СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нервная система

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нервная система»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования

«Межрегиональный институт развития образования»



Урок 2. Нервная система

Нервная система регулирует всю деятельность организма и осуществляет связь его с внешней средой.

Функции нервной системы:

 регулирует деятельность различных органов и всего организма: работу мышц, сердца, отделение секрета железами, обмен веществ и др.;

 осуществляет связь между разными органами и системами, согласовывает их деятельность, обуславливая целостность организма. В живом организме все органы и системы в функциональном отношении тесно связаны друг с другом и их деятельность строго согласована. Работа каждого органа или системы органов под влиянием разных условий может изменяться, становиться более или менее интенсивной. При изменении деятельности одного органа или системы согласовано происходит изменение в деятельности других органов и сис- тем. Например, при усиленном сокращении мышц во время физической работы в них повышается обмен веществ, следовательно, увеличивается потребность в питательных веществах и кислороде. В ответ на это рефлекторно усиливается ра- бота сердца и легких, обеспечивая увеличение притока крови к мышцам. Одновременно увеличивается теплообразование и теплоотдача, усиливается работа органов выделения и т.д.;

 осуществляет связь организма с внешней средой. Все

раздражения, поступающие из внешней среды, воспринимаются органами чувств. В ответ на раздражение происходит изменение функции соответствующих органов, приспособление организма к изменениям в окружающей среде. Так, в от- вет на повышение температуры окружающего воздуха усиливается приток крови к коже для повышения теплоотдачи, предотвращая перегревание тела. Подъем на большую высоту сопровождается увеличением количества эритроцитов в крови для обеспечения тканей организма кислородом и т.д.;

 процессы, протекающие в коре головного мозга, лежат в основе психических явлений – мышления, речи, памяти, внимания, восприятия окружающего мира, волевых проявлений, эмоций и др.

Главным условием нормального существования организма является его способность быстро приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Эту способность обеспечивает нервная система. В тоже время деятельность нервной системы направлена на поддержание гомеостаза внутренней среды.

Нервную систему условно разделяют на центральную и периферическую. Головной и спинной мозг составляют центральный отдел нервной системы – центральную нервную систему (ЦНС). От головного и спинного мозга отходят соответственно черепно-мозговые и спинномозговые нервы, ветвящиеся в орга- нах и тканях. Все нервы и их разветвления составляют периферическую нервную систему. Периферическая нервная система обеспечивает связь головного и спинного мозга со всеми органами. Разделение нервной системы на центральную и периферическую условно, так как в функциональном отношении оба отдела составляют единое целое. Нервная система преимущественно построена из нервной ткани, образованной нервными клетками (нейронами) и нейроглией – клеток, окружающих нейроны и выполняющих многообразные функции.

Головной и спинной мозг представляют собой большое скопление нервных клеток. В головном и спинном мозгу различают серое вещество и белое вещество. Серое вещество состоит из нервных клеток, белое – из нервных волокон, отрост- ков нервных клеток, посредством которых осуществляется связь различных отделов ЦНС. Сплошной слой серого вещества на поверхности больших полушарий головного мозга называется корой головного мозга. Кора головного мозга является высшим отделом нервной системы, она контролирует все другие отделы нервной системы.

Скопления нервных клеток имеются также и вне головного и спинного мозга.

Головной и спинной мозг обильно снабжены кровеносными сосудами. Одно из условий нормальной деятельности головного и спинного мозга – достаточное поступление кислорода. Недостаточное ведет к понижению возбудимости нервных клеток и может быть причиной их гибели. Повреждение вещества головного или спинного мозга или нарушение его кровоснабжения сопровождается нарушениями различных функций организма (потеря чувствительности, расстройство речи и др.).

Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка (нейрон).

Нейрон состоит из тела и отростков.



Рис. 1. Схема строения нейрона



1 – тело клетки; 2 – аксон-отросток, передающий информацию от тела нервной клетки к другой клетке и на иннервируемые образования; 3 – концевые разветвления; 4 – дендриты- отростки, по которым к телу нервной клетки проводятся импульсы; 5 – ядро клетки; 6 – оболочка.

Среди различных типов нейронов можно выделить: чувствительные (сенсорные, или афферентные), вставочные, двигательные (моторные, или эфферентные) и нейросекреторные. Тела чувствительных нейронов, воспринимающих раздражение, расположены вне ЦНС. Тела двигательных нейронов, формирующих ответную реакцию, расположены в ЦНС и в периферической нервной системе. Вставочные нейроны – нервные клетки, на которых происходит переключение нервного импульса на пути от чувствительного нейрона к двигательному. Нейросекреторные нейроны, имеющиеся во всех отделах ЦНС, вырабатывают биологически активные ве- щества, необходимые для проведения импульса. С помощью отростков нервные клетки связаны между собой и с иннервируемыми образованиями. В нервной системе выделяют также нейроглию – клетки, выполняющие многообразные функции. Все органы снабжены нервами, или иннервируются.

Нервы представляют собой пучки нервных волокон – отростков нейронов. Основная функция нервных волокон – проведение нервного импульса. Посредством нервов ЦНС связана со всеми органами и тканями.

В состав одних нервов входят преимущественно двигательные нервные волокна. Они называются двигательными (эфферентными) нервами. Волокна двигательных нервов являются отростками двигательных нейронов. Двигательные нервные волокна заканчиваются в органах двигательными или секреторными окончаниями – эффекторами, передающими возбуждение на рабочий орган (например, мышцу или железу). Другие нервы состоят преимущественно из чувствительных (афферентных) волокон и называются чувствительными. Волокна чувствительных нервов являются отростками чувствительных нервных клеток. Имеются также нервы, в состав которых входят и двигательные и чувствительные нервные волокна. Их называют смешанными.

Разнообразные раздражения воспринимаются организмом при помощи рецепторов. Рецепторы – это концевые образования чувствительных нервов.

В зависимости от локализации различают следующие виды рецепторов:

 интерорецепторы, воспринимающие раздражения из внутренней среды организма. Интерорецепторы находятся во всех внутренних органах: сердце, желудке, селезенке, кровеносных сосудах, кишечнике и т.д. Например, саморегуляция сердечно-сосудистой системы обеспечивается наличием чувстви- тельных нервов и их окончаний в сердце и кровеносных сосудах;

 проприорецепторы, воспринимающие раздражения, возникающие в мышцах и суставах, сухожилиях. Например, при изменениях напряжения мышц, натяжения связок в проприорецепторах возникает возбуждение, которое передается в ЦНС. Благодаря этому возникает ощущение положения всего тела и отдельных его частей и осуществляется согласованность движений. При нарушении мышечно-суставной чувствительности нарушается характер походки и других движений;

 экстерорецепторы, воспринимающие раздражения из внешней среды. К их числу относятся кожные рецепторы, органы вкуса, обоняния, зрения, слуха и равновесия.

Каждый рецептор воспринимает только определенные раздражения (сетчатка глаза – световые, орган слуха – звуковые и т.д.). Рецептор способен трансформировать энергию воздействия в нервный (биоэлектрический) импульс.

Таким образом, в ответ на различные раздражения (механические, световые, звуковые, вкусовые, обонятельные и др.) в нервной системе возникает возбуждение. Это деятельное состояние сопровождается возникновением нервных импульсов – токов действия, которые передаются по нервным волокнам.

По чувствительным нервам (от рецепторов) в соответствующие уровни нервной системы передаются сигналы о различных воздействиях внешней среды и о состоянии внутренних органов. Здесь происходит их анализ и синтез. Результатом этой работы является формирование ответной реакции. По двигательным нервам из нервных центров передаются к органам нервные импульсы, посредством которых нервная система регулирует все функции органов – усиливает или ослабляет их деятельность (например, сокращение мышц, сужение зрачка, секреция железы и др.), поддерживает органы в нужном тонусе. Деятельность нервной системы невозможна без постоянного соблюдения принципа обратной связи. Суть принципа в том, что при выполнении органом определенного действия, импульсы, возникающие в органе, направляются обратно по чувствительным путям в нервные центры. Таким образом, в нервной системе создается возможность точного учета правильности исполнения команд в виде непрерывных импульсов и реакции на них, постоянной их коррекции, а также оценки эффекта от реакции для организма в целом.

Необходимым условием для проведения нервного импульса является целостность нерва. В случае нарушения целостности, нервный импульс через поврежденный участок не проводится, что ведет к нарушению функции органа, который этим нервом иннервируется. Проводимость нерва может быть временно нарушена при воздействии на него некоторыми веществами. Например, введение раствора новокаина, чем пользуются в медицинской практике, вызывает временное нарушение проводимости нерва.

Деятельность нервной системы, по определению И.М. Се- ченова1 носит рефлекторный характер. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая через нервную систему, называется рефлексом. С помощью рефлексов организм приспосабливается к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Рефлексы делятся на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – это рефлексы врожденные, например, действие яркого света на глаза вызывает сужение зрачка; воздействие тепла на кожу сопровождается расширением сосудов. Условные рефлексы – рефлексы при- обретенные. Ребенок в результате общения с людьми учится сидеть, стоять, ходить и др. Условные рефлексы – индивидуальные приспособительные реакции организма, вырабатываются только в высшем отделе ЦНС – в коре головного мозга. Условные рефлексы формируются на протяжении жизни человека и могут исчезать. Образование условных рефлексов происходит при определенных условиях: многократное действие раздражителей, одновременное действие условного и безусловного раздражителя, активное состояние коры мозга и др. Например, двигательные умения и навыки (см. п. 3.3.), эффект закаливания формируются по механизму образования условных рефлексов. Несоблюдение принципа систематичности (см. п. 3.1) нарушает условия их образования или ведет к угасанию, ранее возникших временных связей. Активное состояние коры головного мозга способствует более быстрому формированию и закреплению условных рефлексов. Поэтому, например, состояние утомления, характеризующееся снижением активности нервных центров, затрудняет разу- чивание новых двигательных действий.

Тот путь, по которому возбуждение передается при рефлексе, называется рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга включает следующие разделы: рецепторы, чувствительные нервные волокна, центр данного рефлекса, представляющей собой скопление нервных клеток в головном или спинном мозгу, двигательные нервные волокна, рабочий орган. Центры различных безусловных рефлексов располагаются в разных отделах ЦНС. Рефлекторные дуги условных рефлексов замыкаются в коре больших полушарий и носят временный характер.

Как полагают физиологи, условные рефлексы универсальный способ приспособления к окружающей действительности, но не единственный. Имеются иные, качественно более сложные механизмы деятельности головного мозга, требующие своего изучения.

Помимо возбуждения в нервной системе имеет место процесс торможения. Торможение – процесс ослабления или прекращения возбуждения, восстановления.

Вся сложная и разнообразная деятельность нервной системы построена на работе двух основных процессов – возбуждения и торможения. Эти процессы связаны между собой и представляют единый процесс нервной деятельности. Нервные процессы то распространяются от места возникновения на соседние участки головного мозга, то концентрируются в определенном участке коры. Концентрация торможения то дает начало возбуждению, то возбуждение порождает торможение. Особенности протекания процессов возбуждения и торможения характеризуются рядом генетически обусловленных свойств: силой – слабостью, подвижностью – инертностью, уравновешенностью – неуравновешенностью. Определенным соотношением этих трех свойств обусловлены темперамент человека, предрасположенность к тому или иному виду деятельности, уровень развития физических качеств и др.

Процессы возбуждения и торможения, протекающие в нервной системе, обеспечивают регуляцию работы органов тела и согласование функций всего организма. Единство нервных процессов выражается, например, в координации таких сложных движений, как ходьба, бег. При этом происходит чередование возбуждения и торможения в нервных центрах, регулирующих работу мышц, благодаря чему осуществляется согласованное сокращение и расслабление мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Однако такая согласованность работы мышц происходит только при условии овладения двигательным действием на уровне навыка (см. п. 3.3.). При начальном разучивании двигательному действию возбуждение в определенных зонах распространяется на соседние участки, в результате чего в работу вовлекаются лишние группы мышц, мышцы- разгибатели недостаточно расслабляются. На этом этапе движения неэкономичны, скованы, плохо координированы. По мере повторения движения распространение возбуждения сменяется его концентрацией в определенных зонах коры, благодаря разграниченному торможению в соседних зонах. В ре- зультате исчезает излишняя мышечная напряженность, движения становятся точными, экономичными.

Другим примером взаимодействия процессов возбуждения

и торможения является состояния сна. Сон – состояние нервной системы, когда подавляющее число нервных клеток ЦНС заторможено. Длительное возбуждение нервных клеток коры головного мозга вызывает их утомление и истощение и может нанести им вред. Распространение торможения в коре головного мозга, вызывающее сон, имеет охранительное значение – обеспечивает защиту нейронов ЦНС от перевозбуждения. Во время сна происходит отдых нервных клеток, их восстановление.

При одновременном поступлении нервных импульсов различной силы от нескольких раздражителей более сильное раздражение вызывает угнетение (торможение) ответных реакций, которые должны были наступить в ответ на более слабые раздражения.

Например, то, что обозначается термином «отвлечение внимания» – проявление торможения в коре головного мозга. Так, внимание к содержанию книги может быть отвлечено хорошей музыкой. В таком случае возбуждение, возникшее в коре головного мозга в ответ на музыку, оказалось более сильным и привело к угнетению (торможению), возбуждения вызванного чтением книги.

На свойстве взаимодействия процессов торможения и возбуждения основаны рекомендации по использованию таких средств регулирования состояния организма в процессе умственного труда, как активный отдых, переключение видов деятельности (см. п. 5.1. «Разумное чередование труда и отдыха). Новая «доминанта», возникающая в ЦНС, вызывает или усиливает торможение в ранее активных зонах, и утомленные клетки быстрее восстанавливаются.

Благодаря торможению в коре исчезают ненужные временные связи (условные рефлексы).

Для сохранения выработанных временных связей необходимо их подкреплять. Если такого подкрепления не происходит, то условный рефлекс ослабевает и в итоге исчезает.

Как уже говорилось выше, головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему.

Спинной мозг находится в позвоночном канале. Спинной мозг выполняет две основные функции: проводниковую (проведение возбуждения – нервных импульсов) и рефлекторную.

Спинной мозг связан при помощи нервов с различными отделами головного мозга и различными органами (мышцы, кожа, кровеносные сосуды и др.). Нервные импульсы по двигательным нервным волокнам из головного мозга поступают в спинной, а отсюда по двигательным волокнам спинномозговых нервов – на периферию, к органам. Под влиянием этих импульсов изменяется состояние органов – сокращаются мышцы, задерживается дыхание и т.д. С периферии, от органов нервные импульсы передаются в спинной мозг, а из спин- ного мозга в головной. Эти импульсы воспринимаются различными отделами головного мозга. Так, в частности, передается в кору головного мозга возбуждение, возникающее в рецепторах кожи при их раздражении. В результате в мозге возникают различные ощущения – тепла, холода, боли и др.

В сером веществе спинного мозга имеются центры управления деятельностью внутренних органов.

Повреждение спинного мозга – опухоль, ранение, искривление позвоночного столба, деформация межпозвоночных дисков, сопровождается изменением его функций – потеря болевой, температурной чувствительности участков тела, мышечного тонуса, нарушение координации, паралич и другие явления. Повреждение центров спинного мозга ведет к выпадению рефлексов.

Знание функций спинного мозга имеет существенное значение для понимания важности «здоровья» позвоночника, содержащего и защищающего спинной мозг.

Головной мозг находится в полости черепа. Строение головного мозга несравнимо сложнее строения любого органа человеческого тела. Мозг активен не только во время бодрствования, но и во время сна. Весит головной мозг в среднем 1300 гр. В нем различают несколько отделов, развитых неодинаково и отличающихся в функциональном отношении. В них заложены центры рефлекторных актов, например, в продолговатом мозгу находятся жизненно важные центры – центр сердечной деятельности, сосудодвигательный центр, дыхательный центр; мозжечок регулирует позу и мышечный тонус, координирует выполнение движений.

Большие полушария преобладают над всеми остальными отделами и составляют 80% всего веса головного мозга. В процессе эволюции кора больших полушарий стала высшим отделом центральной нервной системы, формирующим деятельность организма как единого целого в его взаимоотношениях с окружающей средой. Различные области коры в функциональном отношении и по своему строению не одинаковы. Все участки коры связаны между собой и деятельность каждого зависит от состояния всей коры. В коре головного мозга происходит беспрерывный анализ (обработка поступающей информации) и синтез (выработка адекватного ответа) поступающих в нее раздражений от рецепторов. Анализаторная деятельность нервной системы осуществляется посредством анализаторов, каждый из которых состоит из периферической части – рецепторов (первичный анализ), проводящих путей (нервов), про- межуточных нервных центров и высших нервных центров, расположенных в коре мозга (высший анализ). К ним относятся, например, центры общей чувствительности (температурной, болевой, осязательной), зрительного анализатора, двига- тельного анализатора и др. Некоторые участки коры вместе с подкорковыми структурами формируют положительные и отрицательные эмоции, создают определенную мотивацию поведения и др. Речь и мышление человека осуществляется при участии всей коры. Однако есть и конкретные зоны в коре го- ловного мозга, преимущественно связанные с функцией речи. По определению И.П. Павлова1 «слово у человека есть такой же реальный раздражитель, как и все остальные». Как раздражитель слово действует на человека, если оно произнесено, написано, прочитано или «сказано» мысленно.

В обучении слово играет ведущую роль. К примеру, в физическом воспитании разучиванию любого двигательного действия предшествуют показ и объяснение.

Раздражение словом используется и при мысленной тренировке. При мысленном выполнении (проговаривании) движения, в коре больших полушарий активизируются определенные зоны, вызывающие едва заметные сокращения мышц – создается образ движения. Мысленная тренировка широко используется в обучении двигательным действиям: в подготовке гимнастов, прыгунов в воду, горнолыжников и т.д. Например, горнолыжники мысленно «проходят» трассу перед спуском с особой концентрацией внимания на решающих или неудающихся фазах, что позволяет им уменьшить число ошибок при спусках с большой скоростью или при движении по сложной трассе.

Мысленная тренировка применяется в лечебной физической культуре как одно из средств реабилитации после травм и заболеваний, когда активные движения невозможны (например, при наложенном гипсе).

Метод психорегулирующей тренировки также основан на раздражении словом. Это метод, позволяющий с помощью словесных формул и представлений достигнуть мышечного расслабления или мобилизации сил и энергии. Например, произвольного расслабления мышц можно достичь при аутотренинге – одном из методов регуляции психических состояний (см. п. 5.1. «психогигиена»).

Значение раздражения словом велико. Как известно, «слово лечит, оно же и калечит». С помощью слова можно сформировать мотивацию, внушить уверенность, вызвать испуг, побудить к действию и др. С помощью слов можно сформировать положительный эмоциональный фон, который так необходим для творческой работы, «поскольку фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга, являются эмоции (Н.П. Бехтерева1).

Деятельность человеческого мозга не зависит от его массы. Главный показатель – количество функциональных связей,

конкретно – образование контактов между нейронами в структурах мозга. В коре содержится 10-14 млрд. нейронов, каждый из которых образует контакты с 8-10 тысячами других нейронов. Мозг не стареет, не изнашивается – колоссальный потенциал обеспечивает ему такую возможность.

Мозг не имеет запасов углеводов и кислорода, поэтому обмен веществ в нем зависит целиком от постоянной доставки энергетических веществ с кровью. Мозговая ткань потребляет в пять раз больше кислорода, чем сердце, в 20 раз больше, чем мышцы. Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных органов, почти половину которых составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, поддерживающих мозг в рабочем состоянии.

Как известно, двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и весь организм в целом. При выполнении двигательных действий (физических упражнений) в организме одновременно функционируют несколько анализаторов. Двигательный ана- лизатор осуществляет обратные связи, информируя ЦНС о степени сокращения мышц, о натяжении связок и сухожилий, о положении суставов. Зрительный анализатор обеспечивает восприятие пространства и изменений, происходящих во внешней среде. Вестибулярный анализатор обеспечивает анализ информации о положении и перемещении тела в пространстве и др. Одновременно деятельность коры проявляется в связывании, объединении различных раздражений (синтез). При повторном систематическом выполнении движений в результате взаимодействия различных анализаторов между ними по механизму условного рефлекса образуются временные связи, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков, а также таких субъективных ощущений, как «чувство дистанции», «чувство воды», «чувство оружия» и др. (см.гл.3.3.).

В процессе систематической физической тренировки совершенствуется высшая нервная деятельность (коры головного мозга), функции нервной системы. Более тонко осуществляется взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров. Улучшаются функции анализаторов, они более дифференцированно осуществляют двигательные действия. Развивается способность к усвоению новых движений и совершенствованию уже имеющихся. Физическая тренировка оказывает разностороннее влияние и на психические процессы, обеспечивая их активность и совершенствование. Установлено, что устойчивость параметров умственной деятельности (внимание, память, восприятие, мышление, эмоции и др.) находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности. Физическая тренировка способствует выработке волевых качеств личности – целеустремленности, смелости, решительности, выдержки и др.

Напротив, хронически малоподвижный образ жизни «освобождает» от нагрузки основную массу мышц. Вследствие этого ухудшается кровоснабжение мозга и уменьшается поток нервных импульсов. В результате, часты жалобы на головную боль, головокружение. Понижаются умственные способности, ухудшается память, возникает раздражительность. Ухудшается мышечная чувствительность – способность оценивать положение тела и величину мышечного напряжения. При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний.

Существует еще одна классификация (функциональная), которая единую нервную систему подразделяет на два отдела: соматический и вегетативный.

Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию кожи, органов чувств, опорно-двигательного аппарата. Соматическая нервная деятельность, в отличие от вегетативной, может значительно больше произвольно контролироваться и управляться.

Вегетативная нервная система иннервирует все внутренние органы, железы, кровеносные сосуды. Эта часть нервной системы обладает определенной автономией, так как практически не зависит в своей деятельности от воли человека. Вегетативная нервная система регулирует все процессы, происхо- дящие во внутренних органах: отделение секрета в железах, сокращение гладкой мускулатуры, деятельность сердца, степень сужения и расширения кровеносных сосудов, обмен веществ и другие процессы. Вегетативная нервная система также принимает участие в иннервации скелетной мускулатуры, регулируя в мышцах обмен веществ.

Вегетативная нервная система подразделяется на два отдела симпатический и парасимпатический. Все внутренние органы получают двойную иннервацию – симпатическую и парасимпатическую. Влияние двух отделов вегетативной нервной системы на внутренние органы согласовано, как правило, про- тивоположно и представляет собой единую систему. Например, во время занятий физическими упражнениями требуется стимулирование функций всего организма. Это вызывает усиленное функционирование симпатического отдела, что выра- жается в увеличении частоты сердечных сокращений, повышении артериального давления, учащении дыхания, усилении потоотделения. По окончании занятий, в период восстановления, преобладают функции парасимпатического отдела – за- медляются пульс, дыхание, понижается давление.

Координирующая регуляция как соматической, так и вегетативной иннервации осуществляется высшим отделом ЦНС – корой головного мозга.

Нервная регуляция деятельности организма тесно связана с гуморальной регуляцией. Гуморальная регуляция заключается в том, что активные вещества, находящиеся в различных жидкостях организма (лат. humor – жидкость): крови, лимфе, тканевой жидкости, влияют на деятельность органов. Например, эндокринные железы (железы внутренней секреции) выделяют прямо в кровь активные вещества – гормоны. Вместе с кровью они разносятся по всему организму, поступают в различные органы и оказывают возбуждающее или угнетающее влияние на их деятельность. Гормоны могут тормозить или ус- корить рост организма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ, деятельность внутренних органов и т.д. Например, в предстартовом состоянии, в ожидании интенсивной физической нагрузки, надпо- чечные железы выделяют в кровь гормон адреналин, который вызывает учащение и усиление сокращений сердца. Под действием гормона инсулина, выделяемого поджелудочной железой, перерабатываются поступающие с пищей углеводы и т.д. Нарушение деятельности желез внутренней секреции сопровождается изменениями во всем организме. Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции. В тоже время активные вещества оказывают влияние и на состояние самой нервной системы (например, понижение умственных способностей при пониженной функции и повышенная нервная возбудимость при повышенной функции щитовидной железы).