Новые формы воспитательных практик
«Воспитание в семье – это менее всего слова,
то есть слова в последнюю очередь, а прежде
поступок, действие, пример.»
А.Маркуша
« Семья – это среда, где человек должен
учиться творить добро».
В.А.Сухомлинский.
Современный мир, его стремительное развитие ставит подчас взрослых людей в тупик. Мы не всегда успеваем за теми изменениями, которые происходят в политической, социальной, экономической и других сферах жизни общества, не можем правильно сориентироваться в той или иной ситуации.
Изменения, происходящие сегодня в новой России, влияют на различные сферы человеческой жизни. Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у детей с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали детей в православной России, то увидим, что все нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Ведь основа духовно-нравственного воспитания закладывается у ребенка с рождения. Испокон веков воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, бабушки и дедушки. Многим родителям просто неизвестно, что именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие-люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствуют доверие и уважение между всеми членами семьи.
Воспитание детей молодыми родителями ориентировано на раннее развитие, достижение успехов уже в начальной школе. К детям предъявляются довольно высокие требования, повышается учебная нагрузка, а теплоты и ласки дети получают все меньше. В связи с этим, у детей формируются представления о семье, как об очень требовательном сообществе. Высокообразованные родители обрушают на детей массу воспитательных воздействий, надеясь подготовить ребенка к взрослой жизни наилучшим образом. При этом упуская огромный пласт-воспитание семейных чувств, понимание ценности родственных связей. Именно поэтому существует необходимость формирования у детей начала семейных ценностей. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей.
Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры. Важными элементами системы являются: ценности, на основе которых строятся отношения между членами всей семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)
Анализ работы с родительской общественностью показывает, что семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций постепенно утрачивается высокую значимость в современном мире.
Всё это ведёт к тому, что у дошкольников, младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознает актуальность данной темы и вряд ли знаком сам с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательного-образовательного процесса.
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для данной работы. В частности, оно имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к его семье и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологом), способными обеспечить ведение эффективной работы по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка, через сохранение и распространение опыта семейных традиций.
Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность гражданина, объединяют общество. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
В поправках к Конституции, которые были приняты на общероссийском голосовании, закрепляется принцип единой системы воспитания и образования в России. Задача реализации закона на практике осуществляется преимущественно классными руководителями, роль которых в школе сложно переоценить. Классный руководитель - это ключевая фигура воспитания в школе. Получив признание важности своей работы на самом высочайшем уровне, классные руководители день за днем выполняют свою непростую работу, сочетая традиционные проверенные временем методы работы с инновационными новинками 21 века. На мой взгляд, именно этот человек во многом определяет настоящее и будущее своих воспитанников.
Моя воспитательная позиция состоит в том, что необходимо создавать условия для саморазвития учащихся, ребенка надо не просто любить, а еще иметь, что ему дать. С первого дня работы я убеждена, что ребенок должен приходить в школу с улыбкой, и улыбкой учителя должен быть встречен. Хочу показать это на примере довольно любопытного сравнения. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, заставлять цвести по принуждению. Его надо поливать, обогревать и освещать. Ему нужно создавать условия, и тогда растение будет расти и развиваться, давать плоды, как ему предписано природой.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с семьей. Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно - ориентированном подходе.
Являясь классным руководителем 6 класса, я осваиваю современные достижения педагогической науки и практики по организации образовательного и воспитательного процесса, изучаю новинки информационных технологий, регулярно повышаю свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях. «...В новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем , учеником и семьей».
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух семьи и школа.
Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учеником, его семьей. Классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками, родителями. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования и воспитания детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
Целью моей воспитательной работы является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка. Сотрудничество, партнерские отношения педагога , обучающегося и семьи, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по-своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.
Вся моя воспитательная работаю проходит под девизом “Мы вместе” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Цель моей воспитательной работы – формировать личность ребёнка через создание и развитие детского коллектива, через семью.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих задач:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
3. вовлекать учащихся в общешкольные ключевые дела;
4. Поддерживать активное участие учеников в жизни школы;
5. Вовлекать школьников во внеурочную деятельность;
6. Использовать в воспитании детей интерактивные формы занятий на уроках;
7. Инициировать участие ребят в ученическом самоуправлении, как на уровне школы, так и на уровне класса;
8. Организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. Организовать участие ребят в школьных медиа;
10. Организовать системную работу с семьями учеников (совместное решение проблем личностного развития детей);
11. Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:
коллективные творческие дела;
экскурсии, поездки, походы в театр и т.п.;
классные часы, беседы;
участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
тематические родительские собрания и другие формы.
Планируется и осуществляется работа по направлениям.
Направление 1 « Я – Гражданин»
Целевая установка: Создание условий для патриотического, гражданского воспитания учащихся.
В рамках данного направления, в течение года проводятся следующие мероприятия:
Информационные беседы «Я гражданин России»;
Классные часы «Герои Отечества – кто они?», «Я люблю тебя Россия»;
Уроки Мужества «Блокада Ленинграда», «Памяти Владислава Алехина», «Великая Победа», «Встреча с ветеранами ВОВ», «Встреча с ветеранами Афганской войны»»;
Акция «Блокада Ленинграда», «Георгиевская ленточка», «Письмо солдату», «Сердце солдату СВО»;
Конкурс рисунков «Рисуем Победу», конкурс чтецов «Мы этой памяти верны».
Обучающиеся класса, с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, акциях и других мероприятиях по патриотическому воспитанию. Дети хорошо усваивают главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Поэтому одним из важнейших направлений является этнокультурное направление. В данном направлении была проведена определённая работа. На классных часах, дети много узнали об истории родного города, страны в целом. Были проведены беседы: «Многонациональный Пятигорск», «Достопримечательности Пятигорска». Наш лицей постоянно оказывает помощь участникам СВО (плетут маскировочные сети, вяжут шарфы, шьют носилки, собирают гуманитарную помощь).Это все делает сплоченный коллектив :учителя-дети-родители.
Направление 2 «Я и мой досуг»
Целевая установка: создание максимально благоприятных условий для развития способностей каждого ребенка, воспитание интеллектуально развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, способной к успешной реализации в условиях современного общества.
Реализуя данные цели, были проведены
Интеллектуальная игра-соревнование «Дорожная грамматика», олимпиада «Безопасные дороги», литературный конкурс «Здравствуй, Осень Золотая», День знаний, конкурс рисунков «Моя мама – лучшая на свете», «Зимушка-зима», «Осенняя мелодия», «Правила дорожного движения» ,акция «Подари открытку маме», «Мой подарок птицам», «Добрая суббота», участие в онлайн олимпиадах, делали книжки-малышки «Знает ПДД моя семья – значит знаю их и я!», писали письма для водителей и участвовали в акции «Внимание, водитель!», делали видеоролик к праздникам «День учителя», «День Матери», участие в конкурсе «Орлята».
Направление 3 «Я и здоровье»
Целевая установка: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Реализуя данные цели, были проведены Дни Здоровья, «Весёлые старты», спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», военно-патриотическая игра-соревнование «Зарничка», зарядка в летнем пришкольном лагере «Радуга» пап со своими детьми.
Классные часы «Наше здоровье в наших руках», «Правила личной гигиены», «Строим дом своего здоровья», «Мы поддерживаем ЗОЖ», «Как уберечь себя от беды», инструктажи по предупреждению травматизма».
Беседы: «Полезные и вредные привычки», «Кто умеет жить по часам», «Наши помощники – растения».
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся являлись одними из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводятся утренняя зарядка, физминутки, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Вся проводимая работа помогает ребятам быть опрятными, выполнять распорядок дня. В результате дети окрепли физически, стали более закалённые и меньше болеть. В спортивных состязаниях мои учащиеся неоднократно занимают призовые места.
Направление 4 «Я и семья»
Целевая установка: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Правильно, выстроенная работа с родителями позволяет сделать образовательный процесс более интересным, насыщенным и результативным. Работа с родителями - как одно из направлений деятельности педагога . Активно используются, как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы в работе с родителями.
На собраниях знакомлю родителей со спецификой программы обучения , даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей, по мере необходимости, на индивидуальные беседы, которые в большинстве своем фиксируются в журнале классного руководителя. С участием родителей проведены праздники «День матери», «Ярмарка для СВОих», «Масленица», спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», «День именниника», «8 Марта», «23 февраля», приняли участие в общешкольных мероприятиях: конкурс рисунков «Моя милая мамочка», изготовление кормушек для птиц, поделок к Новому году и Рождеству. Плетут сети вместе с родителями для СВО, шьют носилки, вяжут шарфы, принимают участие в ярмарках, вырученные деньги от которых идет на гуманитарную помощь для участников СВО. Осуществлены выходы на каникулах (осенние) экскурсия по городу Пятигорску, совместный поход на мероприятие в «Музей истории» на мероприятие «Блокада Ленинграда». Совместное участие в Орлятском треке «Хранитель». Дома родители проводят беседы и просмотр старых фотографий о ветеранах ВОВ, афганской войны, участниках СВО. Родители вместе с детьми посещают городские музеи ,прогулки по городу, изготавливают вместе поделки на конкурсы, рисуют рисунки и стенгазеты . Присылают видеоотчёты.
Очень нравится детям поздравления с днем рождения – каждый ребенок дарит имениннику подарок.
По предложению родителей, «Портфолио ученика» оформляется совместно.
Сложились хорошие и тесные отношения с большей частью родителей
учащихся.
Наиболее эффективными формами взаимодействия считаю: индивидуальные беседы и групповые консультации, тематические родительские собрания. Радует, что большая часть родителей заинтересована в успешном обучении ребенка и мои просьбы не остаются без внимания.
Проведение разнообразных мероприятий позволяет укрепить взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения мероприятий является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям, повышает инициативность неактивных родителей.
Организация мероприятий с семьей - одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов специалистов.
В классных делах принимают участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном учителем, но нужно отметить, что большинство учеников класса проявляют инициативу и самостоятельность.
Воспитательная работа строится на следующих педагогических принципах и подходах:
Индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Целостности учебно-воспитательного процесса. Нельзя делить мир на уроки отдельных предметов.
Доверия и поддержки. Принцип позволяет обогатить арсенал педагогической деятельности личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания. Внутренняя мотивация, а не внешнее воздействие должны приводить к успеху в обучении и воспитании.
Сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
Деятельности. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе, растет самоуважение.
Возрастной подход. Содержание программы должно соответствовать интересам, потребностям и возможностям младшего школьника.
Современному обществу нужны мобильные люди, с гибким мышлением, которые способны быстро меняться и самообразовываться. Люди умеющие работать в команде.
Поэтому я определила для себя и моего классного коллектива наиболее эффективные формы работы:
индивидуальные (беседы, диалоги, разговор по душам);
групповые (творческие группы);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, экскурсии, соревнования).
тренинги (индивидуальные, групповые).
В своей деятельности я стараюсь использовать как традиционные, так и инновационные формы воспитательных практик:
педагогику сотрудничества;
проектную технологию;
технологию КТД;
арт-технологию;
информационно – коммуникативные технологии;
игровые технологии.
Методы сотрудничества, создающие условия для субъект - субъектных отношений, позволяющие мне и воспитанникам быть партнерами в увлекательном процессе созидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методики позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника, и семью в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.
Интересным инструментом для достижения целей воспитания для классного руководителя я считаю метод проектов, который привлекателен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. Он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от открытки, подарка до буклета. Реализованные проекты: «История моей семьи», «Вкусная и здоровая пища», «Семейная фотография», «Традиции моей семьи» позволили раскрыть потенциал ребенка, укрепить семейные связи, окунуться с головой в создание интересных и творческих продуктов совместной деятельности воспитанников и членов их семей. Полностью разделяю слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда».
Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД на сегодняшний день выступает как основа современных воспитательных технологий. Эта действенная сфера воспитания и самовоспитания сегодня актуальна, так как мотивация, коммуникация, результат, анализ и последействие общих дел способствуют развитию гармоничной личности обучающегося. В основе технологии лежат принципы:
социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
сотрудничество и творчество детей и взрослых.
В своей воспитательной работе я использую следующие формы КТД:
Трудовые КТД («Трудовой десант»)
Интеллектуальные КТД («Брейн-ринг», викторины, игра -квест «Дорожная грамматика»)
Художественные КТД (конкурсы, проекты, праздники: фестиваль народов России, праздник «Новый год шагает по планете», «Голос Памяти», «А ну-ка девочки и их мамы!»)
Спортивные КТД (соревнования «Весёлые старты», «Вперёд, мальчишки!», соревнования по мини-футболу, «Зарничка», веселые старты «Папа, мама, я-спортивная семья»)
Экологические КТД (акции «Помоги птицам зимой», «Добрые крышечки», «Сбор батареек», «Внимание, водитель!», «Блокадный хлеб», «Сердце солдату»)
Досуговые КТД (игры, походы: на базе поселковой библиотеки игра -викторина «Мои любимые сказки», экскурсия по родному городу Пятигорску, посещение краеведческого музея)
Коллективные творческие дела - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги и родители выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. В процессе КТД приобретаются навыки общения, умения работать, делить успех и ответственность с другими, познание радости совместного творчества.
Арт-технология – инновационная педагогическая технология, где воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного. Все люди талантливы от природы, всем нравится интересно и активно жить, все хотят быть успешными и значимыми для других. А развить все эти качества учителю может помочь использование арт-технологии. Именно поэтому я обратилась к арт-педагогике. Уникальность технологии заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки. Методы арт-технологии универсальны и могут быть использованы для решения широкого круга учебно-воспитательных задач. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности. Возможности арт-технологии позволяют использовать различные виды работы с учащимися. Это внеклассные воспитательные мероприятия: классные часы, праздники, концерты, конкурсы чтецов, рисунков, инсценирование сказок, изготовление поделок, роспись игрушек, создание фотоколлажей. В непосредственной деятельности учащиеся получают возможность изобразить свои предыдущие и текущие переживания, эмоции, чувства в создаваемом продукте своего творчества.
Информационно – коммуникативные технологии (создание сайтов, видеосюжеты, Интернет, медиотека). Использование ИКТ - технологий является актуальной проблемой современного школьного образования. Для школы применение ИКТ позволяет решить ряд проблем обучения и воспитания. Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения и воспитания посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности и качества образования. В своей работе использую возможности программ-приложений пакета MicrosoftOffice: (Word, Excel, PowerPoint) для создания разнообразных материалов. Мною создана медиатека с презентациями к урокам и праздникам. Собственный сайт позволил обобщить методический опыт в электронном виде, которым делюсь с коллегами. В сети интернет использую средства ИКТ технологий – электронная почта, чат, которые позволяют общаться в режиме online с родителями и учениками. Одной из интересных инновационных форм стало создание видеофильмов, флешмобов, челленджей. В этом учебном году совместно с родителями подготовили видео поздравление ко Дню Учителя. Такая форма работы понравилась ребятам, и они самостоятельно записали видео открытку ко Дню Матери, видео поздравление к Новому году. Ребята придумывали образы и выразительно читали стихи. Эти видеосюжеты представлены на школьном сайте. Восхищение и похвала родителей – главная оценка для детей. Многие из учеников создают презентации для защиты проектов. Такая работа увлекает школьников и позволяет мотивировать других. Сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью воспитания и обучения школьников, что даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность воспитательных практик, индивидуализировать и одновременно сплотить коллектив.
Квест – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины.В своей практике используем данную форму игры. В лицее проводятся квесты: «Дорожная грамматика», ко дню Защитника отечества.
Виды квест-технологий.
В общей классификации выделяют следующие: линейные, штурмовые, кольцевые
Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
При подготовке квеста для учащихся нужно помнить 4 основных условия:
Игры должны быть безопасными.
Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
Недопустимо унижать достоинство ребенка.
Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Задания для квестов должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого педагогу следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными.
Я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. Как раз по такому принципу проводилась игра - квест «Дорожная грамматика». В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки.
Темы для квест - игр я стараюсь подбирать исходя из интересов и особенностей детей («Краски осени», «Герои - земляки»).
Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в своей основе такая методика несет двоякий смысл: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Важной составляющей и хорошим подспорьем в организации досуга моих воспитанников является помощь родителей во внеклассных мероприятиях, трудовых десантах, акциях. Родители не раз имели возможность подготовить классные часы, основываясь на своих знаниях и опыте. Я не устаю повторять своим родителям слова великого А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Ожидаемые результаты работы классного руководителя –организатора с применением новых форм воспитательных практик
1.Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учётом его возможностей, представление широкого выбора внеклассной деятельности.
2.Формирование индивидуального здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.
3.Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и классного воспитания постепенно сближаются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьёй и школой.
4.Наблюдение положительной динамики воспитанности личности школьников по принятым в классе и школе критериям.
Планы и перспективы.
Работая на перспективу, я точно знаю, на что мне нужно обратить особое внимание, над чем серьезно задуматься, как усовершенствовать то, что уже достигнуто.
Во-первых, я продолжу работу по сплочению классного коллектива.
Во-вторых, я постараюсь сохранить положительный микроклимат в классе, формируя и регулируя межличностные отношения.
В-третьих, я постараюсь создать все условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся через вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры.
В-четвёртых, я буду прививать моим воспитанникам любовь к прекрасному через применение новых и традиционных форм воспитательных практик внеклассной деятельности это виртуальные экскурсии, посещение виртуальных выставок, музеев. И другие мероприятия, потому что верю, что «красота спасёт мир»
В-пятых, я стремлюсь к тому, чтобы круг наших общих с родителями мероприятий значительно расширился, чтобы привлечь родителей для организации внеурочной деятельности класса.
В-шестых, я буду стремиться к усовершенствованию самоуправления в классе.
И, наконец, говоря о ближайших перспективах моей деятельности как классного руководителя - организатора, я планирую активно заняться самообразованием, обобщить опыт своей работы, подготовить и провести семинар-практикум для классных руководителей «Новые формы воспитательных практик».
Задач много, а цель одна – создать для детей такие условия в классе, школе, где они бы чувствовали себя комфортно и могли самореализовываться. А это достигается путём применения новых форм воспитательных практик в воспитательной деятельности классного руководителя - организатора.
Образовательные учреждения, окружающая среда и другие факторы также оказывают влияние на становление личности. Взаимодействие общего образования, дополнительного образования и семьи – идеальная формула для развития и воспитания успешного человека.
В результате такой работы создана атмосфера сотворчества и сопереживания, выстроилась система взаимоотношений «педагог-ребенок - родитель». Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками образовательного процесса, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показывает, что родители стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, стали проявлять искренний интерес к жизни детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Самый большой дар, который может дать взрослый ребенку – это дар своей собственной любви ко всему живому, чувство восхищения гармонией, красотой мира, своей собственной готовности постоянно совершенствоваться и учиться новому. То, что будет построено в сотворчестве педагога, родителя и ребенка, на языке древних называется пространством любви. Давайте вместе расширять пространство любви!
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что современные инновационные образовательные технологии, описанные здесь, апробированы, применяются, заняли достойное место в методической копилке класса. Сегодня свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик почувствовал себя восходящей звездой. Бережные руки педагога помогут засиять таланту, поставят на крыло и отправят в полет. Но чтобы научить летать — надо самому быть крылатым. Чтобы зажечь сердца — надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам успеха — надо самому не бояться высоты, к чему я стремлюсь.
Список литературы.
Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2017, 2. с.18-24; 2002, 3,с.16-21.
Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высших. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2019. — 256 с.
Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука, НО. — СПб, «Просвещение», 2017. — 287 с.
Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания/ Культура. Искусство. Образование. - Смоленск, 2018.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2019.
23. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 2019. - 300 с.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2018г.
. Макаренко А.С. Книга для родителей/ Москва: Педагогика, 160с.
Макаренко А.С. Педагогическая поэма/ Москва: Худ. лит.,
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2019г.