МКОУ « Коркмаскалинская СОШ»
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».
Провела : Салаватова Н.Т.
Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.
Тип урока: урок- практикум (закрепление)
Цель урока: повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».
Задачи урока: 1.повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через интерактивные методы обучения 2.систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» 3.развивать познавательную активность учащихся 4. формировать орфографическую зоркость учащихся 5.воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Оборудование: -презентация , -книги , -тетради , -тесты. Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой. Педагогические технологии: - личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); -ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат: -знать, что такое однородные члены, обобщающие слова; -уметь находить однородные члены, ; ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.) -повышение активности учащихся на уроках; -улучшение результатов обучения; -использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Психологический настрой - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
2.Опрос, подготовка к восприятию нового материала.
1) Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис)
2) Что же изучает синтаксис? ( Синтаксис изучает словосочетание и предложения)
3) Давайте выполним синтаксический разбор предложения (на доске 1 ученик):
Озёра и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи, человек разумный.
(Повествов., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено обращением и однородными подлежащими с обобщающим словом)
4)-Какие члены предложения называются однородными?
5)-Что такое обобщающее слово? Чем же мы с вами будем сегодня заниматься на уроке?
-Кто попробует сформулировать цель урока?
3. Постановка целей урока
Сегодня на уроке мы вспомним, что такое обобщающие слова при однородных членах, какие знаки препинания ставятся при них.
-Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме? (Знать понятия : обобщающие слова, однородные члены. Уметь: ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.)
-Откройте тетради и запишите число, тему урока, классная работа.
4. Изучение нового материала, актуализация имеющихся знаний.
I Понятие об обобщающем слове.
II . Использование в роли обобщающих слов разных частей речи.
1.Местоимения и местоименные наречия в роли обобщающих слов.
2. Существительные в роли обобщающих слов.
III. Пунктуация в предложениях с обобщающим словом.
1.Зависимость пунктуационного оформления предложений от позиции обобщающего слова:
5.Тренировочные упражнения.
1) Упр. ( у доски и в тетрадях)
2) Схематический диктант
В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов.)
{ 0: и0,и0,и0,и0 }
Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое. { 0, 0,0 -0 }
Все народы Казахстана: и казахи, и русские, и уйгуры, и татары – хотят мира в своём государстве. { 0: и0,и0,и0,и0 - …..}
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания.
3) Составление предложений.
В качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоименные наречия: всё, все, это все, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, нигде. никогда. Составьте и запишите 3 предложения с однородными членами, используя в качестве обобщающих слов местоимения и наречия. Составьте схемы предложений.
Проверка.
4)Творческое задание.
Передайте содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которыми должно быть обобщающее слово.
На доске текст:
В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянках мы собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья любовались голубыми незабудками.
(В начале лета в лесу появилось много цветов: иван-да-марья, лиловые колокольчики, иван-чай, ночные фиалки, голубые незабудки,)
5) Самостоятельная работа.
Поставьте знаки препинания, объясните их, начертите схемы.
I вариант.
1)И кажется, вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля.
2)Крупнейшие реки Западной Сибири Обь. Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .
4) Все породы смолистых деревьев как-то сосна пихта называют красным лесом.
II вариант.
1) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
2)Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.
3) Везде на крышах домов на деревьях на скамейках аллеи была изморось.
4)В тайге водятся разные звери а именно медведи лисицы рыси и белки.
6.Итог урока.
-
Что нового вы узнали об обобщающих словах?
-
Каким членом в предложении является обобщающее слово?
-
Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами?
7 .Рефлексия
Рефлексия проводится с применением опоры:
Сегодня на уроке я узнал …
Работать мне было…, потому что …
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было …
8. Домашнее здание.