СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные методы изучения нового материала

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учащихся на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные методы изучения нового материала»

Нетрадиционные методы изучения нового материала.


Использование нетрадиционных способов и приёмов работы на уроках способствует успешному интегрированию учебного процесса с активной динамической нагрузкой. Без сомнения, смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышают умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.

Нетрадиционные формы урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учащихся на уроке.

Нетрадиционные формы урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Нетрадиционные формы урока содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Для учащихся нетрадиционные формы урока - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Сама организация нетрадиционной формы урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. нетрадиционные формы урока способствуют выработке определенного позитивного отношения к учёбе.

В процессе проведения нетрадиционных форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Нетрадиционные формы урока - это возможность:

  • развивать свои творческие способности и личностные качества,

  • оценить роль знаний и увидеть их применение на практике,

  • ощутить взаимосвязь разных наук.

Нетрадиционные формы урока:

  • ролевые игры;

  • урок-спектакль;

  • исполнение сказочного сюжета;

  • смотр знаний;

  • урок фантазирования;

  • урок-игра;

  • деловая игра;

  • урок-зачет;

  • урок взаимообучения;

  • урок-путешествие;

  • круглый стол или конференция;

  • урок-состязание;

  • пресс-конференция;

  • урок взаимообучения;

  • урок открытых мыслей;

  • урок-восхождение;

  • урок-соревнование;

  • урок-диалог;

  • урок-КВН;

  • мозговая атака;

  • урок-викторина;

  • урок-брифинг;

  • актуальное интервью;

  • аукцион знаний;

  • имитационно-ролевое моделирование;

  • урок-диспут;

  • моделирование мышления учащихся;

  • урок-турнир;

  • ролевая деловая игра;

  • урок-эврика;

  • урок-лекция.

В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать учащихся в изучении предмета.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения. Использование мультимедийных программ при обучении особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями, текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net).

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач.

Для повышения эффективности учебного процесса целесообразно использование интерактивных методов. Они способствуют:

  • созданию благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

  • организации обмена деятельностями;

  • организации мыследеятельности;

  • организации смыслотворчества;

  • организации рефлексивной деятельности.

Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как преподавателя, так и студентов. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.

Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.

Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой — стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.

Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем этапе занятия. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.

Например: «Рефлексивный круг», «Мини-сочинение», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу».

К методическим приёмам интерактивного обучения относятся:

  • Пары и группы

  • «Мозговая атака»

  • «Общая дискуссия»

  • Проекты

  • Семинары

  • «Общий галдёж»

  • Словесные ассоциации

  • Воспроизведение информации

Пары и группы: Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.

Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, преподаватель заранее делит учащихся на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

«Мозговая атака»: Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей.

Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Общая дискуссия: Учебная дискуссия - целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Стадии дискуссии

  • Ориентация

  • Оценка

  • Консолидация

Виды дискуссий

-Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока

- Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника

- Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь».

Проектная деятельность: Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда студенты уже могут выполнять самостоятельный поиск.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)

2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)

4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

Методика организации семинара:

1. Определение вопросов для обсуждения

2. Подбор литературы

3. Отбор отдельных жизненных ситуаций

4. Распределение участников по группам

5. Продумывание сценария

6. Оформление наглядности

«Общий галдёж»: Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

Рисование: Приём используется с целью развития:

- наблюдательности

- навыков совместной работы

- воображения

Воспроизведение информации: Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме.

Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.

Рассмотренные способы и приёмы такие, как игра, метод разучивания песен, рифмовок и стихотворений, использование компьютерных технологий и сети Интернет, а также использование интерактивных методов способствуют повышению эффективности обучения предметам.

Они делают учащихся активными участниками образовательного процесса, повышают их мотивацию, интерес к изучаемому предмету.

От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективности учебного процесса. Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески-направленных.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.