СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения (11 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учеников на дистанционном обучении

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах предложения (11 класс)»

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и обобщающих словах при них;

  2. закрепить умения и навыки выделять обобщающие слова и однородные члены предложения при них;

  3. развивать навык построения рассуждения на лингвистическую тему;

  4. формировать личность, адаптированную к современному, информационному обществу.

Ход урока.

  1. Орг. момент

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок в формате дистанционного обучения. Нам необходимо сегодня вспомнить тему, указанную выше. Все задания, которые представлены в конспекте урока, нужно выполнить в течение урока, по расписанию. Отправляем работы удобным для вас способом.

  1. Актуализация знаний

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, объяснить знаки препинания; дать синтаксическую характеристику последнего предложения.

Отсчитав вторую налево комнату я вошел в нее и сначала никого не заметил. Были там только скамья два стула стол и какие-то растения у окна.

Высокий тучный пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке появился в дверях…

Я робко присел на свою парту открыл отведенный мне еще пустой ящик опять захлопнул и начал смотреть перед собой.

(Н.Крашенинников)

  1. Объяснение нового материала.

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим наши знания об обобщающих словах и вспомним, какие знаки препинания необходимо ставить в этом случае, рассмотрим употребление обобщающих слов в разных стилях речи.


а) Понятие

1. Обобщающими называются слова или словосочетания, выступающие в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов.

Между обобщающим словом однородными членами устанавливаются смысловые отношения родового понятия (грамматической формой его выражения является обобщающее слово) и видовых понятий (грамматической формой их выражения являются однородные члены):


На следующих станциях жадно хватали все газеты: центральные, местные, краевые.


Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также отношения целого и части:

Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу – было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.


2. Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выраженного обобщающим словом, поэтому между ним и однородными членами существует пояснительная связь, которая находит свое выражение в наличии или возможности вставки слов: а именно, как-то, то есть и др.


Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями.

Тургенев


Грамматически однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию, согласуясь с ним в падеже.


Вся наигранная веселость, самообладание, сдержанностьвсе покинуло Титка в этот момент. Шолохов

Подведем итоги:

- Что мы можем сказать об однородных членах предложения?

/-Обобщающее слово – это широкое, родовое понятие, однородные члены – более узкое, видовое понятие;

-отвечает на одни и тот же вопрос;

-выражено одним словом или сочетанием;

-одинаковая синтаксическая роль./


б) Знаки препинания при однородных членах предложения


-Вспомним, какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах.

1. (ПИСЬМЕННО. Списать предложения, расставить знаки препинания, объяснить пунктуацию, начертить схемы предложений).

Все хорошо и песни и работа и право у костра встречать рассвет. (Р.Казаков)

А утром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце черные стебли крапивы торчащие из-под снега. (К. Паустовский)

2. Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит единственного друга. (А. Пушкин)

Когда Ассоль решилась открыть глаза покачиванье шлюпки блеск волн приближающийся мощно ворочаясь борт «Секрета» всё было сном где свет и вода качались кружась подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучами стене. (А.Грин)

3. А снаружи всё и оконницы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. ( Б. Полевой)

Везде над головой под ногами и рядом с тобой живет грохочет торжествуя свои победы железо. (М. Горький)


  1. Вспомнить первый пример.

Если автору необходимо предупредить читателя о последующем перечислении, то ставится двоеточие.


-Как называется такой знак? Авторский


Например: В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, йод. А.И. Куприн. Олеся


  1. Если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (отсутствует предупреждающая пауза), то после обобщающего слова ставится тире и после однородных членов тоже ставится тире. Все присутствующие – мужчины, женщины, дети – сразу устремились за ним.

  2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие.

Старый же Берестов… не отрицал в нем и многих отличных достоинств, например: редкой оборотливости… (Пушкин «Барышня-крестьянка»)

  1. Если после однородных членов стоит вводное слово, то перед ним ставится тире, а после - запятая.

Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (Арсеньев)

  1. Если обобщающее слово повторяется два раза, то после него ставится двоеточие, а после однородных членов ставится тире.

Все имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда – все, что находилось в лодке, погибло. (В.К. Арсеньев)


    1. Закрепление полученных знаний

УСТНО. Рассмотрите предложения. Обратите внимание на пунктуацию.

  1. В нашем районе имеются следующие породы лиственных деревьев: дуб, вяз, клен, липа, осина и ясень.

  2. Старые, молодые и дети — все одинаково безмолвны, однообразно спокойны.

  3. Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. /градация/

  4. Всё это: цветы, блески, звуки и запахи – давило на глаза.

  5. В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро. /эпитеты/

  6. Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было.


  1. Употребление однородных членов предложения и обобщающих слов.



Сравните 1 и 4 предложение. Какие стили речи здесь используются?


В научном и деловом языке обобщающие слова, как правило, указывают ближайшее родовое понятие, виды которого и перечисляются однородными членами. Такое обобщающее слово стоит впереди однородных членов:


Однородные члены предложения в официально-деловом и научном стилях служат для детального описания явления, портрета, для классификации. Для научной речи характерны полнота, исчерпанность перечисления, поэтому здесь распространены бессоюзные конструкции с замыкающим союзом перед последним членом перечисления.


В художественных произведениях такое логическое использование обобщающих слов нередко затемнено и осложнено. Так, с одной стороны, обобщающее слово часто не является ближайшим родовым понятием, а указывает очень широкое понятие, к которому однородные члены не являются ближайшими видами, а между собой они не выступают как соподчиненные понятия. Введение в предложение двух рядов однородных членов может служить средством создания контраста. Перечисление однородных членов, особенно распространенных, придает речи интонационную плавность, выразительность.


Как в 4 примере, обобщающими словами нередко выступают предельно широкие слова: все, повсюду, везде, всегда, при отрицании никто, ничто, нигде, никогда и т. д. Они и придают оттенок экспрессивного подчеркивания, усиления того, что по частям выражено отдельными однородными членами:


Анализ текста

«Слово» дошло до нас в единственном списке XVI века. Трагична его судьба: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А.И. Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. Но, по счастью, в 1800 году Мусин-Пушкин успел издать его. Благодаря этому «Слово о полку Игореве» стало живым явлением не только древней русской литературы, но и новой, и в особенности современной.

Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова.

Красотой «Слова» были упоены люди безукоризненного вкуса: Жуковский, Пушкин, Белинский, Гоголь, а в XX веке – Блок, Бунин и многие советские поэты и писатели.

Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей «Слова». Чувство это пронизывает собой все произведение, проступает в каждой строке. Оно наполняет сердце читателя жгучим горем при описании поражения русского войска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее князей, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли. Любовь к родине и русскому народу определила выбор художественных средств в «Слове», близких к народному творчеству, усилила наблюдательность его автора, вдохнула в него подлинное поэтическое одушевление, придала высокую идейность его произведению.

Вот почему значение «Слова» так безмерно возросло в наше время. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей родине. (Д.Лихачев)


Задание: Определите стилевую принадлежность текста. Укажите признаки стиля. Какие функции в нем выполняют однородные члены предложения? Определите тему, идею текста. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!