Тема: «Новые грамотности»
Урок в 6 классе «Имя числительное»
(русский язык+математика+биология+история)
Учитель: Пудовкина Александра Александровна, учитель русского языка МБОУ ООШ с. Павло-Куракино ;
Цель урока:
через интеграцию предметов русский язык, математика, биология и история показать богатство имени числительного как части речи и выразительность устной и письменной речи при его употреблении.
Планируемые результаты урока:
Предметные: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.
Метапредметные:
УУД : развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.
Познавательные: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Коммуникативные: формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
Личностные: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.
Ход урока
Вступление
Учитель русского языка и литературы:
- Удивительная тема «Имя числительное»! С числами вы каждый день встречаетесь на уроках.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего 50 с небольшим). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?
Нет! Всё новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.
Ребята, на уроках мы много говорили о числительном, и вот надо подвести итог. Как бы вы определили тему урока? А какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? Что хотели бы вспомнить, закрепить, узнать, составить?
Итак, сегодня на уроке мы с вами должны
1)повторить некоторые орфограммы;
2)проверить, как вы умеете различать группы числительных;
3)пополнить словарный запас новыми понятиями.
Ребята, как вы думаете, только ли на уроке русского языка говорим о числах? А еще на каких уроках нужны знания о числительном? Давайте совершим экскурсию по школе и побываем на некоторых уроках.
1.Урок математики. Я вам предлагаю решить задачу. Вот условие задачи.
В 2006 году наша школа отметила свое восьмидесятилетие. В каком году она была построена? Запишите свой ответ, числительное пишем словами (в 1926г.). Какое это числительное? (порядковое, составное).
А теперь давайте решим примеры, числительные запишите словами:
1.235+145+?
2.386+238=?
3.449+390=?
4.678-238=?
5.999-89=?
2.Урок истории:
А сейчас послушайте историю о происхождении числительного «миллион».
Это слово придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло.
Посетив в ХIII веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить свое восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского «милли»(что означало «тысяча») и частицы – оне (соответствующей увеличительному суффиксу – ищ) новое слово.
Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».
Мы имеем некоторые навыки написания этой части речи, поэтому сейчас попробуем восстановить даты в исторический текст, соответственно логике последовательности событий, выполнив самостоятельную работу (текст с пропусками раздается каждому) .
В … году по Указу императрицы Екатерины II ХVIII село Рогожи было переименовано в город Богородск. В конце … века в городе было … частных дома 1781 и … служебных здания. Население города составляло … человек. В середине … века число жителей возросло до … человек. Сейчас в городе проживает … человек. А в селе Павло-Куракино проживает….человек.
(Дети по окончании работы озвучивают свои ответы.)
3.Урок биологии.
Ребята, сейчас я предлагаю вам решить орфографическую задачу. По окончании работы обменяйтесь тетрадями и проверьте своего товарища по парте (приём «взаимопроверка»)
Демонстрируется слайд с предложениями. Задание: выпишите словосочетания из предложений, заменив числа словами, не изменяя формы.
1.Самая крупная кожистая морская черепаха весит 544 килограмма.
2. Хобот слона состоит из 40000 мышц, что и делает его таким гибким и сильным.
3. В морях, омывающих Россию, встречается около 1500 видов морских рыб.
4.Количество ворон в стае может достигать 200-300 тысяч.
5. В Приморском и Хабаровском краях осталось всего около 450 амурских тигров.
6.Собачий клещ после «обеда» весит в 223 раза больше, нежели натощах.
5.Урок мудрости.
-В каждой пословице заключена крупица народной мудрости, а отражают они жизненные ситуации. Имя числительное – мудрая часть речи. Давайте поищем её в пословицах.
Ребят называют свои пословицы. Учитель предлагает свои (не названные детьми).
Какая душа в пять лет, такая она и в сто лет (японская).
Семь раз подумай, один раз скажи (монгольская).
У ленивого семь праздников в неделю (армянская).
Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке (японская).
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (вьетнамская).
-Ребята, люди какой профессии, специальности должны хорошо знать имена числительных. (Ответы ребят)
Много профессий назвали, а добавлю еще. Есть редкая профессия, которой вы можете овладеть прямо на уроке. Это - шифровальщики. Попробуйте в паре с товарищем расшифровать эти слова.
Карточки по вариантам:
I вариант | 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п. |
II вариант | Смор1а, под2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, па3от. |
Молодцы, вы справились. Последнее слово, которое сейчас прозвучало – патриот. Что это значит? Да, человек, любящий Родину.
И желаю вам не забывать об этом, быть настоящими патриотами своей Отчизны.
А теперь подведем итоги.
Рефлексия (Обратная связь)
- Что понравилось на уроке?
- Что узнал(а) нового?
- Было ли интересно на уроке?
- Был ли полезен этот урок?
- Чему он тебя научил?
- Что ты для себя взял(а) с урока?
Домашнее задание:
Стр.260 упр.642.