СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок к разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока в изучаемой теме: урок закрепления знаний

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обучение обобщению, умению строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, видению нового знания в структуре общего курса, его связи с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок к разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОГАТИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Московская область

Городской округ Кашира













Разработка урока

по учебному предмету: «Русский язык»

3 класс





Работу выполнил: Ширяева Ирина Ивановна,

учитель начальных классов
























п. Богатищево

2022год

Тема урока: Обобщающий урок к разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок путешествие

Цель урока: обучение обобщению, умению строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, видению нового знания в структуре общего курса, его связи с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи:
Предметные: способствовать формированию знаний о тексте, его типах, предложении и его видах, словосочетании.
Метапредметные:
познавательные: формировать умение определять тип текста, виды предложений; выполнять учебные задания в соответствии с целью. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Самостоятельно создавать схемы для представления информации.
коммуникативные: развивать умение сотрудничать; формулировать собственную позицию и мнение;
регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи;
личностные: способствовать формированию положительной учебной мотивации; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; способствовать формированию объективной самооценки.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение понятий видов текста; уметь различать и определять типы текстов.
Метапредметные:
познавательные: выполнять учебные задания в соответствии с целью;
коммуникативные: иметь возможность работать в группе, сотрудничать;
регулятивные: учиться формулировать тему урока, цели и задачи;
личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч.1 /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М..: Просвещение, 2020, раздаточный материал (карточки), презентация Power Point

Этап урока
Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Словесный: слово учителя
Психологический настрой

1-2 минуты

Прозвенел уже звонок –

Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

  • Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Личностные (Л) – самоопределение к деятельности.
Коммуникативные (К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний и мотивация.
    Наглядный: презентация
    Словесный: учебный диалог

6-8 минут

- Откройте тетради, положите правильно, запишите число и вид работы: классная работа. (Учитель следит за осанкой детей).


- Урок , по традиции, начнем с минутки чистописания.


Писать красиво не легко:

«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».

За буквой буква,

к слогу слог.

Ну хоть бы кто-нибудь помог!


Сначала «да», потом уж «ёт».

Уже написано «даёт»,

Уже написано «даёт»,

Но тут перо бумагу рвёт.


Опять испорчена тетрадь —

Страничку надо вырывать!

Страничка вырвана, и вот:

«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-еёт».


«Корова молоко даёт»,

А нужно все наоборот:

«Даёт корова молоко»!


Вздохнем сначала глубоко,

Вздохнем, строку перечеркнем

И дело заново начнем.


«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».

Перо цепляется за «ко»,

И клякса черная, как жук,

С конца пера сползает вдруг.


Одной секунды не прошло,

Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»…


Еще одну страничку вон!

А за окном со всех сторон:

И стук мяча, и лай щенка,

И звон какого-то звонка, —

А я сижу, в тетрадь гляжу —

За буквой букву вывожу:

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»…

Да! Стать ученым не легко!


- Какое предложение надо было написать герою стихотворения С.Михалкова «Чистописание»?

- Запишите это предложение по образцу, который дан на доске, соблюдая соединения.

- Скажите как надо написать слова «корова», «молоко». Что это за слова?


- Какое это предложение по цели высказывания? По интонации? Распространенное или не распространенное? Простое или сложное?


- Мне сегодня прислали странное сообщение. Я хочу, чтобы вы помогли мне его прочитать. (Приложение 1)

(Работа с текстом.)

- Что вы прочитали? Аргументируйте свой ответ






  • Правильно. Это текст.

- А какая общая тема объединяет эти предложения?

Записывают дату и вид работы.






Дети слушают учителя.








































Отвечают на вопрос


Записывают предложение


Отвечают на вопросы

- Словарные слова


Читают с экрана зачеркнутый текст. (Слайд 2. )


- Делают вывод, что это текст и аргументирует свой ответ (Текст – это высказывание в котором 2 или несколько предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу).

(Этот текст об инопланетянине, который попал не в ту страну на нашей планете)


П – анализируют.
К – умение выражать свои мысли полно и точно.

























































Понимание прочитанного




  1. Постановка учебной задачи, цели урока. Наглядный: презентация.
    Словесный: учебный диалог.
    Практический: работа с текстом.














6-8 минут




















- Ребята, а вы хотите помочь гостю нашей планеты?

- Давайте подумаем, чем мы можем ему помочь?


- Но дорога эта нелегкая. Вам придется показать свои знания, проявить смекалку и выполнить какие-то задания по русскому языку.

Мы закончили изучать второй раздел учебника. Вспомните с каким разделом мы работали на уроках русского языка, если не помните, найдите информацию в учебнике, и, опираясь на то, о чем мы уже говорили на этом уроке, сформулируйте тему сегодняшнего урока.


- Сформулируйте, пожалуйста цель урока

(Слайд 3).



- Мы отправляемся в Страну «Невыученных уроков», чтобы вместе с нашим таинственным гостем найти путь к нам, то есть в нашу страну.


- В путь, друзья!


- Да!


- Надо найти дорогу из этой страны.


Дети ищут информацию в учебнике, либо листая страницы, либо в содержании учебника. (Текст. Предложение. Словосочетание.)


Дети вместе с учителем формулируют цель урока.






П – подведение под понятие.
К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью.
Р – целеполагание.

  1. Включение в систему знаний. Словесный: учебный диалог.
    Практический: выполнение заданий.




Физкультминутка

2-3 минуты









- Такой страны на карте мира нет. Но она есть у каждого на столе. Рассмотрите ее (слайд 4).


Учитель рассказывает Правила работы по карте:

- Следуя цифрам, указанным на карте, вам необходимо выполнить задания, которые указаны под этими цифрами.

- Работать вы будете в группах, индивидуально (то есть, каждый за себя), парами.


- Встаньте! Выйдите из-за парт. В путь, ребята!

Звучит фрагмент песни «Дорога с облаками». Учитель проводит физкультминутку.

Дети рассматривают карту








Дети выполняют движения за учителем



  1. Этап самостоятельной работы с проверкой





































«Текст с хвостами»


Работа с учебником

15-20 минут

Задание 1 (слайд 5). Выполните задание, которое находится в конверте на вашем столе (Приложение 2)

- Обратите внимание на значок на слайде, который показывает, что работа будет проходить в паре. Мы сможем с вами продвинуться вперед, только выполнив каждое задание правильно. За это вы будете получать Волшебный ключик, который будет помогать вам продвигаться дальше.


- Проверим выполнение задания.









Задание 2 (слайд 6). Задание из орешка (игрушечное большое яйцо) (Приложение 3)

- Ребята, давайте сейчас используем знания о типах текстов при выполнении работы, которую вы будете делать в группе. Работа по карточкам.

- Но сначала вспомним все, что мы знаем по теме «Текст». Расскажите, какие бывают тексты. Откройте с. 13 учебника.


- Восстановите деформированные тексты и определите типы этих текстов. Спишите эти тексты:

1 группа – текст -повествование;

2 группа – текст -описание;

3 группа – текст - рассуждение

При выполнении работы проводите обсуждение в группе.


Задание 3 (слайд 7) (Приложение 4)


Задание 4 (слайд 8) в учебнике

с. 36 № 60

Задание 5 (слайд 9)

Составить синквейн со словами «текст», «предложение», «словосочетание»

- вспомните правило составления синквейна

Дети выполняют задание.

Работают в парах.






Ответы детей: на первой картинке изображена кастрюля. Это слово. На второй красная кастрюля. Это словосочетание. На третьей картинке изображено, как мама варит обед. Мама варит суп в кастрюле – это предложение. Четвертая картинка отражает понятие текст.






Работают со схемой «Типы текстов»


Определяют порядок предложений. Определяют типы текстов. Списывают тексты по заданию.




Выполняют задания в учебнике



Читают информацию на сайте. Работают группой.

К – учет разных мнений.
П – необходимость извлекать информацию из текстов.
К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью.


  1. Рефлексия по продукту деятельности. Словесный: учебный диалог.





Домашнее задание

3-4 минуты

- Мы спасли нашего гостя и вывели из страны невыученных уроков. Какие трудности вы встретили на этом пути?

- Оцените работу на уроке соседа по парте.
Говорим вежливо.
Слушаем внимательно.
Четко высказываем свое мнение. Уважаем мнение собеседника.

Домашнее задание: с. 38 № 4.


- Мы закончили свое путешествие. Цель достигнута? Главное, что мы были вместе. Всю дорогу шли руку об руку и помогали друг другу. Я уверена, что гостю с планеты «Грамматика» понравится в нашей стране. Самой любимой и грамотной стране. Я желаю вам никогда не попадать в Страну «Невыученных уроков».

Вместе весело шагать

Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского

Ответы детей.
Высказывают свое мнение, оценивают работу на уроке.





Записывают домашнее задание.


Отвечают на вопрос учителя

П – контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Л – самооценка.
Л – объективное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Уважаемые третьеклассники! Я гость с планеты «Грамматика». Я прилетел на планету «Земля» с целью обмена опытом и попал в страну «Невыученных уроков». Помогите выбраться мне из этой страны.





























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание 1. Соедините картинку и подпись. Обсудите в паре и скажите, к какой единице языка можно отнести эти подписи (слово, словосочетание, предложение, текст). Обоснуйте свой ответ.



Кастрюля. Красная кастрюля. Мама варит суп в кастрюле.

Мы с Бобиком пошли на прогулку. Бобику очень понравился цветок. Подошёл он к нему, только хотел понюхать, а его укусила пчела. Ох, и больно бобику. Обиделся он. Пожалел я Бобика.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5328/conspect/45159/

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Он насыпал туда семечки и повесил коробку на дерево.
Илья вырезал в коробке окошки.
Возле дома Ильи небольшой парк.
Скоро около кормушки собрались птицы.
_____________________________________________________
В воздухе стоит нежный цветочный аромат.
Бабушка выращивает цветы.
Ребята приехали на дачу к бабушке.
Розовые пионы, голубые ирисы, красные розы цветут в саду.
_________________________________________________________
Синичка поёт: «Синь-синь!»
Все хорошо знают синицу.
А синицей её назвали за веселую песенку!
Это небольшая шустрая птичка в черной шапочке и с желтой грудкой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!