Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Ростов-на Дону « Школа № 107»
Статья « Новые педагогические технологии организации и проведения урока английского языка в современной средней школе.»
Автор: учитель высшей категории, эксперт по проверке работ ОГЭ Михеева Т.А. , 2019г
Владение новыми технологиями входит ключевой составляющей в квалификационную характеристику современного учителя. Различные аспекты формирования таких умений являются предметом теоретических и практических исследований в преподавании иностранных языков.
Безусловно, разностороннее изучение вопросов конструирования современного урока способствует комплексному решению связанных с ним проблем, которые возникают в практике обучения. Таким образом, уследить учителю за нарастающим потоком раздробленной информации об организации различных форм обучения в настоящее время становится все труднее. Усугубляется все это еще и всплеском разнообразия типов уроков, используемых в практике обучения. Как же правильно ориентироваться в этом многообразии? Исходя из своей многолетней преподавательской практики, могу сказать, что начинать надо с собственного творческого подхода к организации любой обучающей деятельности.
Прежде всего, о чем должен думать учитель – создание интересной, творческой и дружелюбной атмосферы на уроке. Здесь очень важно эмоциональнее состояние и учителя, и учащихся. Несколько секунд потраченных на налаживание контакта, окупятся на уроке вниманием и интересом учащихся к изучаемой теме.
Таким образом, очень важно четко и доступно сформулировать цель урока .На уроках английского языка нужно помнить, что следует учить не только языку, но и с помощью языка. Именно это позволит достичь тех компетенций, которые прописаны во ФГОСах – ориентацию на применение знаний, полученных на занятиях.
Одной из таких целей может быть приобретение социального навыка, то есть язык нужен для того, чтобы научиться общаться. Социальная цель достигается через обучение учащихся разговаривать на языке: задавать вопросы, выражать свою мысль так, чтобы она была понятна собеседнику. Также такой целью может быть формирование критического мышления. И, собственно, основной целью обучения английскому языку является приобретение профессиональных навыков.
Достижение этих целей не возможно, если тот материал, который преподается на уроке не интересен учащимся. Они не смогут социализироваться, не будут мыслить критично и решать поставленную проблему, так как им это не интересно и не понятно. Эффективность обучения языку будет зависеть от заинтересованности учащегося в той деятельности, которую ему предлагает учитель. Частично этого можно достигнуть через поисковую работу, которую учащийся проводит сам. Цель учителя в данном случае контролировать образовательный процесс: задавать тему урока, корректировать, поощрять и т.д.
Возрастающая с каждым годом потребность в специалистах, которые могут свободно общаться на английском языке обусловила личностную ориентацию преподавания и формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая предполагает жизненность, эмоциональность и естественность ситуаций общения.
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, довольно трудно. Для осуществления этой задачи большое значение имеют современные методы и технологии, существующие в педагогике: импровизация, моделирование, проектирование, модульное обучение, метод имитационных занятий ( ролевые игры), технология развития критического мышления, проблемного обучения, метод компьютерных симуляций и многие другие.
Обычно, в методике организации урока, выделяют три составляющие: вступительное слово или введение в урок, основная часть, включающая различные виды образовательного процесса и заключительная часть – подведение итогов.
Стержнем урока, конечно, является основная часть то есть сама работа учащихся на уроке. Очень важно помнить учителю, что каждый учащийся имеет разные когнитивные способности к запоминанию и воспроизведению информации, поэтому следует готовить разные формы и виды заданий. Объяснение теоретического материала на уроке английского языка должно занимать минимум времени. Необходимо сразу выходить на практику. То есть нельзя, чтобы весь урок был посвящен теоретической грамматике. Объяснение нового материала должно сопровождаться проговариванием, изображением, сочетаемыми с написанием ключевых элементов новых правил. Нужно одновременно использовать разнообразные средства обучения для того, чтобы донести материал до учащихся с разными когнитивными навыками. Причем, чем младше учащийся, тем более разнообразными должны быть средства обучения, так как в этом возрасте учащийся будет воспринимать только ту информацию, которая затрагивает его эмоции.
В процессе работы на уроке, помимо аудио и видео материалов, учебников можно использовать разнообразные карточки. С карточками очень удобно работать, поскольку они готовятся по определенной теме, их можно по-разному группировать, сортировать и составлять разные комбинации. Работая с карточками учащиеся приучаются к коммуникации и активной работе на уроке. С эмоциональной точки зрения работа с карточками полезна, особенно в начальной и средней школе, поскольку помогает материализовать слова и выражения на английском языке. Очень важная и полезная функция работы с карточками в том, что они позволяют сфокусировать внимание учащихся на обсуждаемой теме и при этом дают возможность одновременно слушать учителя, видеть и трогать карточку. Учащийся не устает от однообразного действия и в процессе работы задействуются разные каналы восприятия информации.
Для эффективного освоения английского языка учащимися образовательных организаций можно внести в процесс обучения элемент игры. Игра – это вид деятельности, с определенной целью и элементами развлечения. Существуют такие виды игр как соревнование и сотрудничество. Обязательно нужно использовать коммуникативные игры. Это значит, что нужно делать больший акцент на успешное общение, чем концентрироваться на языковых ошибках. Желательно, чтобы игра была кульминацией урока или темы, когда материал уже дан, отработан, усвоен и его уже можно использовать. При подборе игры необходимо учитывать сбор информации, подбор ключевых слов при составлении кроссвордов, пазлов и т.д.
Изучение английского языка требует такой направленности как диалогическая речь. Сейчас диалогическая речь приходит на смену топикам и монологам. Для того, чтобы подготовить условия для проведения диалога нужно сгруппировать учащихся класса по парам и дать им тему. Диалоги хороши тем, что разговаривая друг с другом гораздо проще преодолеть языковой барьер, который возникает, когда нужно произнести монолог. Можно перед началом диалога выписать опорные слова, которые могут понадобиться при обсуждении заданной темы. Таким образом, все языковые проявления- грамматика, лексика, фонетика, должны находить свою материализацию.
Суть этого метода в том, чтобы связать воедино навыки говорения, понимания и деятельности в процессе общения на английском языке. Это очень важно, чтобы язык был непосредственно связан с конкретной деятельностью. Сейчас все уже хорошо понимают, что в реальной повседневной жизни мы ощущаем потребность в знании английского языка при работе с компьютером, чтении этикеток на различных товарах, понимании окружающих в поездках за пределы нашей страны, необходимости получить какую-либо информацию.
Таким образом отвечая на вопрос « чему учить», необходимо следовать принципу жизнесообразности. В случае с обучением английскому языку этому принципу соответствует « реальная коммуникация » в той информационно-содержательной части, которая реально значима для ученика, затрагивает его жизненные ценности. Решая проблему « как учить », нужно опираться на принцип природосообразности, гармонизируя все учебные действия с внутренним устройством ребенка. Учитель, действуя таким образом, снимает проблему беспредметности, безмотивности урока, следовательно, скуки и утомляемости и повышает способность ученика практически использовать полученные знания.