СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Нетрадиционные формы контроля и оценки по предмету Окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Нетрадиционные формы контроля и оценки по предмету Окружающий мир»»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»















«Виды орфографических упражнений, способствующих формированию грамотного письма»











Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Смирнова Ирина















Ейск, 2022 г.

Чистописание целесообразно начинать с обсуждения, из каких элементов состоит буква, как она соединяется с другими буквами, с правилами ее написания. Обязательно проводится звуковой анализ. Звукобуквенный разбор слов заставляет ученика сравнивать произношение и написание слова, учит видеть расхождение между ними, вызывает необходимость объяснять орфограммы.

Орфографическое проговаривание целесообразно при выполнении любых упражнений (особенно в 1 и 2 классе), в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остается память движений речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) возможно и нужно при выполнении всех письменных работ. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, а некоторые подчеркивают буквы без разбору. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

Сигнальные карточки уместно использовать в упражнении – это эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучение, т. к. учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.

Перфокартыаналогично, развивают орфографическую зоркость учащихся. Ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.

Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, но преимущественно с теми, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила. Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.

Я не бегаю к врачу –

Я сама его лечу.

(С. Михалков.)

Раньше всех чижи встают
И до вечера поют.

(С. Михалков.)

Наши птицы, наши звери

Нас уже не узнают.

(С. Михалков.)

Объяснительно-предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его состоит в том, что учитель читает текст по предложениям или предложение (в 1 классе). Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Затем дети записывают предложение в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчеркиваются. Можно записывать текст на доске одновременно с записью в тетрадях. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как нужно их писать. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Выборочный диктант и выборочное списывание ставят целью отработать правописание слов на изучаемое правило. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Диктант может быть усложнен дополнительным заданием.

Комментированное письмо – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.


Навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений:

     Упражнение 1

 Спишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные.

  Собака, заяц, лисица, корова, воробей, медведь, петух.

     Упражнение 2

Составьте предложения со словами: тетрадь, пенал, класс. Запишите их.

    Упражнение 3

   Пользуясь «Орфографическим словариком», допишите таблицу.

оро

оло

воробей

молоко

   Упражнение 4

    Составьте связный рассказ на тему «В огороде» со словами: ягода, помидор, огурец, горох, работа, урожай.

   Упражнение 5

   Спишите слова в два столбика: в первый столбик с проверяемыми гласными, во второй – слова с непроверяемыми безударными гласными.

     Библиотека, горизонт, запевать, портрет, поляна, заявление, телефон, шофер, глядеть.

   Упражнение 6

   Спишите, вставьте пропущенные буквы.

     Д..ректор, д..рога, пон..дельник, ф..милия, с..поги.

   Упражнение 7

     Прочитай слова. Запиши их по группам: 1) названия людей, 2) названия растений, 3) названия плодов.

     Ученик, рябина, девочка, ребята, яблоня, ягода, ученица, яблоко, мальчик

   Упражнение 8

      Вставь пропущенные гласные буквы.

      Квртр, крбль, ксмс, прзднк, тврщ, пмдр.,бльшй, сбк.

   Упражнение 9

      Запиши одним словом.

      Помещение для торговли……………..

      Жилое помещение в доме…………….

      Подземная железная дорога………….

      Ученик, отвечающий за порядок в классе……….