СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы литературного языка (орфоэпические, акцентологические)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционный урок

Просмотр содержимого документа
«Нормы литературного языка (орфоэпические, акцентологические)»

Качинскене М. С.

Урок русского языка в 11 классе № 80

Тема: Нормы литературного языка (орфоэпические, акцентологические)

Цель: повторить нормы литературного языка, проверяемые на ЕГЭ

План урока:

1. Актуализация опорных знаний

«Высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее  для  данного  случая и, следовательно,  стилистически  оправданное)», – писал профессор С. И. Ожегов.

Термин «норма» по отношению к языку прочно вошел в обиход и стал центральным понятием культуры речи. Академик В. В. Виноградов ставил изучение норм языка на первое место среди важнейших задач русского языкознания и области культуры речи.

Норма – это оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных. Система норм литературного языка является общеобязательной, кодифицированной (закрепленной).

В эту систему входят частные нормы:

1) произношения;

2) словоупотребления;

3) написания;

4) формообразования.

При этом литературные нормы осознаются как обязательные.

Общепринятые коммуникативные правила обусловлены самой природой человеческого общества и составляют комплекс условий, без которых человеческая жизнь перестает быть нормальной.

Один из теоретиков культуры речи профессор Б. Н. Головин выделяет пять уровней коммуникативного круга.

Первый уровень – от действительности к сознанию автора. Здесь зарождается замысел высказывания, проявляется коммуникативная задача.

На втором уровне замысел высказываний соединяется с языковыми данными автора.

На третьем уровне происходит «речевое исполнение» замысла.

На четвертом уровне происходит восприятие высказывания адресатом. От адресата требуется понимание передаваемой информации.

На пятом уровне реципиент соотносит полученную при восприятии информацию с действительностью, с ранее накопленными знаниями и делает соответствующие выводы.

По мнению лингвистов, главными единицами коммуникативного круга при переходе языка в речь являются слово и высказывание. Именно поэтому овладение искусством общения, искусством слова, культурой письменной и устной речи необходимо для каждого человека, независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Виды норм:

 Орфоэпические нормы русского языка.

 Акцентологические нормы русского языка.

 Лексико-фразеологические нормы русского языка.

 Грамматические нормы русского языка.

 Стилистические нормы русского языка.

 Орфографические нормы русского языка.

 Пунктуационные нормы русского языка.

2. Практическая часть

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….


2

А как спросить: «Почем творОг?

А может, правильнее - твОрог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творОг,

А может, правильнее – твОрог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!» (В. Громов)


– Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»?

Словарь Академии Российской, 1789-1794, говорит нам, что в этом

Сегодня "Орфоэпический словарь Т.Ф.Ивановой" (2007)

закрепляет оба варианта произношения этого слова

– Получается, что нет разницы, как говорить - твОрог или творОг.

варианта правильные!

1) Слово учителя.


3

– В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы

произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований и,

тем не менее, произносим их правильно.

Но это не значит, что мы не допускаем ошибок. Поэтому надо знать

нормы произношения.


Орфоэпия – это (от греч. orthos – прямой, правильный + epos – речь) –

раздел науки о языке, который изучает нормативное литературное

произношение.

– Орфоэпические нормы подразумевают под собой:

нормы произношения гласных звуков,

нормы произношения согласных звуков,

нормы произношения заимствованных слов.


2) Сообщения учеников (Приложение)

Без слез, без жизни, без любви. (А.С.Пушкин.)

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, разделите слова на две

группы (с твёрдым и мягким согласным)

Брюн..т, инт..рьер, шат..н, кларн..т, т..рмин, кокт..йль, с..рвиз, с..рвис,

фан..ра, т..ннис, р..ктор, т..мп, кр..м, шин..ль, пат..нт, компьют..р, ст..нд,

д..кор, басс..йн, свит..р.

4

–Что нужно делать, если возникают трудности при произношении?

( Обращаться к словарям)


4) Работа со словарем в группах.

Задание 2.

5) Работа у доски. Постановка проблемного задания.

Измените слово или подберите родственное ему таким образом, чтобы

ударение перешло сначала на один, потом на другой слог корня, обозначьте

ударение

Ст…р…на –

П…л…са –

М…л…дая –

Г…л…дать –

В…сьмич…совой –

Н…б…са –

– Что с ударением происходило в этих словах?

– Какую особенность ударения можно отметить?

– Ударение подвижное, т.е. может перемещаться в пределах

словоформы, поэтому для проверки безударной гласной мы изменяем слово,

гласные под ударением произносятся отчётливо, и мы их пишем без

сомнений.


– Неверная постановка ударения – наиболее часто встречающаяся

орфоэпическая ошибка, что во многом объясняется спецификой русского

ударения.

–Раздел науки о языке, который изучает ударение, называется акцентологией.


Задание 3.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

укрАла

клАла

звонИт

прИняли

сливОвый (сок)

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

создАвший

каталОг

начАв

тОрты

аэропортЫ

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

обострЁнный

бАнты

начАть

досУг

пОняла

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

клАла

взялА

Эксперт

бралА

8

квартАл

5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

гУсеница

прожИвший

предпрИняв

нет кремнЯ

безУдержный

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

отдалА

оптОвый

недУг

дОсуг

поделЁнный

Выполненную работу фотографируем и отправляем на электронную почту учителя 20 марта до 14.30 ([email protected])





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!