СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Местоимения"»

ТЕМА: «Обобщение знаний о местоимении»

Педагогические задачи урока:

- обучающие

- расширять знания обучающихся об употреблении местоимений в речи ;

- закреплять умение орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами;

- совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений;

- развивающие

- развивать логическое мышление, культуру речи обучающихся, слуховую и зрительную память;

- развивать устную и письменную речь обучающихся, творческие способности;

- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;

- воспитательные

- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело;

- прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

- личностные УУД:

осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;

принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;

осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные УУД:

- познавательные УУД:

распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;

определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;

устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений в косвенных падежах;

- регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- коммуникативные УУД:

свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.

УМК «Школа России».

Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

На уроке используется мультимедийная презентация.

Оборудование:

- разноуровневые задания;

- экран, презентация (проецирование на экран на отдельных этапах урока 20 мин.);

- смайлики для самооценки.


Ход урока


I.    Организационный момент

Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.


- Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!


- Для успешной работы на уроке мы возьмём с собой три волшебных слова:

- активность

- внимание

- старание


II. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной задачи.


- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав загадку о них.

(Учитель читает загадку)

- Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись,

В речи нам не обойтись!


- Ребята, вы догадались, о чём идёт речь?

Дети: - Это местоимения!

- Верно, это наши друзья местоимения.


- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи, так как они приготовили нам много занимательных заданий. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

- Но чтобы попасть в город «Местоимений», мы должны определить задачи нашей экскурсии.

Задачи на уроке: доска

Ответы детей: Мы вспомним: - что такое местоимение

- что местоимение имеет лицо и число

- что местоимение может заменить имя существительное

Мы повторим: - как местоимение может изменяться по падежам

- как пишется местоимение с предлогами

Мне пригодится: - знание местоимений для того, чтобы я был грамотным

- знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной, чтобы

хорошо и правильно писать.


III. Актуализация знаний.


1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- У вас сегодня будет необычное чистописание.

- И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

- Прочитайте, что же здесь написано?

(Дети читают.)

В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ (Доска)

- Так что же вы заметили?

Д.: - Здесь записаны разные части речи.

- Какие части речи вы здесь заметили?

Д.: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.

- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!

- Следим за своей посадкой.

- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

Д. - Предлоги: В, НА, ПОД.

Д.- Союзы: А, НО.

Д.- НОС, что? НОС – это существительное.

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.

- Что же такое местоимение?

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Д.: - Повторили части речи.

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…


2. Словарная работа

- Запишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались:


Вагон, горизонт, соловей, яблоко, жёлтый, ворона, агроном.

-Какое местоимение состоит из двух предлогов?

-Какое читается туда и обратно одинаково?

Самопроверка

- Что повторили, выполняя это задание?

Д.: - Правописание непроверяемых безударных гласных.

Учитель: - А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями, вы должны выбрать правильное и полное определение местоимения. (работа по карточкам)

Обведи кружочком правильный ответ:

А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;

Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но

не называет его.

В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и

называет его.

Взаимопроверка

3. Игра «Домик» (Слайд)

Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.


Работа в группах.

Давайте проверим, все ли группы справились с заданием. (Работы детей вывешиваются на доску)

1 лицо – ед.ч. Я, мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО, мн.ч. ОНИ

Учитель: - Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.

-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.

-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?


Дети: - Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.


- Что мы повторили, выполняя это задание?

Д.: - Какое местоимение к какому лицу и числу относится.

- Составить предложение с любым местоимением, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- Чем местоимение является в предложении?


IV. Закрепление.

- Местоимения предлагают вам задания:

1. - Вспомните, как изменяются местоимения?

Технология «Микрофон» (устно)

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они.



Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И. п.

кто?

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Д. п.

кому?

мне

тебе

нам

вам

ему

ей

ему

им

В.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

нами

вами

им

ею

им

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нас

о вас

о нём

о ней

о нём

о них



2. – Повторим, как пишутся местоимения с предлогами?

- Поработаем в парах.

- Раскройте скобки и запишите местоимения в нужном падеже. (Слайд)


всегда с (она) … заботился о (он)…

плыл от (они)… отвечаю за (она)…

подошёл к (он)… спросил про (они)…


Самопроверка по слайду.


всегда с ней … заботился о нём…

плыл от них… отвечаю за неё…

подошёл к нему3… спросил про них…


3. – Что повторили, выполняя это задание?

Д.: - Если личное местоимение 3 лица он (она, оно, они) употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы н.

- Выполнить морфологический разбор местоимения (к) нему.


Д: (к) нему – мест., н.ф.-он, 3 л., ед. ч., м.р., Д.п., втор.чл.


Самопроверка.


V. Физкультминутка. Встаньте, пожалуйста.

- Отдыхаем с пользой.

- Хлопните в ладоши, если не согласны с утверждением.

  • Местоимения указывают на предмет и называют его. (Хлопок)

"Я" - это личное местоимение 1 лица единственного числа.

  • Личные местоимения изменяются по падежам.

  • "Она", "оно", "они" - местоимения 3 лица единственного числа. (Хлопок)

"Нам", "нас", "нами" - формы местоимения "мы".

"Тебе" - это форма местоимения "я". (Хлопок)

"Нас" - это форма местоимения "вы". (Хлопок)


VI. Включение изученного в систему знаний.

  1. Работа с учебником.

Упражнение 123

- Самопроверка.

- У кого без ошибок?


  1. Разноуровневая самостоятельная работа (на бумаге разного цвета)


1 уровень - зеленый

  1. Записать предложения с пропущенными личными местоимениями. Обозначить их лицо, число.


Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Завтра … пойду в библиотеку.


2 уровень - желтый

  1. Спиши, ставя местоимения, данные в скобках, в нужный падеж . Вставь пропущенные буквы, обозначь падеж.


(Я) было лет шесть, а брату около двадцати. Он брал (я) в лес за гр.бами. У (мы) была бол.шая к.рзина. Под каждым дер.вом (мы) ждали гр.бки. Лес был для (я) любимым местом.


3 уровень - красный

  1. Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу существительные. Подчеркните основу предложения.


(Она) привела нас в лесную глушь. На полянках играет солнечный (он). На (них) дрожат капельки росы. Весело поют (они). Из лесу выскочил (он).


– Для выставления оценки я проверю сама.


  1. Творческое задание от местоимений. «Составляем синквейн» (Слайд)


1 строчка : Ключевое слово

2 строчка : два прилагательных

3 строчка : три глагола

4 строчка : короткое предложение

5 строчка : Одно слово, связанное с данным понятием.


- Выполняем самостоятельно (Слайд)

1 строчка : Местоимение

2 строчка : личное, важное

3 строчка : указывает, не называет, изменяется

4 строчка : С ним избегаешь повторения

5 строчка : Замена.


- Мы справились с заданием местоимений.


VI. Итог урока (заполнение схемы)

- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.


Учитель: - Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.


VII. Рефлексия.


- Понравилось ли вам гостить у местоимений?

- Справились ли мы с задачами, которые они перед нами ставили?

- Что на уроке было для меня самым интересным?

- Что на уроке было трудным?


- Оцените свою работу на уроке смайликами:

Жёлтый: Мне было интересно, я понял, что такое местоимение, смогу их распознать;

Зелёный: Мне было интересно, но ещё не всё усвоил о местоимении;

Красный: Я не совсем понял, что такое личные местоимения.


VIII. Домашнее задание


- Провожая вас, местоимения передали вам такое напутствие:


«Нам бы очень хотелось, чтобы в вашем классе чаще звучало местоимение МЫ (Все дети получают сердечки с надписью Я + Я = МЫ) (Слайд)