СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные нормы речевого развития детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте. Конечно же, умение правильно говорить – является одним из наиболее важных элементов психического развития человека.

Но становление этого навыка может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что по данным многочисленных исследований в области логопедии и психологии речь тесно связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные нормы речевого развития детей»

Нормы развития речи у детей

Первый год жизни.
2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками - растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Второй год жизни.
Стадия активной речи - автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000-1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

Возраст ребенка Нормы развития речи

6 
месяцев

  • Воспроизведение звуков с интонацией

  • Реагирует на свое имя

  • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука

  • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон

12 месяцев

  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)

  • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы

  • Осознает социальное значение слова

18 месяцев

  • Имеет активный словарь около 5-20 слов

  • Словарь состоит в основном из существительных

  • Часто овторяет слово или фразу снова и снова

  • Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием

  • Способен выполнять простые команды

24 месяцев

  • Называет целый ряд объектов из своего окружения

  • Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под

  • Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова

  • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому

  • Активный словарь примерно 150-300 слов

  • Объем и высота голоса плохо контролируются

  • Иногда правильно использует местоимения "Я" и "Ты". Хотя "Мне", и "Я" часто путают

  • Начинают появляться понятия "Я" и "мои"

  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)"

  • Задает вопросы "Что это?"

36 месяцев

  • Правильно использует местоимения "Я" и "Ты"

  • Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи

  • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за

  • Знает основные части тела и может показать их и назвать

  • Активный словарный запас около 900-1000 слов

  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым

  • В речи начинают преобладать глаголы

  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью

  • Понимает и дает ответ на такие вопросы, как "что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?"

  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адресс, имена родителей

  • Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает

48 месяцев

  • Знает названия знакомых животных

  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого

  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах

  • Знает один или несколько основных цветов

  • Может повторить 5 цифр

  • Может повторить слова из четырех слогов

  • Демонстрирует понимание понятий над и под

  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким

  • Легко следует простым командам

  • Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки

60 месяцев

  • Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий

  • Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.

  • Может считать до десяти

  • Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции

  • Знает все гласные и согласные буквы

  • Повторяет предложение до девяти слов

  • Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)

  • Выполняет за три команды, которые даны одна за другой

  • Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников

  • Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время

  • Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня

  • Речь в целом грамматически правильная

6 
лет

  • Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени

  • Речь полностью понятна и общественно полезна

  • Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видить связи между объектами и событиями

  • Активный словарный запас более 2000 слов

  • Ребенок задает вопросы типа "Почему", "Зачем"

  • Активное расширение словарного запаса

«Отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой.

Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:

- в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;
- в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;
- в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
- в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
- в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
- в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.