СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использована групповая работа, работа с текстом, составление кластера.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".»

Тема урока: Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 

Цели и задачи урока: 
1. В процессе анализа урока выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье? 
2. Сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей. 
3. Совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов. 
4. Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других, формирование понятий «ошибка», «раскаяние», способности признания своих ошибок; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей. 

Ход урока 

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. 

А теперь посмотрите на экран. СЛАЙД. 

Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги, и традиционное японское стихотворение – хокку, написанное в 18 веке японской поэтессой Тиё. 

- Скажите, о чём это стихотворение? 
-Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах? 
- Странно, почему же, когда окна целы, стало вдруг очень холодно? 

(С ребёнком что-то случилось, его нет в доме по какой-то причине, дом опустел. 
Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда звучит детский лепет или смех. И наоборот, отсутствие в доме ребёнка вызывает ощущение пустоты). 

- Как слова японского стихотворения связаны с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель»? 


Главная героиня Дуня уехала из дома с Минским, оказала непочтение, и в доме её отца и в его душе стало холодно, её исчезновение привело к трагедии. 
Итак, тема нашего сегодняшнего урока 

« Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 

- Запишите тему урока. 

- Что такое проблема? 

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения. СЛАЙД. 

- Что такое нравственность? СЛАЙД. 

Духовные качества человека, нормы, определяющие поведение человека, его поступки. 
Есть поступки, которые с точки зрения закона ненаказуемые, но есть и другой закон, закон совести. 
- А теперь подумайте и скажите, что мы должны на сегодняшнем уроке выяснить? 
Какова цель нашего урока? 

Одну проблему мы уже с вами затронули, когда говорили о японском стихотворении. 
- Какую? 

Это проблема отношения детей и родителей 
Запишем её в тетрадь. 

Произведение называется «Станционный смотритель». 

- Как вы понимаете смысл названия? 
- Что такое станция во времена Пушкина? 

Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей. СЛАЙД 

-Кого называли смотрителями? 
Смотритель – начальник почтовой станции. 

- Зачитайте, что об этой должности говорит автор? 

«Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чинно токмо от побоев, и то не всегда». 

СЛАЙД с табелем о рангах. 

Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»? 

Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык. 
Главный герой - станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит. 

Я назвала Самсона Вырина «маленьким» человеком. 
- В каком значении употреблено это слово? 

- Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении? 

Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека. 
(записать в тетрадь) 

А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Он первым в русской литературе сделал главным героем человека совсем обыкновенного, чиновника низшего класса сумел вызвать сочувствие читателя к нему. 
СЛАЙД 
Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами. 

СЛАЙД. 
Вот так выглядел дом станционного смотрителя, стоящий у дороги, с покривившимся плетнём, убогими воротами, и вокруг – пустота, ни души, ни усадьбы. Только открытый со всех сторон горизонт и небо. 
Итак, именно на такой станции оказался рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование. 
- Каким он увидел Самсона Вырина? 

Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сертуке с тремя медалями на полинялых лентах. 

Его взгляд сразу падает на Дуню, дочку станционного смотрителя. 

Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? 
- В каких словах выражается это отношение? 

Путешественника поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание. 

- Как смотритель относится к дочке? 

С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать» 

- Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди. 
- Что он увидел? 
Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне. 

- Посмотрите сноску в учебнике. Что это за история? 

СЛАЙДЫ 
Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ) 

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

- Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания? 

Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. 

– Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?
– Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья – летом).

Слайд (полная таблица)

Время

Дуня

Самсон

Комната

Май

Девочка

Свежий

Комната с бальзаминами картины

Зима 

Девушка

Спился

Комната без цветов

Конец августа

Взрослая замужняя женщина, трое детей

Умер

Комнаты нет, там живут чужие люди

– Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. 

- А сам смотритель остался прежним или изменился? 

Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик. 

- В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней? 

На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке. 

- Как смотритель начинает бороться за свою дочь? 

«Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью». 

-Что происходит в Петербурге? 
Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. 

-Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве? 

Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы… 

- А третий и последний раз рассказчик приезжает на станцию осенью, «на закате». Понаблюдайте за деталями этого осеннего пейзажа. Прочитаем этот отрывок. 

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. 
- Что о судьбе смотрителя и Дуни узнает в свой третий приезд Белкин? 

Старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар с женой. 
Белкин идёт на кладбище. 

- Какое впечатление производит на него кладбище? 

Голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища. 

Всё это произвело на него удручающее впечатление. Хозяйский мальчик, провожающий его на кладбище, рассказал о «прекрасной богатой барыне», приехавшей однажды в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською… 

- Как вы думаете, кто эта барышня? 
- Почему вы так решили? 
А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». 

- Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу? 

К Дуне пришло позднее раскаяние. Но она застала только могилу отца. Да, она стала богатой, у неё трое маленьких детей, но отец потерял её любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь. 

Давайте сопоставим историю блудного сына и историю Дуни, опираясь на примерные вопросы. 

Составление таблицы.

-Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?


Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

Ведет разгульный образ жизни.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

3. Радостная встреча сына с отцом.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

3. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

4. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

4. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

-Похожи ли эти истории? 
И да, и нет! Обратите внимание, жизнь Выриных – это зеркальное, перевёрнутое изображение евангельского сюжета. 

Эпизод фильма. Приезд Дуни. 

- Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая? 
- Почему? 

Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки. 

- Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин? 

Проблему ответственности за свои поступки. Запишите

Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться. 

-Почему же несчастен отец Дуни?

Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье.

Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…


Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить? 

Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

- Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. 
Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? 
Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.
Итак, какие же проблемы поднимает автор в своём произведении? 
Рефлексия. 
Урок заставил меня задуматься…. 
Я понял(а), что…… После этого урока мне захотелось…… 


Домашнее задание

1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» 

или 2) Написать рассказ – предположение « Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?» 

или 3) Написать сочинение-миниатюру «О чём были слёзы Дуни на могиле отца?»















































ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!