СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нервная система конспект урока 7 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нервная система подробный конспект урока 7 кл

Просмотр содержимого документа
«Нервная система конспект урока 7 кл»

Урок

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Класс

7



Учитель

Порсева А. И., студент практикант, МБОУ "СОШ №4", г. Глазов Удмуртской Республики

Тип, вид урока

урок усвоения новых знаний

Цель

Способствовать формированию представления обучающихся об эволюции нервной системы животных.

Личностные

результаты

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Предметные результаты

Сформировать знания об эволюции нервной системы животных; расширить знания о строении нервной системы животных; сформировать умение различать виды рефлексов.

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем разного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями; понимают и принимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Образовательные ресурсы урока

Презентация, доска, учебник

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Оргмомент

Приветствие учащихся, проверка к готовности урока.

Приветствие учителя.

Дети рассаживаются по местам.

Личностные

Внутренний настрой учащихся на учебное занятие.

II. Актуализация опорных знаний урока

1. Что такое выделительная система?

2. Какие органы могут входить в выделительную систему?

3. В каком направлении шло изменение органов выделения

позвоночных животных?

4. Почему продукты обмена не скапливаются в организме птиц, а

практически сразу удаляются наружу?

Отвечают на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают учебную задачу


III. Мотивация к изучению нового материала

Каждый из вас замечал, что изменения вокруг нас ведут к изменению нашего поведения. Это можно заметить и на примере братьев наших меньших – животных. Попробуйте привести примеры. 

Приводят примеры.


Личностный:

Появление интереса к поставленной задаче

Предметный

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей между

составом и структурой сообщества

А вы не задумывались, что этому способствует?

Высказывают предположения.

Правильно! Нервная система позволяет адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Кроме того, вы должны познакомиться с такими понятиями как: рефлекс, инстинкт и координация, все это – проявление изучаемой системы. Таким образом тема нашего урока?


Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»

Записывают тему урока.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Воспринимать окружающую среду организму позволяют органы чувств и свойства раздражимости и чувствительности.

Раздражимость – общее свойство живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды.

Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.

Овладение этими свойствами позволяет наличие нервных клеток. Рассмотрим их строение. Тело клетки имеет звездчатую форму из-за наличия коротких отростков, с помощью которых они соединяются друг с другом и образуют нервную сеть. Этот тип строения нервной системы характерен кишечнополостным: гидре, медузам, губкам. Раздражение даже небольшого участка тела ведет к реагированию всех нервных клеток и изменению положения тела за счет передачи возбуждения кожно-мускульным клеткам.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение сокращение гидры(видеоролик).

Слушают учителя, записывают определения, смотрят видео.

Познавательные:

Регулятивный

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

Коммуникативный

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;постановка вопросов; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметный

умения давать определения основным понятиям темы;

проводить самонаблюдения; делать выводы

Давайте вспомним, какой рефлекс мы наблюдали в ходе проведения лабораторных работ с инфузорией туфелькой? 

Отвечают на вопрос.

Правильно – инфузория не подплывает к кристаллам поваренной соли, расположенными на дне сосуда.

Рефлексы бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся: сосание молока детенышами, подача голоса. К приобретенным рефлексам можно отнести попрошайничество животных, выполнение несложных команд. В основе данных рефлексов лежит подкрепление выполненных действий едой и т.п.

Слушают учителя.

Вывод: Развитие нервной системы привело к значительному усложнению всех его отделов, поэтому поведение животных становится все более сложным и многоплановым в зависимости от характера воздействий среды на организм.

В основе всех реакций организма лежит рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя.

Приведите примеры рефлексов у млекопитающих.

Приводят примеры: Оскаливание зубов, рычание или лай собаки в ответ на взмах руки; прогибание спины, мурлыкание кошек в ответ на поглаживание и т. д.

Чем выше организация животного, тем больше у него возможностей для выбора ответной реакции. Выбор зависит от анализа всех условий данной ситуации, а это возможно только при наличии развитого головного мозга и особенно коры переднего мозга.

Таким образом в жизни большинства животных рефлекс и инстинкт играет настолько важную роль, что без них просто невозможно существование животного.

Слушают учителя.

Дальнейшее развитие нервной системы беспозвоночных животных шло в направлении концентрации нервных клеток в определенных местах тела. Сформировалась нервная ткань. 

Записывают вывод в тетрадь.

Рассмотрим эволюционные этапы развития нервной системы:

  1. Диффузная нервная система (у кишечнополостных)

  2. Узловая нервная система (у червей, моллюсков, насекомых, ракообразных)

  3. Нервная трубка (у позвоночных)


Слушают учителя.

Как связано увеличение нервной массы и усложнение нервной системы поведением животных?

Укрупнение нервных узлов и увеличение нервной массы ведёт к усложнению органов чувств, более сложному поведению животных.

Из беспозвоночных животных насекомые, паукообразные имеют самую сложную нервную систему и как следствие- самое сложное поведение (пчелы, муравьи и т.д.).

Слушают учителя.

Нервная система хордовых животных достигает наибольшего развития.

У ланцетника - полая трубка с расширенным головным концом (зачаток головного мозга).

Из чего же состоит нервная системы у позвоночных животных? Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте назвать её части.

Называют части нервной системы.

Молодцы, зарисуем схему строения нервной системы позвоночных.

Зарисовывают схему.

Класс делится на 5 групп, которые будут исследовать свой объект и работать со своей гипотезой. Каждая из групп получает карточки – задания с изображением головного мозга: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих (самостоятельная работа - 3 мин.)

Задания: Исследовав объекты, рисунки, текст учебника, используя карточки определить отделы головного мозга каждого класса позвоночных, ответить на вопросы: какие его отделы достигли значительного развития и почему, как это отразилось на поведении животных?

Задание 1

Какие отделы головного мозга есть у рыб?

Задание 2

Из каких органов состоит мозг земноводного животного?

Задание 3

Какое строение имеет мозг пресмыкающегося? В чём выражается усложнение строения?

Задание 4

Какие отделы головного мозга есть у птиц?

Задание 5

Назовите отделы головного мозга млекопитающего. Какие отделы развиты лучше, чем у других животных?

После исследования объектов лидер каждой группы отчитывается у доски.

Работа в группах.

Демонстрация слайдов Головного мозга позвоночных.

Рыбы. Самый задний отдел головного мозга, который пере­ходит в спинной мозг, - продолговатый мозг. Над ним находится (возвышается) мозжечок. Затем идет средний мозг - самый круп­ный отдел у рыб, а к среднему мозгу примыкает передний, который состоит из двух маленьких полушарий. Спереди от полушарий от­ходят две обонятельные доли, заканчивающиеся обонятельными нервами.

Земноводные. Головной мозг земноводных сложнее, чем у рыб. У них лучше развит передний мозг, уже поделенный на полу­шария. Есть обонятельные доли и обонятельные нервы. Далее идет промежуточный мозг, а ниже - средний, далее мозжечок, который слабо развит, и продолговатый мозг, который переходит в спинной мозг.

Пресмыкающиеся. Передний мозг увеличен за счет разраста­ния подкорковых узлов - полосатых тел. Особенно сильно развит мозжечок - отдел мозга, регулирующий координацию движений. Как и у земноводных, есть промежуточной, средний и продолгова­тый отделы мозга.

Птицы. Нервная система птиц хорошо развита. Особенно сильно развит мозжечок, координирующий движения в полете. По­лушария мозга больше, чем у пресмыкающихся, сильно развиты зрительные доли мозга. Довольно большой мозг птиц свидетельст­вует об их высоком развитии.

Млекопитающие. Прежде всего бросается в глаза увеличение полушарий переднего мозга. Спереди от них отходят крупные обо­нятельные доли. Ниже переднего мозга находится средний мозг, следом за ним – мозжечок, промежуточный мозг, продолговатый, переходящий в спинной.


Как изменяется головной мозг у позвоночных от класса к классу?

увеличивается передний мозг

Как же строение головного мозга связано с поведением животного, с развитием его органов чувств?

Хорошо развиты:

У рыб – обоняние, зрение

У земноводных - обоняние, зрение

У пресмыкающихся – обоняние

У птиц – очень хорошее зрение

У млекопитающих – все органы чувств развиты лучше всех других групп животных.

Слушают учителя.

Развитие нервной системы привело к значительному усложнению всех его отделов, поэтому поведение животных становится все более сложным и многоплановым в зависимости от характера воздействий среды на организм.

Слушают учителя. Записывают вывод в тетрадь.

V. Первичное закрепление изученного материала

я предлагаю ответить вам на несколько тестовых заданий:

1.Впервые нервные клетки появляются у:

А) губок Б) кишечнополостных В) плоских червей Г) круглых червей

2. Раздражимостью называют:

А) действие раздражителем

Б) захват добычи хищником

В) ответ на воздействие среды с участием нервной системы

Г) реакцию на раздражение

3. Наибольшего развития нервная система достигает у:

А) хордовых

Б) моллюсков

В) насекомых

Г) иглокожих

4. В процессе эволюции у хордовых усложняется:

А) спинной мозг

Б) промежуточный мозг

В) средний мозг)

Г) передний мозг

5. К приобретенным рефлексам относятся:

А) сосание молока

Б) подача голоса

В) попрошайничество у животных

Г) мурлыканье кошки

Ответы: 1-б, 2-в, 3-а, 4-г, 5-в.

Регулятивные : определяют уровень усвоения изучаемого материала, вносят необходимые коррективы.

Познавательные: анализируют, делают выводы, рассуждают логически, устанавливают причинно- следственные связи.

Личностные: обосновывают свой выбор, признают право каждого на собственное мнение.



VI. Подведение итогов

Ребята, какие выводы можно сделать по пройденной теме?

Делают выводы.

Коммуникативный:

- умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

VII. Рефлексия учебной деятельности


Законччите предложения: 1. На уроке я работал: 2. Своей работой на уроке я: 3. Урок для меня показался: 4. За урок я: 5. Материал урока мне был:


Учащиеся заканчивают предложения

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.

Личностные: понимают для чего нужно изучать нервную систему животных.

Предметные: знают для чего нужна нервная система животным и как она усложнялась в ходе эволюции

VIII. Домашнее задание

Записываем домашнее задание: §43, рабочая тетрадь.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

Самоорганизация

планироввание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!