СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Волшебница вода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по познавательному развитию

Просмотр содержимого документа
«НОД "Волшебница вода"»

НОД по познавательному развитию

Тема: «Волшебница-вода»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды (жидкое, твёрдое, парообразное).

Задачи:

Образовательные: формировать знания детей о назначении воды в нашей жизни; расширять и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, парообразное); активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия.

Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, умение делать выводы, умозаключения; 
развивать связную речь, умение рассуждать.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.  Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра; воспитывать аккуратность в работе. 

Средства обучения: карточки в виде капелек воды с загадками, мнемотаблицы о свойствах воды, прозрачные пластиковые стаканы, электрический чайник, салфетки, губки, ватные диски, кувшин с водой, тарелки одноразовые, фартуки.  
Словарная работа: исследователи, лаборатория, жидкость, безвкусная, прозрачная, морская, океаническая, болотная, озёрная, родниковая, дождевая, питьевая, твердая, парообразная, соленая, пресная. 


Ход:
Часть I. Введение в игровую ситуацию. 

Дети, во время прогулок вы наблюдали за природными явлениями. Читали о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Исследователь», но для этого вы должны правильно отгадать загадки, и тогда вы узнаете, что мы будем изучать в нашем клубе «Исследователь».

А теперь отгадайте загадку о природном явлении. 
«Я и туча, и туман
Очень добродушная, 
И ручей, и океан, 
Я мягкая, послушная, 
И летаю, и бегу, 
Но когда я захочу, 
И стеклянной быть могу. 
Даже камень источу»
Люди ждут меня, зовут, 
А приду к ним – прочь бегут. (Вода.) 


Пушистая вата
Плывёт куда-то. 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе. (Облако.) 


Течёт, течёт – не вытечет, 
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.) 


Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить? 

Воспитатель; Дети, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе? (Ответы детей). 

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего людям нужна вода? Животным, растениям? (Ответы детей).

- А что будет, если вода исчезнет? 

Ответы детей: погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле. Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода 

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни! 

Словесно-речевая игра «Скажи по-другому» (с мячом) 


Часть II. Практическое экспериментирование.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Дети, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Приглашаю вас в клуб «Исследователь». 

Проходите в мини-лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами будем учёными и проведём опыты по исследованию воды.

Воспитатель: Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Займите свои рабочие места. 
(Дети рассаживаются за столы.) 

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха. 

Воспитатель: Вы знаете, что вода жидкая. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как можно доказать, что вода это жидкость? (ответы детей). Перед вами предметы, с помощью этих предметов попробуйте доказать, что вода обладает подвижностью и текучестью. 
Вывод детей: Вода имеет жидкое свойство.

Воспитатель: Дети, есть ли у воды вкус? (ответы).
А есть у воды запах? 

Вывод детей: вода не имеет запаха и вкуса. 

Опыт № 2  «Вода может быть твердой»

Воспитатель: В этом году природа преподнесла нам много зимних подарков: снег, лёд. Что такое снег и лёд? (ответы детей). Но мы с вами знаем, что вода это жидкость. Потрогайте лёд, какой он? (ответы детей, нацелить детей на слово «твёрдый»)

Вывод детей: Вода может быть твердой. 

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и поиграем.


Физкультминутка «Ручеёк».

Жил да был ручеёк, 
(волнообразные движения рук.) 
Зажурчал и потёк. 
(Ходьба по кругу) 
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг) 
Капелькой спустился
(Присели.) 
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя) 
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны).


Опыт №3 «Парообразная вода - пар».

Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды. 

Воспитатель: Беру электрический чайник, довожу до состояния кипения. (Дети наблюдают на безопасном расстоянии). При появлении пара, спрашиваю у детей, что это? Дети наблюдают. Что такое пар? (ответы) 

Ответ: На тарелочке образовались капли воды.

Вывод: вода может превратиться в пар. 

Работа с мнемотаблицами (выбрать изображения, соответствующие свойствам воды) 

Рефлексия:

Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (прозрачная, нет запаха, без вкуса, жидкое, твёрдое, парообразноё свойство). 

Вода имеет очень важное значение для жизни человека.

Как поется в песне: «Без воды, мы не туды и не сюды»

Вода даёт жизнь всем живым существам на этой планете, на планете Земля. 

Автор-разработчик: Антонова С.А.,