Обобщающий урок чтения во 2классе
Наши любимые животные «Сказка-ложь ,да в ней намек»
Цели урока: Дидактическая цель: Обобщение и систематизация знаний обучающихся по разделу «Сказка – ложь, да в ней намёк…».
Задачи урока: 1. Обобщение и систематизация знаний обучающихся по разделу «Сказка – ложь, да в ней намёк…»; расширять словарный запас, формировать навыки чтения, умение правильно подбирать интонацию при выразительном чтении стихов.
2. Развитие у детей языковой наблюдательности, воображения, мышления, памяти, умения работать с текстом.
3. Способствовать воспитанию любви к животным, интереса к чтению; учить детей выражать своё отношение к прочитанному.
Ход урока
1.Оргмомент.
Звучит песня «Сказка»
-Сегодня мы отправляемся в путешествие на нашем корабле по разделу «Сказка – ложь, да в ней намёк…».
Наше путешествие мы начинаем вместе с Юнной Мориц и ее героями из стихотворения «Слониха, слоненок и слон». Давайте хором прочитаем первую строфу стихотворения.
- Слониха, слоненок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слоненок и слон.
Да-да !Унеслись вон туда!
2. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
-Кто является героями нашего раздела?(животные)
Да, именно с забавными животными этого раздела мы и совершим наше путешествие. Для этого мы разделились на две команды «Смелые воробьи» и «Веселый жук»
3. Обобщение и систематизация знаний.
-Команды к плаванью готовы? Давайте пожелаем друг другу удачи. Ведь наш кораблик будет продвигаться только если вы будете дружно и активно работать. Итак, в путь!
Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой
Везет, везет вопросы
Вопросы нам с тобой…
1остановка на острове «Сказки о животных»( По ходу ответов дети отвечают флажками на карте те страны , сказки которых прочитали.)
- Каждой команде задается по вопросу:
1. Как поведёт себя рак, если задумает перегоняться с лисой?
А) он отстанет
Б) перегонит лису
В) придумает что-нибудь ещё
- Правильный ответ придумает что-нибудь ещё(Рассказывание наизусть сказки «Лиса и рак»).
-Кто автор этой сказки?
-Русская народная сказка.
2. Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух-задира. Он нашёл способ спастись от лисы, поссорив её с человеком. Как называется эта сказка и кто его автор?(Латышская сказка «Как петух лису обманул»).
Покажите, как это было (Инсценировка сказки «Как петух лису обманул»).
3. Кто и как испугал волков и медведей в русской сказке, а кто заставил этих животных и ещё Лиса ловить луну? Расскажите, как это было (Выборочный пересказ сказок «Напуганные медведь и волки», «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».)
Сказка афроамериканцев США
Вопрос обеим командам.
Этому мультфильму более 30 лет. Создан он на киностудии «Союзмультфильм» режиссером Котеночкиным. Все выпуски очень веселые и поучительные. Их любят и взрослые и дети. О каком фильме идет речь? (Ну, погоди!)
-Почему же волку так не повезло?
-Зайчик находчивый, сообразительный ,смышленный,неунывающий .
Мы познакомились со сказками разных народов. Но у всех у них есть общее. Что помогает нашим героям – животным победить?
Ответы детей. На доске появляется запись (карточки)
Самообладание в минуту опасности.
Находчивость и остроумие.
Хитрость и смелость.
Учитель.
Мы прощаемся со сказками и продолжаем наше путешествие.
- Плывет, плывет кораблик…
На палубе мотросы, одиннадцать ребят
На стихотворный остров
Они теперь спешат.
II остановка. Остров «Стихи о животных»
Учитель.
Пора нам размяться. Вспомним стихотворение Ю. Мориц
Физминутка (дети читают стихотворение и выполняют движения)
Стоит в лесу избушка
А в ней живет Петрушка…
Отдохнули теперь вопросы командам.
1). - В каких стихах животные отправляются в путешествия? Расскажите об этом («Кораблик»-1к., «Слониха, слонёнок и слон»-2к.) .
2)– Как поведут себя воробьи, если к ним приблизится кошка?
А) они улетят
Б) кошка их схватит
В) ваш вариант и вариант поэта Льва Квитко.
(Чтение стихотворения Л.Квитко «Смелые воробьи»).
- Прочитать только последние слоги в четверостишье:
Бежит среди цветов и трав
Садовая дорожка,
И, к желтому цветку припав,
Крадется тихо кошка.
(жит, ди, то, врав, ваяя, ка, мук, у, пав, ся, хо, ка)
- Восстанови слова:
Дор ка
Бе ожка
Кош жит
( Дорожка, бежит, кошка)
3). – Какими музыкальными способностями наделены животные? Докажите это («Песня» Г.Сапгира).
4).Он весел и счастлив
от пят до макушки…
-Кто счастлив и почему?
Дети читают стихотворение Л.Квитко «Веселый жук»
А теперь давайте все вместе споем песню на стихи Ю.Мориц «Резиновый ежик и попрощаемся с островом «Стихов»
Плывет,плывет кораблик
Кораблик золотой
К острову Считалии
доставит нас с тобой.
На этом острове живут считалки о животных. Давайте проведем аукцион, кто больше знает считалок.
Вот и заканчивается наше путешествие по разделу «Сказка-ложь,да в ней намек…»Наш корабль возвращается в порт,где нас ждет еще одна часть раздела-колыбельные песни. Кто автор этих песен? (А. Майков и М. Лермонтов)
Давайте , ребята споем колыбельную А. Майкова
4.Подведение итогов урока.
Мы прочитали с вами произведения фольклора народов России и мира,а также авторские произведения( сказки, считалки, стихи, песенки) и увидели, как велик и многообразен мир , и в то же время он един. Ведь где бы ни жили люди и в какие бы времена ни жили, они всегда ценили ум и доброту,храбрость и достоинство, верность и честность.
- Ребята, все команды справились с заданиями, и хорошо усвоили материал нашей темы. Вы были очень активными на уроке и показали свои знания. Вам понравилась игра? (Да). А что особенно понравилось?
- Дома прочитать колыбельные песни (с.101-102.). Одну выучить наизусть.