СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Объем цилиндра. Объем конуса. Объем усеченного конуса»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знания о конусе широко применяются в жизни - в быту, на производстве, в науке. Например, в быту мы часто используем вёдра, имеющие форму усечённого конуса, служащие нам ёмкостью для различных жидкостей и сыпучих веществ. Наши растения, благоприятно развиваются в цветочных горшках. А эти предметы чаще всего имеют форму либо прямого кругового конуса, либо форму усечённого конуса.

         Для переливания жидкостей из более крупной посуды, в более мелкую мы используем воронку. Если присмотреться к её форме, мы заметим, что она похожа на усечённый конус.

         Идя по улице, мы можем увидеть человека с интересным приспособлением в руках. Это рупор. Он служит для усиления звука, то есть он является громкоговорителем.

         Многие музыкальные инструменты имеют конические элементы. Например, карнай среднеазиатский, зурна армянская, продольная флейта. А если мы вспомним древнего музыканта, который однажды подул в кость, и превратил её в духовный инструмент. Назовём его флейтой, гобоем, кларнетом, дудкой, фаготом. Это деревянные духовные инструменты. Но есть так же группа медных духовных – валторна, труба, тромбон, туба и их разновидности.

         В жизни мы нередко встречаемся с конусами. Лампа с металлическим абажуром отбрасывает пучок света в виде конуса. Причём если абажур не расположен параллельно к земле, то конус не будет являться круговым. Его основание образует вытянутая фигура, называемая эллипсом. Если из круга вырезать сектор, а затем склеить его, получится конус.

         Одной из самых распространённых канцелярских принадлежностей является ручка. Она имеет конический элемент на конце. Этим элементом является зауженный конец ручки.

Задачи на тела вращения есть в КИМах ЕГЭ по математике, поэтому ставилась задача: более тщательного рассмотрения тел, умение находить различие.

         На уроке использовались следующие методы: 1) обобщенно-репродуктивный (применяется на этапе актуализации знаний); 2) индуктивно-репродуктивный (применяется на этапе первичного закрепления материала).

         В обучении на уроке были достигнуты следующие принципы дидактики:

1) принцип научности (содержание урока соответствовало уровню современной науки, формировались представления у учащихся об общих методах научного познания);

2) принцип воспитания (на уроке учитывалась общая цель воспитания в школе – воспитание всесторонне развитой личности, поэтому воспитательная цель урока – воспитание аккуратности, умения работать в коллективе, положительного отношения и интереса к математике);

3) принцип наглядности (на уроке демонстрировались модели геометрических фигур);

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип доступности (учитывались возрастные особенности учащихся, уровень их умственного развития).

         Познавательная активность поддерживалась беседой, неоднократным обращением к учащимся в течение всего урока. Наличие обратной связи «ученик-учитель» проявилось в том, что учащиеся активно отвечали на вопросы, неоднократно задавали вопросы сами, я интересовалась тем, как учащиеся решают задачи на месте, помогала им при возникновении трудностей при решении.

Просмотр содержимого документа
««Объем цилиндра. Объем конуса. Объем усеченного конуса»»

Набиева Роза Мусаевна г. Южно-Сухокумск

Набиева Роза Мусаевна

г. Южно-Сухокумск

Геометрия есть искусство правильно рассуждать на неправильных чертежах.  Пойа Дьёрдь

Геометрия есть искусство правильно рассуждать на неправильных чертежах.

Пойа Дьёрдь

Объем  Объем тела – это положительная величина той части пространства, которую занимает геометрическое тело. Свойства объемов: Равные тела имеют равные объемы Если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел. V F =V F 1 +V F 2

Объем

Объем тела – это положительная величина той части пространства, которую занимает геометрическое тело.

Свойства объемов:

  • Равные тела имеют равные объемы
  • Если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел.

V F =V F 1 +V F 2

Равновеликими называются тела, объемы которых равны V F 2 =V F1 F 1 F 2

Равновеликими

называются тела, объемы которых равны

V F 2 =V F1

F 1

F 2

Устный опрос Конус  можно получить путем вращения а) равнобедренного треугольника относительно основания; б) прямоугольника относительно одной из сторон; в) прямоугольного треугольника относительно одного из катетов; г) прямоугольного треугольника относительно гипотенузы. Измерениями конуса являются …. Высота, радиус, образующая. Измерения конуса связаны между собой а) теоремой о трех перпендикулярах; б) теоремой Пифагора.

Устный опрос

  • Конус можно получить путем вращения

а) равнобедренного треугольника относительно основания;

б) прямоугольника относительно одной из сторон;

в) прямоугольного треугольника относительно одного из катетов;

г) прямоугольного треугольника относительно гипотенузы.

  • Измерениями конуса являются ….

Высота, радиус, образующая.

  • Измерения конуса связаны между собой

а) теоремой о трех перпендикулярах;

б) теоремой Пифагора.

Устный опрос Выберите правильные определения цилиндра Выберите несколько из 5 вариантов ответа:  1) это геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими её  2) это тело, которое состоит из двух кругов, что совмещаются при параллельном переносе  3) это тело, полученное при вращении прямоугольника вокруг одной из сторон как оси  4) это многогранное тело  5) это тело, ограниченное поверхностью и кругами

Устный опрос

  • Выберите правильные определения цилиндра

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) это геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими её

2) это тело, которое состоит из двух кругов, что совмещаются при параллельном переносе

3) это тело, полученное при вращении прямоугольника вокруг одной из сторон как оси

4) это многогранное тело

5) это тело, ограниченное поверхностью и кругами

Устный опрос Какой геометрической фигурой является сечение прямого цилиндра плоскостью, параллельной его оси?  Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) произвольная фигура 2) прямоугольник 3) круг 4) квадрат 5) овал

Устный опрос

  • Какой геометрической фигурой является сечение прямого цилиндра плоскостью, параллельной его оси?

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) произвольная фигура

2) прямоугольник

3) круг

4) квадрат

5) овал

Устный опрос Определение усеченного конуса.  Выберите один из 4 вариантов ответа:  1.Тело, ограниченное поверхностью и кругами.  2.Тело, ограниченное конической поверхностью и двумя  кругами.  3.Тело, ограниченное конической поверхностью и кругами.  4. Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом.

Устный опрос

  • Определение усеченного конуса.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1.Тело, ограниченное поверхностью и кругами.

2.Тело, ограниченное конической поверхностью и двумя кругами.

3.Тело, ограниченное конической поверхностью и кругами.

4. Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом.

Устный опрос Что представляет осевое сечение усеченного конуса?  Выберите один из 4 вариантов ответа: 1. Равнобедренный треугольник 2. Равнобедренная трапеция 3. Прямоугольный треугольник 4. Прямоугольная трапеция

Устный опрос

  • Что представляет осевое сечение усеченного конуса?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1. Равнобедренный треугольник

2. Равнобедренная трапеция

3. Прямоугольный треугольник

4. Прямоугольная трапеция

Историческая справка Конус  -  в переводе с греческого «кегля», «сосновая шишка», «верхушка шлема», остроконечный предмет, как термин встречается у Евклида, Архимеда.

Историческая справка

Конус - в переводе с греческого «кегля»,

«сосновая шишка»,

«верхушка шлема»,

остроконечный предмет,

как термин встречается у Евклида, Архимеда.

Цилиндр - в переводе с греческого «валик» «вращаю», «катаю», как термин встречается у Евклида, Аристарха.
  • Цилиндр - в переводе с греческого «валик»
  • «вращаю»,
  • «катаю»,
  • как термин встречается у Евклида, Аристарха.
Математический диктант. 1) Написать формулу для вычисления объёма цилиндра. 2) Написать формулу для вычисления объёма конуса. 3) Написать формулу для вычисления объёма усечённого конуса. 4) Написать формулу для вычисления площади круга. 5) Написать формулу для вычисления длины окружности. 6) Что произойдёт с объёмом цилиндра, если радиус цилиндра  увеличить в 3 раза, а высоту уменьшить в 5 раз? 7) Что произойдёт с объёмом конуса, если его высоту  увеличить в 8 раз, а радиус основания уменьшить в 4 раза?   V=Sh=  r 2 h увеличится в 1,8 раз уменьшится в 2 раза

Математический диктант.

1) Написать формулу для вычисления объёма цилиндра.

2) Написать формулу для вычисления объёма конуса.

3) Написать формулу для вычисления объёма усечённого конуса.

4) Написать формулу для вычисления площади круга.

5) Написать формулу для вычисления длины окружности.

6) Что произойдёт с объёмом цилиндра, если радиус цилиндра

увеличить в 3 раза, а высоту уменьшить в 5 раз?

7) Что произойдёт с объёмом конуса, если его высоту

увеличить в 8 раз, а радиус основания уменьшить в 4 раза?

 

V=Sh=  r 2 h

увеличится в 1,8 раз

уменьшится в 2 раза

Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объём цилиндра, если объём конуса равен 20 Ответ: 60

Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объём цилиндра, если объём конуса равен 20

Ответ: 60

№ 1 Высота бака цилиндрической формы равна 40 см, а площадь его основания 150 квадратных сантиметров. Чему равен объём этого бака (в литрах)? В одном литре 1000 кубических сантиметров. Ответ: 6 литров

№ 1

Высота бака цилиндрической формы равна 40 см, а площадь его основания 150 квадратных сантиметров. Чему равен объём этого бака (в литрах)? В одном литре 1000 кубических сантиметров.

Ответ: 6 литров

№ 2 В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает ½ высоты. Объём жидкости равен 30 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы наполнить сосуд доверху? Ответ: 210 мл

№ 2

В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает ½ высоты. Объём жидкости равен 30 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы наполнить сосуд доверху?

Ответ: 210 мл

Примеры моделей цилиндра в окружающей жизни

Примеры моделей цилиндра

в окружающей жизни

Примеры моделей цилиндра  в окружающей жизни

Примеры моделей цилиндра в окружающей жизни

Национальное жилище казахов – юрта

Национальное жилище казахов – юрта

Очень часто мы встречаем конус в элементах архитектуры. Ярким примером этого наблюдения является конус, который лежит в основании крыш домов. Я хотела бы проиллюстрировать мои наблюдения.

Очень часто мы встречаем конус в элементах архитектуры. Ярким примером этого наблюдения является конус, который лежит в основании крыш домов. Я хотела бы проиллюстрировать мои наблюдения.

В природе мы часто встречаем конус. Например, в песчаной пустыне Сахаре, где сами холмы представляют собой конус.

В природе мы часто встречаем конус. Например, в песчаной пустыне Сахаре, где сами холмы представляют собой конус.

А так же в космическом пространстве.

А так же в космическом пространстве.

Из сладкого..

Из сладкого..

И даже среди рыболовных снастей..

И даже среди рыболовных снастей..

Немного техники..

Немного техники..

№ 3 Найдите объем цилиндра, если радиус основания равен 2 см, а высота 5 см. V=  r 2 h 20  см 3

№ 3

Найдите объем цилиндра, если радиус основания равен 2 см, а высота 5 см.

V=  r 2 h

20  см 3

№ 4 Найдите объем конуса, если его высота 3 см, а радиус основания 4 см. 16  см 3

№ 4

Найдите объем конуса, если его высота 3 см, а радиус основания 4 см.

16  см 3

№ 5 Найти объем усеченного конуса, если его высота 5 см, а радиусы оснований 4 см и 1 см. 35  см 3

№ 5

Найти объем усеченного конуса, если его высота 5 см, а радиусы оснований 4 см и 1 см.

35  см 3

Дельфин Физминутка для глаз

Дельфин

Физминутка для глаз

№ 6 Какое количество нефти (в тоннах) вмещает цилиндрическая цистерна диаметра 18 м и высотой 7 м, если плотность нефти равна 0,85 г\см 3 ?  Решение: H = 7 м d=18 м ρ = 0,85 г\см 3 m = ? m= V*ρ 1) V ц  = πR 2 H = π* 81*7 = 567π м 3  = 567π * 10 6 см 3 2) m= V*ρ ≈ 1513 т  Ответ: 1513 т.

№ 6

Какое количество нефти (в тоннах) вмещает цилиндрическая цистерна диаметра 18 м и высотой 7 м, если плотность нефти равна 0,85 г\см 3 ?

Решение:

H = 7 м

d=18 м

ρ = 0,85 г\см 3

m = ?

m= V*ρ

1) V ц  = πR 2 H = π* 81*7 = 567π м 3  = 567π * 10 6 см 3

2) m= V*ρ ≈ 1513 т

Ответ: 1513 т.

Найдите объем кошки Мурки, если после окунания ее в ведро с водой в ведре осталось 6л воды, а до окунания было 8,5л . 2,5л

Найдите объем кошки Мурки, если после окунания ее в ведро с водой в ведре осталось 6л воды, а до окунания было 8,5л .

2,5л

2 вариант Радиусы оснований усеченного конуса равны 10 см и 6 см, образующая наклонена к плоскости основания под углом 60 0 . Найти высоту конуса.  а) 6 см; б) 3 см; в) 4 см; г) 12 см. 2. Образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60 0 и равна 4 см. Найти площадь осевого сечения конуса.  а) 8 см 2 ; б) 16 см 2 ; в) 4 см 2 ; г) 8 см 2 . 3. Площадь осевого сечения цилиндра равна 12см 2 , высота – 2 см. Найти радиус основания. а) 3 см; б) 4 см; в) 5 см; г) 3 см. 1 вариант Радиусы оснований усеченного конуса равны 12 см и 6 см, образующая наклонена к плоскости основания под углом 45 0 . Найти высоту конуса.  а) 3 см; б) 4 см; в) 6 см; г) 5 см. 2. Образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 30 0 и равна 8 см. Найти площадь осевого сечения конуса. а) 8 см 2 ; б)16 см 2 ; в) 4 см 2 ; г) 16 см 2 . 3. Диагональ осевого сечения цилиндра равна см, а радиус основания - 3см. Найти высоту цилиндра. а) см; б) 12 см; в) 5 см; г) 10 см. 1 вариант в 2 вариант б г в в г

2 вариант

  • Радиусы оснований усеченного конуса равны 10 см и 6 см, образующая наклонена к плоскости основания под углом 60 0 . Найти высоту конуса.

а) 6 см; б) 3 см; в) 4 см; г) 12 см.

2. Образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60 0 и равна 4 см. Найти площадь осевого сечения конуса.

а) 8 см 2 ; б) 16 см 2 ; в) 4 см 2 ; г) 8 см 2 .

3. Площадь осевого сечения цилиндра равна 12см 2 , высота – 2 см. Найти радиус основания.

а) 3 см; б) 4 см; в) 5 см; г) 3 см.

1 вариант

  • Радиусы оснований усеченного конуса равны 12 см и 6 см, образующая наклонена к плоскости основания под углом 45 0 . Найти высоту конуса.

а) 3 см; б) 4 см; в) 6 см; г) 5 см.

2. Образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 30 0 и равна 8 см. Найти площадь осевого сечения конуса.

а) 8 см 2 ; б)16 см 2 ; в) 4 см 2 ; г) 16 см 2 .

3. Диагональ осевого сечения цилиндра равна см, а радиус основания - 3см. Найти высоту цилиндра.

а) см; б) 12 см; в) 5 см; г) 10 см.

1 вариант

в

2 вариант

б

г

в

в

г

Это интересно: В геологии существует понятие

Это интересно:

В геологии существует понятие "конус выноса". Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород, вынесенных горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину.

В биологии есть понятие "конус нарастания". Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани.

"Конусами" называется семейство морских молюсков подкласса пережнежаберных. Укус конусов очень опасен. Известны смертельные случаи.

В физике встречается понятие "телесный угол". Это конусообразный угол, вырезанный в шаре.

По горизонтали. 1. Фигура на плоскости, все точки которой расположены не далее данного расстояния от одной точки. 2. Прямая, при вращении которой вокруг оси образуется боковая поверхность цилиндра, конуса. 3. Тело, полученное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. 4. Угол между высотой и плоскостью основания конуса. 5. Тело, полученное вращением круга вокруг оси, лежащей в плоскости круга и не пересекающей его.

По вертикали. 1. Тело, полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. 2. Плоская фигура, при вращении которой образуется усечённый конус. 3. Тело вращения, являющееся верхней частью архитектурного сооружения. 4. Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через центр шара. 5. Тело, полученное вращением полукруга вокруг его диаметра. 6. Фигура, полученная вращением полуокружности вокруг её диаметра. 7. Тело вращения, об устойчивости движения которого написана известная работа великой русской женщины – математика.

3

1

К

У

П

Л

К Р У Г

О

Н

С

2

5

Ш

Р

Т

А

П

Е

И

2

2

7

2

О Б Р А З У Ю Щ А Я

6

Л

А

С

Ф

Е

А

4

Д

А

Е

Т

3

Ц И Л И Н Д Р

4

П Р Я М О Й

5

Т О Р

№ 7 4 м Найдите объем бункера с зерном, если его высота 7м, высота конической части 2м, а диаметр 4м. 7м 2м

№ 7

4 м

Найдите объем бункера

с зерном, если его

высота 7м, высота

конической части 2м, а

диаметр 4м.

Решение V=V ц +V к 4 м V ц =  r 2 h r=2 м  h =7-2=5(м)  V ц = 20   ( м 3 ) 7м V=V ц +V к=20+ 2м Ответ:

Решение

V=V ц +V к

4 м

V ц =  r 2 h

r=2 м

h =7-2=5(м)

V ц = 20  ( м 3 )

V=V ц +V к=20+

Ответ:

№ 8 Высота конуса равна 5 см. На расстоянии 2 см от вершины его пересекает плоскость, параллельная основанию. Найдите объем исходного конуса, если объем меньшего конуса, отсекаемого от исходного, равен 24 см 3 . Решение: РО=5 см, РО1=2 см; РО – высота конуса Тогда

№ 8

Высота конуса равна 5 см. На расстоянии 2 см от вершины его пересекает плоскость, параллельная основанию. Найдите объем исходного конуса, если объем меньшего конуса, отсекаемого от исходного, равен 24 см 3 .

Решение:

РО=5 см, РО1=2 см; РО – высота конуса

Тогда

подготовить проект по теме:  «Цилиндры и конусы вокруг нас».

подготовить проект по теме:

«Цилиндры и конусы вокруг нас».

Задание  «Мы – поэты» Творческое задание.   Из слов  урок, цилиндр, конус, высота, радиус, тема, круг, сечение,  плоскость,  площадь, объём и т.д.  придумать четверостишие.

Задание «Мы – поэты»

Творческое задание.

Из слов урок, цилиндр, конус, высота, радиус, тема, круг, сечение, плоскость, площадь, объём и т.д. придумать четверостишие.

Алгоритм Знать Различать Применять

Алгоритм

  • Знать
  • Различать
  • Применять
Рефлексия  Выполнили ли мы цели данного занятия на Ваш взгляд?  Какие затруднения возникли у Вас в ходе занятия?  С какими заданиями справились успешно?  Чему Вы сегодня научились?  Что еще Вам нужно уточнить по этой теме? 

Рефлексия

Выполнили ли мы цели данного занятия на Ваш взгляд?

Какие затруднения возникли у Вас в ходе занятия?

С какими заданиями справились успешно?

Чему Вы сегодня научились?

Что еще Вам нужно уточнить по этой теме? 

Выводы по уроку - Вот и подошёл к концу урок, посвящённый вычислению объёмов тел вращения. Где бы вы ни были после окончания школы, всюду вы встретите круглые тела: кирпич с отверстием, графитные стержни, резервуары нефтеперерабатывающих заводов, вёдра и подшипники, вулканы и их кратеры, воронки для переливания жидкостей и смерчи. Словом, вам придётся самостоятельно моделировать жизненные ситуации и помогут вам в этом тела вращения и их формулы.

Выводы по уроку

- Вот и подошёл к концу урок, посвящённый вычислению объёмов тел вращения. Где бы вы ни были после окончания школы, всюду вы встретите круглые тела: кирпич с отверстием, графитные стержни, резервуары нефтеперерабатывающих заводов, вёдра и подшипники, вулканы и их кратеры, воронки для переливания жидкостей и смерчи. Словом, вам придётся самостоятельно моделировать жизненные ситуации и помогут вам в этом тела вращения и их формулы.

Nabieva.79@mail.ru

[email protected]

 «Наука изощряет ум;  ученье вострит память.»  Козьма Прутков

«Наука изощряет ум;

ученье вострит память.»

Козьма Прутков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!