СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новогодний сувенир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа учащегося 8 класса, выполнена в рамках городской Олимпиады

Просмотр содержимого документа
«Новогодний сувенир»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Муниципального образования города Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №14»















Новогодний сувенир

«Кухонный набор»







Выполнил: учащийся 7 а класса

МАОУ МО г. Нягань СОШ №14

Гильфанов Ринат

Руководитель: учитель технологии

МАОУ МО г. Нягань СОШ №14

Ибатуллина О.В.








Нягань

2021-2022

СОДЕРЖАНИЕ



1.Введение……………………………………………………………………..…3

1.1.Обоснование выбора темы проекта ………………………………………3-4

1.2.Цель и задачи проекта……………………………………………………..…4

1.3.План выполнения проекта…………………………………………………4-5

2. Теоретическая часть……………………………………………………….5-9

2.1.Исторический аспект……………………………………………………….5-8

2.2.Варианты будущего изделия…………………………………………………8

2.3.Инструкция по технике безопасности……………………………………9

3.Технологический этап…………………………………………………….9-15

3.1.Выбор материалов, инструментов и оборудования……………………9-10

3.2. Столярное соединение…………………………………………………….10

3.3.Клеевое соединение…………………………………………………… 10-12

3.4.Технологическая карта ………………..………………………………...12-13

4.Экономическое обоснование…………………………………………..........13

5.Экологическое обоснование………………………………….……………..13

6.Заключение (самооценка, реклама изделия)……………………………..14

7.Список литературы…………………………………..………......................15

Приложение…………………………………………………………………16-19










Введение

«Чем дальше в будущее  входим,

   Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

   Хоть новому принадлежим».   

   (Вадим Шафнер.)


    1. Обоснование выбора темы проекта

Если отложить в сторону телефон и компьютер, окажется, что, кроме информационных технологий, в мире есть еще масса увлекательных занятий, которые не только разнообразят проведение свободного времени, но и принесут ощутимую пользу. Человек на протяжении тысячелетий преобразует мир вокруг себя разнообразными вещами. Мода на изделия ручной работы в домашнем интерьере не уходит от человека, а наоборот набирает обороты. Я поделюсь с вами интересным видом работы - выжигание по дереву. Эта кропотливая работа, требующая большого терпения и точности, позволяет мастерить уникальные вещи из простого материала. Поделки из дерева, сделанные своими руками, будут радовать взгляд всей семьи и привнесут в атмосферу дома доброту и тепло.

Несмотря на то, что выжигание известно уже несколько тысячелетий, по-настоящему доступным оно стало только в ХХ веке с появлением специального прибора – пирографа, работающего на электричестве. Благодаря ему сегодня заниматься выжиганием может любой желающий.

Пирография в переводе с греческого языка означает «огненное письмо», то есть рисование огнем. Несмотря на древность искусства выжигания, термин появился в Англии относительно недавно, в XIX веке. А в ХХ от его производной произошло название современного прибора для выжигания – пирографа.

Художественное выжигание на кухонном наборе я выбрал темой моей работы.

Актуальность темы выражается в том, что процесс выжигания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд и готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложить что-то свое; внести свои поправки, изменить конструкцию или рисунок орнамента, прибегнуть к фантазии или выдумке, такое изделие особенно дорого, такие предметы находятся дома на самом почетном месте. В последнее время так же вырос спрос общества к изделиям ручной работы или собственноручно оформленными.

Так же моя тема актуальна и для разностороннего творческого развития.


    1. Цель проекта:

Сохранение традиций отечественной культуры через изготовление предметов быта. Освоение техники художественного выжигания по дереву при изготовлении новогоднего сувенира – кухонный набор.

Задачи:

  • Сбор информации по художественной обработке древесины техникой выжигания;

  • Изучить материалы, инструменты, способы обработки древесины и виды художественной работы по древесине;

  • Освоение технологии в процессе изготовления кухонного набора.


    1. План выполнения проекта

Работу начали с составления плана, и он заключался в следующем:

  1. Подбор и изучение дополнительной литературы.

  2. Составление схемы технических компонентов и необходимых требований к изделию.

  3. Подготовка материала к выполнению конструкторского этапа:

- варианты идей выбора формы;

- изготовление эскиза выбора формы и содержания изделия.

  1. Выполнение технологического этапа:

- выбор оборудования и материала;

-организация рабочего места и соблюдение техники безопасности в работе;

-составление технологической карты изготовления всего изделия и определенных его деталей.

  1. Расчет материальных затрат и определение себестоимости продукции.

  2. Составление рекламы изделия.

  3. Экологическое обоснование изделия.

  1. Теоретическая часть

    1. Исторический аспект

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом “чувство вещи”.

До ХХ века вид творчества выжигание не имел наименования, хотя история его насчитывает несколько тысячелетий и охватывает все страны мира.

В Перу найдена деревянная чаша культуры Наска, декорированная фигурками, выжженными на ее поверхности. Время появления сосуда относят к 700 годам до н. э. Пока это самый древний представитель декоративно-прикладного искусства, разрисованный раскаленным металлическим острым предметом.

Некоторые ученые считают, что выжигать по дереву люди стали практически сразу, как только научились плавить металл. Иглы и заостренные стержнеобразные элементы раскаляли на углях, а затем с их помощью наносили рисунок на дерево.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивам народной резьбы рельефным узором

В Англии еще до Викторианской эпохи декорировали мебель раскаленными приспособлениями, которые умельцы называли «горячей кочергой». Большое распространение искусство получило в средневековой Европе, огненным орнаментом украшались предметы быта.

Выжиганием по дереву увлекались художники, живущие в разное историческое время – Рембрандт, Дюрер, Пикассо, за этим занятием нередко замечали писателя Виктора Гюго.

В нашей стране, богатой лесами, древесина всегда была основным материалом для строительства и обустройства быта. Еще в IX-X веке умельцы не только изготавливали нехитрую утварь, но и украшали ее. Для выжигания сначала использовался открытый огонь, а затем научились рисовать раскаленными, похожими на гвозди предметами с косым срезом наконечника.

На Руси украшали тарелки, ложки, шкатулки, ковшики. Мастера игрушек разрисовывали свои творения «огненными» узорами, особенно очаровательными получались традиционные матрешки.

Тысячелетиями люди выжигали по дереву фактически раскаленным «гвоздем». Английские умельцы вплоть до XIX века приспосабливали под свои «горячие кочерги» печи с отверстиями или котелки с углями. На кочергу надевали насадку для выжигания, а ручку изготавливали из тонковолокнистых минералов, чтобы не обжечься. Иногда мастер нанимал человека, в обязанности которого входило менять кочерги у печи и как можно быстрее подносить их художнику.

В XIX веке приспособление для выжигания было усовершенствовано. Игла прибора нагревалась от помпы, работающей на бензине. В этот период проводили досуг за выжиганием даже дамы, они приспособились подкачивать насос одной рукой, а второй наносили рисунок на деревянную поверхность.

В конце XIX столетия приборы для выжигания становились все совершеннее. Один из них представлял собой конструкцию с трубкой, по которой проходила газовая смесь. Аппарат применялся для поверхностного обжига. Почти по такому же принципу работали спиртовые горелки. В этот период для выжигания стали использовать первые электрические печи

Уже во второй половине прошлого века придумали электрический пирограф, принцип действия которого напоминал работу паяльника. Но конструкция сильно перегревалась и создавала массу неудобств. Настоящим прорывом в технике выжигания по дереву (1962 г.) стало изобретение 15-летнего подростка Роя Чайлда, вернее, удачная модернизация уже имеющегося электрического прибора.

Новое приспособление отличалось безопасностью и не страдало от перегрева.

Пирограф - Электрический прибор для выжигания по дереву, фанере, коже и другим поверхностям. Он бывает двух типов.

  1. Трансформаторный. Это мощный аппарат с плавной регулировкой температурного режима, содержит нихромовую насадку.

  2. Паяльный. Прибор наделен латунными насадками, часто встречается без регулировки температуры.

Газовая горелка. Ее надевают на баллончик с газом, выжигание происходит с помощью открытого огня. Приспособление используют для создания общего тона рисунка. Мастера струей пламени не только покрывают доску черным слоем, но и создают разные оттенки обожжённой поверхности.

Собирающие линзы. Таким способом можно работать только в солнечный день. Линзу закрепляют так, чтобы она могла фокусировать лучи солнца на деревянной поверхности. Для создания рисунка линзу перемещают по древесному полотну.

Не стоит использовать слишком мощные увеличительные стекла, они могут привести к возгоранию.

Кислотный способ. Выжигание рисунка происходит с помощью воздействия на древесину соляной кислоты. Для этого рабочую поверхность покрывают пчелиным воском или парафином, создавая для дерева защитный слой. Затем острым предметом прорисовывают изображение, так чтобы линии рисунка углублялись до поверхности древесины. В эти углубления заливают кислоту.

Пиротипия. С помощью прибора рисунок наносится в виде готового штампа под воздействием высоких температур.

2.2.Варианты будущего изделия


1.





2.




3.


Из предложенных эскизов мы выбрали третий , так как он нам показался самым интересным.

2.3.Инструкция по технике безопасности

При ручной обработке древесины.

Изготавливая деревянную полочку, мы соблюдали технику безопасности:

В процессе выполнения работы по обработке древесины запрещается:

- выполнять работу неисправным инструментам;

- работать при плохом освещении;

- работать без спецодежды;

- производить огневые работы;

- прикасаться к проводам под напряжениям;

- самовольно включать станки;

- принимать самостоятельные действия без разрешения учителя;

- нарушать требования при работе с режущими инструментами;

- нарушать технику безопасности при пользовании красителями.

Изготовление полочки выполняли поэтапно.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫЖИГАНИИ ПО ДЕРЕВУ

1.Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.

2.При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.

3.Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.

4.После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.


3.Технологический этап

3.1.Выбор материалов, инструментов и оборудования

Подобрали следующее материалы и оборудование:

  • Столярный верстак

  • Столик для работы с ручным лобзиком

  • Ручная ножовка

  • Ручной лобзик

  • Комплект столярных инструментов

  • Электрическая дрель

  • Струбцина

  • Наждачная бумага

  • Клей

  • Электровыжигатель

Выбор материала был несложным. Исходя из возможностей школьной мастерской, наиболее доступным и удобным в работе материалом для изготовления изделия - полочки, является фанера 10 мм, доски взяли уже готовые, только выполняли на них декорирование.

3.2. Столярные соединения.

Шкант – небольшая деревянная либо пластиковая деталь цилиндрической формы, которая применяется для фиксации элементов мебели. На ее торцах есть небольшие фаски, концы усечены. Поверхность крепежных элементов обычно гладкая. Вдоль их длины располагаются неглубокие продольные канавки. Помимо продольных, они бывают винтовыми либо кольцевыми.

Шканты вставляют в специально подготовленные отверстия, диаметр которых соответствует самим крепежам. Кто-то называет их колышками. Они отличаются внешней простотой.

Следует в полочке просверлить отверстие, равное диаметру шканта.

Далее нужно вклеить шканты. Наносить клеевой состав на открытую часть шкантов, а также на контактирующие поверхности, соединить все, а после осторожно простучите соединенные детали при помощи киянки, и оставить поделку приблизительно на 1 час.

3.3. Клеевое соединение

Клеевое соединение - неразъемное соединение деталей с помощью клея, наносимого на соединение поверхности.

Клеевые соединения не выдерживают длительное время большие нагрузки, при повышенных температурах, особенно во влажной атмосфере или при низких температурах снижается прочность клеевого соединения. В этом состоят основные недостатки таких соединений.

Физико-химические основы склеивания. В основе процессов склеивания материалов находятся явления когезии и адгезии. Когезия - это сцепление частиц одного и того же материала, адгезия - это сцепление частиц различных материалов; причиной когезии и адгезии являются силы межмолекулярного взаимодействия. Кроме того в процессе склеивания возникает сложные физико-химические явления, адсорбция, электростатические силы, диффузия (у высокомолекулярных полимеров). Незначительное влияние на клеящую способность оказывает механическое сцепление клеящего вещества (механическая адгезия). Для качественного соединения необходима соответствующая подготовка склеивающих поверхностей и достаточное смачивание клеящим веществом. Клеящими веществами являются высокополимерные синтетические смолы или реактивные смеси различных химических структур.

Вид клеевого соединения выбирается так, чтобы возникали в нем в основном сдвигающие нагрузки, а остальные виды нагрузок были минимальными.

К клеям предъявляют следующие требования: нейтральность к склеиваемым материалам, стойкость к воде, к воздействию различных сред, к нагреванию, охлаждению, резким перепадам температур; грибостойкость; высокие адгезионные и когезионные свойства; простота нанесения на поверхность; хорошее заполнение зазоров между соединяемыми поверхностями; продолжительная жизнеспособность приготовленного клея; возможность склеивания при комнатной и повышенных температурах и низком давлении. При выборе клея необходимо учитывать физико-химические и технические свойства, а также условия эксплуатации изделия.

Мы использовали клей Момент, столяр. Подготовленные детали соединяются клеем.

Изделия из древесины с красивой текстурой тщательно зачищают шлифовальной шкуркой. Данное изделие экологически чистое, поэтому и лакировать его тоже не имеет смысла.



3.5.Технологическая карта

Технологическая карта. Изготовление корпуса полочки.

п/п

План

Эскиз детали

Инструменты

1.




2.





3.





4.



5.


6.





7.






8.




9.




10.


Выбрать материал на 2 детали



Разметить и выпилить заготовку 1 шт (42*20*10);




Разметить и выпилить заготовку 1 шт (12*11*3);




Зачистить поверхности у всех заготовок;


Подогнать и зачистить;


Просверлить отверстия в полочке

Нанести рисунок на 2 заготовку


Соединить все заготовки между собой.




Зачистить поверхности у разделочных досок



Нанести рисунок на поверхность разделочных досок



Выжигание рисунка.














































Верстак,

карандаш, линейка, угольник,

струбцины,

ручной лобзик,

ножовка,

выжигатель

надфили,

наждачная бумага, клей Момент, столяр.





4.Экономическое обоснование

Для изготовления деревянной полки для досок потребуются фанера 10 мм.

Конструкция полочки содержит следующий материал:

п\п

Наименование

Цена за одну штуку

Расход материала

Затраты на материал

Фанера ФК

1525*1525

710 руб за лист

42*20

10 руб.

Клей Момент.

90 руб.

1 гр.

9 коп.

Наждачная бумага

25 руб

1 шт

25 руб.

Кисть

15 руб.

1 шт.

15 руб.

Пилки для лобзика

20 руб

1 шт

20 руб

Доски разделочные

90

2 шт

160 руб

Лак ПФ-283

313 руб

50 мл

16 руб


Итого: 245 рублей

В материальные затраты не входят финансовые расходы на амортизацию отчисленную за пользованием инструментами и оборудованием и стоимость затраты на свою работу.

5. Экологическое обоснование

Наша полочка изготовлена из натурального, экологически чистого материала – березы. В отличие от искусственных материалов не выделяет токсических веществ.

Имеет доступную цену для среднего покупателя.

6.Заключение (реклама изделия, самооценка)

Мое изделие получилось красивым. Я доволен качеством своей работы.

Сделано из натуральных материалов и никакого вреда нанести человеку и природе не может. В моем проекте нет таких материалов, которые обладают токсичными свойствами.

Преимущество данного изделия заключается в том, что оно изготовлено по индивидуальным размерам, с неповторимым дизайном, очень органично вливается в интерьер и исключительно сочетается с мебелью.

Более того технологические операции по изготовлению полки просты и доступны для каждого, кто хочет и может мастерить.

Так же в пользу полки, изготовленной самостоятельно, можно отнести невысокую себестоимость, оригинальность, индивидуальность и удобство в использовании. Но есть один «минус» невысокое качество исходного материала.

Прошли века, изменилось мировоззрение людей, их быт. А изделия народных мастеров и сегодня по-прежнему восхищают нас своим совершенством. С чувством благоговения относимся к изделиям, хранящим тепло человеческих рук. Ведь в каждой вещи – часть души, сердца мастера.

Реклама изделия

Для морковки и салата, 
сельдерея и шпината. 
на тебе - Супер доска! 
Не затупит нож она, 
Будет стол твой всем на диво!

Нарезку сделал – всё красиво!
И хранить ее легко: 
Повесил доски - и ОГО!







7.Список литературы

  1. Барадулин В.Л. Художественная обработка дерева (1986). Изд-во «Лёгкая промышленность».

  2. Барташевич, А.А. Художественная обработка дерева / А.А. Барташевич, А.М. Романовский. – Минск: Выш. шк., 2000. – 230 с.

  3. Горский, В.А. Техническое конструирование / В.А. Горский. – М.: ДОСААФ, 1977. – 128 с.

  4. Панченко, В.В. Выжигание по дереву / В.В. Панченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 220 с.

  5. Рихвк, Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских / Э.В. Рихвк. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.























































Приложение



































Металлические стержни, металлические клейма



Выжиганием по дереву занимались художники- Рембранд, Пикассо



Прибор, работающий на бензине. В этот период проводили досуг за выжиганием даже дамы, они приспособились подкачивать насос одной рукой, а второй наносили рисунок на деревянную поверхность.

Выжигательный аппарат Современный выжигательный аппарат



Рисунки для оформления разделочных досок

Вариант 1

Вариант 2





Вариант 3



Новогодний сувенир

«Кухонный набор»







Готовое изделие







14