личные предложения
1)Определённо-личные - односоставные предложения? 2)Это двусоставные предложения?
Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым?
Это предложения с одним главным членом, совпадающим с подлежащим? 5)Это предложения, в которых отсутствует подлежащее, указывающее на говорящего или слушающего?
6)Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения?
Ответы: 1)-да,2)-нет,3)-да,4)-нет,5)-да,6)-да.
Неопределенно-личные предложения
Неопределенно-личные - это односоставные предложения?
Это двусоставные предложения?
В них можно восстановить подлежащее?
Можно ли вводить в них подлежащее - местоимения 3-го лица?
Нужно ли им подлежащее?
Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1 -го,2-го лица?
Ответы: 1 )-да,2)-нет,3 )-нет,4)-да,5 )-нет,6)-нет.
Для сильных учащихся
Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие - либо изменения?
Утро. Я еще в пустыне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат у дочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведём отлично! Поэтому весело!
(отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки».)
Односоставные предложения делают речь более лаконичной. .Личное местоимение может опускаться при глаголах мысли и чувства: надеюсь, чувствую, думаю, предполагаю, сижу, воображаю, просыпаюсь.
-Выпишите предложение, которое соответствует схеме: [...О, О, О]
- Составьте предложение по схеме:
[ двусоставное], и [безличное]
Подул ветерок, и сразу стало свежо.
[о-л] , потому что [двусоставное]
Без зонта не выйдешь из дома, потому что льёт дождь.
Для слабых учащихся упр.213.
Подведение итогов урока
«Продолжите строчку»
1. Люблю...
2.Во глубине сибирских
3 .Что стоишь,....
4.Сижу за...
5.И на обломках...
- Что нового узнали на уроке?
- Что было трудно?
Домашнее задание
П.22,упр.215