СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».»

МКОУ « Коркмаскалинская СОШ»









Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».

















Провела : Салаватова Н.Т.



































Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Тип урока: урок- практикум (закрепление)

Цель урока: повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».

Задачи урока: 1.повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через интерактивные методы обучения 2.систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» 3.развивать познавательную активность учащихся 4. формировать орфографическую зоркость учащихся 5.воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Оборудование: -презентация , -книги , -тетради , -тесты. Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой. Педагогические технологии: - личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); -ИКТ - технология (презентация).

Ожидаемый результат: -знать, что такое однородные члены, обобщающие слова; -уметь находить однородные члены, ; ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.) -повышение активности учащихся на уроках; -улучшение результатов обучения; -использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Психологический настрой - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

2.Опрос, подготовка к восприятию нового материала.

1) Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис)

2) Что же изучает синтаксис? ( Синтаксис изучает словосочетание и предложения)

3) Давайте выполним синтаксический разбор предложения (на доске 1 ученик):

Озёра и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи, человек разумный.

(Повествов., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено обращением и однородными подлежащими с обобщающим словом)

4)-Какие члены предложения называются однородными?

5)-Что такое обобщающее слово? Чем же мы с вами будем сегодня заниматься на уроке?

-Кто попробует сформулировать цель урока?

3. Постановка целей урока

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое обобщающие слова при однородных членах, какие знаки препинания ставятся при них.



-Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме? (Знать понятия : обобщающие слова, однородные члены. Уметь: ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.)

-Откройте тетради и запишите число, тему урока, классная работа.

4. Изучение нового материала, актуализация имеющихся знаний.

I Понятие об обобщающем слове.

II . Использование в роли обобщающих слов разных частей речи.

1.Местоимения и местоименные наречия в роли обобщающих слов.

2. Существительные в роли обобщающих слов.

III. Пунктуация в предложениях с обобщающим словом.

1.Зависимость пунктуационного оформления предложений от позиции обобщающего слова:

  • перед однородными членами;

  • после однородных членов;

  • перед рядом однородных членов , после которого предложение продолжается.

5.Тренировочные упражнения.

1) Упр.   ( у доски и в тетрадях)

2) Схематический диктант 
В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов.)
{ 0: и0,и0,и0,и0 } 
Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое. { 0, 0,0 -0 } 
Все народы Казахстана: и казахи, и русские, и уйгуры, и татары – хотят мира в своём государстве. { 0: и0,и0,и0,и0 - …..} 
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания. 
3) Составление предложений.

В качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоименные наречия: всё, все, это все, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, нигде. никогда. Составьте и запишите 3 предложения с однородными членами, используя в качестве обобщающих слов местоимения и наречия. Составьте схемы предложений.

Проверка.

  • Прочитайте записанные предложения. Какое значение они имеют?

  • С какими трудностями столкнулись? Какой вывод можно сделать на основании записанных предложений?

4)Творческое задание.

Передайте содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которыми должно быть обобщающее слово.

На доске текст:

В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянках мы собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья любовались голубыми незабудками.

(В начале лета в лесу появилось много цветов: иван-да-марья, лиловые колокольчики, иван-чай, ночные фиалки, голубые незабудки,)

  • Как расставили знаки препинания? Укажите обобщающее слово. Составьте схему предложения.

5) Самостоятельная работа.
Поставьте знаки препинания, объясните их, начертите схемы.
I вариант.

1)И кажется, вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля. 

2)Крупнейшие реки Западной Сибири Обь. Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .

4) Все породы смолистых деревьев как-то сосна пихта называют красным лесом.

II вариант.

1) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

2)Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

3) Везде на крышах домов на деревьях на скамейках аллеи была изморось.

4)В тайге водятся разные звери а именно медведи лисицы рыси и белки.

6.Итог урока.

  • Что нового вы узнали об обобщающих словах?

  • Каким членом в предложении является обобщающее слово?

  • Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами?

7 .Рефлексия 
Рефлексия проводится с применением опоры: 
Сегодня на уроке я узнал …
Работать мне было…, потому что … 

Больше всего мне понравилось… 

Труднее всего было … 

8. Домашнее здание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!