ТЕМА: «Обобщение знаний о местоимении»
Педагогические задачи урока:
- обучающие
- расширять знания обучающихся об употреблении местоимений в речи ;
- закреплять умение орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами;
- совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений;
- развивающие
- развивать логическое мышление, культуру речи обучающихся, слуховую и зрительную память;
- развивать устную и письменную речь обучающихся, творческие способности;
- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;
- воспитательные
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело;
- прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;
принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;
осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;
формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные УУД:
- познавательные УУД:
распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;
определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;
устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений в косвенных падежах;
- регулятивные УУД:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- коммуникативные УУД:
свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
предвидеть последствия коллективных решений.
УМК «Школа России».
Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
На уроке используется мультимедийная презентация.
Оборудование:
- разноуровневые задания;
- экран, презентация (проецирование на экран на отдельных этапах урока 20 мин.);
- смайлики для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.
- Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
- Для успешной работы на уроке мы возьмём с собой три волшебных слова:
- активность
- внимание
- старание
II. Самоопределение к деятельности.
Постановка учебной задачи.
- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав загадку о них.
(Учитель читает загадку)
- Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как не крутись,
В речи нам не обойтись!
- Ребята, вы догадались, о чём идёт речь?
Дети: - Это местоимения!
- Верно, это наши друзья местоимения.
- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи, так как они приготовили нам много занимательных заданий. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
- Но чтобы попасть в город «Местоимений», мы должны определить задачи нашей экскурсии.
Задачи на уроке: доска
Ответы детей: Мы вспомним: - что такое местоимение
- что местоимение имеет лицо и число
- что местоимение может заменить имя существительное
Мы повторим: - как местоимение может изменяться по падежам
- как пишется местоимение с предлогами
Мне пригодится: - знание местоимений для того, чтобы я был грамотным
- знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной, чтобы
хорошо и правильно писать.
III. Актуализация знаний.
1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- У вас сегодня будет необычное чистописание.
- И начнём мы свой урок,
Несомненно, с этих строк.
Вы на строчки посмотрите-
Что заметили - скажите?
- Прочитайте, что же здесь написано?
(Дети читают.)
В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ (Доска)
- Так что же вы заметили?
Д.: - Здесь записаны разные части речи.
- Какие части речи вы здесь заметили?
Д.: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.
- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!
- Следим за своей посадкой.
- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?
Д. - Предлоги: В, НА, ПОД.
Д.- Союзы: А, НО.
Д.- НОС, что? НОС – это существительное.
Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.
- Что же такое местоимение?
- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения
- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?
Д.: - Повторили части речи.
- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.
- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…
2. Словарная работа
- Запишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались:
Вагон, горизонт, соловей, яблоко, жёлтый, ворона, агроном.
-Какое местоимение состоит из двух предлогов?
-Какое читается туда и обратно одинаково?
Самопроверка
- Что повторили, выполняя это задание?
Д.: - Правописание непроверяемых безударных гласных.
Учитель: - А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями, вы должны выбрать правильное и полное определение местоимения. (работа по карточкам)
Обведи кружочком правильный ответ:
А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;
Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но
не называет его.
В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и
называет его.
Взаимопроверка
3. Игра «Домик» (Слайд)
Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.
Работа в группах.
Давайте проверим, все ли группы справились с заданием. (Работы детей вывешиваются на доску)
1 лицо – ед.ч. Я, мн.ч МЫ
2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ
3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО, мн.ч. ОНИ
Учитель: - Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.
-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.
-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?
Дети: - Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.
- Что мы повторили, выполняя это задание?
Д.: - Какое местоимение к какому лицу и числу относится.
- Составить предложение с любым местоимением, подчеркнуть грамматическую основу предложения.
- Чем местоимение является в предложении?
IV. Закрепление.
- Местоимения предлагают вам задания:
1. - Вспомните, как изменяются местоимения?
Технология «Микрофон» (устно)
Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они.
Падежи | Вопросы | я | ты | мы | вы | он | она | оно | они |
И. п. | кто? | я | ты | мы | вы | он | она | оно | они |
Р.п. | кого? | меня | тебя | нас | вас | его | её | его | их |
Д. п. | кому? | мне | тебе | нам | вам | ему | ей | ему | им |
В.п. | кого? | меня | тебя | нас | вас | его | её | его | их |
Т.п. | кем? | мной | тобой | нами | вами | им | ею | им | ими |
П.п. | о ком? | обо мне | о тебе | о нас | о вас | о нём | о ней | о нём | о них |
2. – Повторим, как пишутся местоимения с предлогами?
- Поработаем в парах.
- Раскройте скобки и запишите местоимения в нужном падеже. (Слайд)
всегда с (она) … заботился о (он)…
плыл от (они)… отвечаю за (она)…
подошёл к (он)… спросил про (они)…
Самопроверка по слайду.
всегда с ней … заботился о нём…
плыл от них… отвечаю за неё…
подошёл к нему3… спросил про них…
3. – Что повторили, выполняя это задание?
Д.: - Если личное местоимение 3 лица он (она, оно, они) употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы н.
- Выполнить морфологический разбор местоимения (к) нему.
Д: (к) нему – мест., н.ф.-он, 3 л., ед. ч., м.р., Д.п., втор.чл.
Самопроверка.
V. Физкультминутка. Встаньте, пожалуйста.
- Отдыхаем с пользой.
- Хлопните в ладоши, если не согласны с утверждением.
"Я" - это личное местоимение 1 лица единственного числа.
Личные местоимения изменяются по падежам.
"Она", "оно", "они" - местоимения 3 лица единственного числа. (Хлопок)
"Нам", "нас", "нами" - формы местоимения "мы".
"Тебе" - это форма местоимения "я". (Хлопок)
"Нас" - это форма местоимения "вы". (Хлопок)
VI. Включение изученного в систему знаний.
Работа с учебником.
Упражнение 123
- Самопроверка.
- У кого без ошибок?
Разноуровневая самостоятельная работа (на бумаге разного цвета)
1 уровень - зеленый
Записать предложения с пропущенными личными местоимениями. Обозначить их лицо, число.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Завтра … пойду в библиотеку.
2 уровень - желтый
Спиши, ставя местоимения, данные в скобках, в нужный падеж . Вставь пропущенные буквы, обозначь падеж.
(Я) было лет шесть, а брату около двадцати. Он брал (я) в лес за гр.бами. У (мы) была бол.шая к.рзина. Под каждым дер.вом (мы) ждали гр.бки. Лес был для (я) любимым местом.
3 уровень - красный
Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу существительные. Подчеркните основу предложения.
(Она) привела нас в лесную глушь. На полянках играет солнечный (он). На (них) дрожат капельки росы. Весело поют (они). Из лесу выскочил (он).
– Для выставления оценки я проверю сама.
Творческое задание от местоимений. «Составляем синквейн» (Слайд)
1 строчка : Ключевое слово
2 строчка : два прилагательных
3 строчка : три глагола
4 строчка : короткое предложение
5 строчка : Одно слово, связанное с данным понятием.
- Выполняем самостоятельно (Слайд)
1 строчка : Местоимение
2 строчка : личное, важное
3 строчка : указывает, не называет, изменяется
4 строчка : С ним избегаешь повторения
5 строчка : Замена.
- Мы справились с заданием местоимений.
VI. Итог урока (заполнение схемы)
- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.
Учитель: - Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.
VII. Рефлексия.
- Понравилось ли вам гостить у местоимений?
- Справились ли мы с задачами, которые они перед нами ставили?
- Что на уроке было для меня самым интересным?
- Что на уроке было трудным?
- Оцените свою работу на уроке смайликами:
Жёлтый: Мне было интересно, я понял, что такое местоимение, смогу их распознать;
Зелёный: Мне было интересно, но ещё не всё усвоил о местоимении;
Красный: Я не совсем понял, что такое личные местоимения.
VIII. Домашнее задание
- Провожая вас, местоимения передали вам такое напутствие:
«Нам бы очень хотелось, чтобы в вашем классе чаще звучало местоимение МЫ (Все дети получают сердечки с надписью Я + Я = МЫ) (Слайд)