СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме: «Окружность» 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме "Окружность". 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: «Окружность» 6 класс»

Конспект урока по математике в 6 классе

Учебный предмет: математика

Класс: 6

Учитель: Пименова Ольга Николаевна

УМК: Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецов, С.С. Минаева.

Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Окружность»

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений .

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о взаимном расположении окружности и прямой, двух окружностей, о построении треугольника по трём сторонам, о круглых телах и их сечениях.

Планируемые результаты:

Личностные: расширить общий кругозор через знакомство с новыми терминами и понятиями.

Предметные: знать виды взаимного расположения прямой и окружности, двух окружностей, построение треугольника по трём сторонам, круглые тела и их сечения.

Метапредметные: Познавательные

- читать и слушать, извлекая нужную информацию;

- осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.

  • Коммуникативные

- участвовать в беседе;

- высказываться по теме;

- работать в группе.

  • Регулятивные

- выполнять действие в соответствии с планом;

- оценивать собственный уровень усвоения учащимися материала.

Программно-методическое и материально-техническое обеспечение: Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецов, С.С. Минаева.

Оборудование к уроку:

  • Техническое обеспечение:  демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

  • Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Этап (учебная ситуация)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

Приветствие. Вступительное слово  учителя: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на уроке. Сегодня мы узнаем много нового материала, и в процессе урока вы оцените свой труд, поставив себе заслуженную оценку. Для этого у каждого на столе лежат листы самооценки. Перечислить вслух предметы, необходимые для урока: - карандаш,

-линейка,

-циркуль,

треугольник,

учебник.

Демонстрируют готовность к уроку

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа: обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, переживания успеха в учебной деятельности

- Мы изучили тему «окружность». Как вы думаете, чем нам сегодня предстоит заниматься?

Сообщить тему урока, сформулировать цели урока. Проинформировать о контроле усвоения темы в конце урока.


Слушают речь учителя с интересом, позитивно настраиваясь на урок. Записывают число, тему урока в тетради.


II.Актуализация знаний.

Цель этапа: напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания.
















Устная работа.

- Сейчас мы проведём подготовительную работу и разгадаем кроссворд по изученным нами терминам из геометрии.

На доске изображены фигуры, дети заполняют клеточки кроссворда, записывая названия. По центру должно появиться слово «касательная»

1.круг

2. квадрат

3. радиус

4. отрезок

5. угол

6. окружность

7. диаметр


















6.














5.



2.



7.




3.

4.





1.


с



е


ь



я


































- Кто выполнил без ошибок? Оцените свою работу. Чтобы каждый знал понятия, связанные с окружностью, послушайте сказку.

(Книга «Математика в стихах» О. В. Панищева, «Учитель», Волгоград, 2009 г

Стр. 193.)

- Какое новое слово вы услышали? (Хорда) В 7 классе мы будем подробно изучать хорды окружности, а сейчас поговорим об окружности.

Окружность – удивительно гармоничная фигура, древние греки считали её совершенной. Это единственная кривая, которая может скользить сама по себе, вращаясь вокруг центра. Это основное свойство окружности даёт ответ на вопрос, почему для её вычерчивания используют циркуль. И почему колёса круглые, а не квадратные. Колесо – это одно из великих изобретений человечества. Додуматься до него было не так то просто. С уроков ИЗО мы знаем, как трудно без циркуля нарисовать окружность. А есть сведения, что великий немецкий художник Альбрехт Дюрер одним движением руки так мог нарисовать окружность, что циркуль не показывал никаких отклонений.

Окружность хотя и является одной из главных фигур геометрии, она не существует в одиночестве. Давайте вспомним, как может располагаться окружность по отношению к некоторым другим фигурам.



Вспоминают пройденный материал, дают объяснения на поставленные вопросы, заполняют клеточки.

IV.Работа по теме урока, упражнения. Цель этапа: помочь усвоить учащимися материал с помощью активной деятельности на уроке ,осмыслить определенные понятия.

  1. Окружность и прямая.

- Расскажите, как могут располагаться окружность и прямая. ( по картинке на слайде)

От чего это зависит? ( В помощь к ответу на слайде слова: расстояние от центра до прямой, радиус)

- Какое свойство касательной мы узнали на уроке?

- Выполним упражнения по данной теме. (на карточке)


1.Заполните таблицу:

Расстояние от центра до прямой

Радиус

Взаимное расположение окружности и прямой

12

7

не пересекаются

10

10

касаются

14

16

пересекаются

2.Начертите окружность, радиус которой равен 4 см, проведите касательную к этой окружности.

Касательная играет важную роль при описании многих физических объектов. Частички земли, песка, вырывающиеся из – под колеса автомобиля летят по касательной. Точно так же ведут себя искры – раскалённые частички точильного камня, оторвавшиеся от него.


  1. Две окружности.

- Расскажите как могут располагаться две окружности по отношению друг к другу.

( по картинкам на слайде.

- От чего это зависит?

- Выполним упражнения по данной теме. (на карточке)


1.Заполните таблицу:

Расстояние между центрами

Радиус 1

Радиус 2

Взаимное расположение окружностей

12

7

5

касаются внешним образом

10

4

3

не пересекаются

14

8

7

пересекаются

2

5

3

касаются внутренним образом

2 .Начертите две окружности с центром в точке А, касающиеся данной окружности.





3.Начертите три концентрические окружности с радиусами 2 см, 4 см, 5 см.


- Скоро Новый год. Отгадайте, как называются разноцветные бумажные кружочки, которыми мы пользуемся в этот праздник. (Конфетти) А знаете ли вы, что традиция сыпать в новый год конфетти пришла к нам из Италии: во время карнавалов итальянцы разбрасывали засахаренный миндаль и орехи. Но сладостей надо было очень много, к тому же они мешали танцевать, поэтому их заменили бумажными кружками.



Изучают картинку на экране, следят за речью и действиями учителя, разрабатывают алгоритм построения совместно с учителем, под диктовку выполняют построение.



V. Физкультминутка

В упражнениях йоги есть поза под названием «Треугольник». Техника его выполнения: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вдох – руки вверх. Выдох – руки ладонями книзу, наклон влево, чтоб пальцы руки достали косточку на ноге. Аналогично вправо. Упражнение развивает упругость тела, улучшает пищеварение, укрепляет позвоночник, нервную систему и боковые мышцы. Полезно его выполнение людям умственного труда.

Выполняют упражнения

VI. Упражнения на построение треугольника..

Цель этапа: организовать решение и объяснение задания.

Итак, мы перешли к понятию треугольника.

  1. Треугольник.

.

- Посмотрите на слайд и скажите, что объединяет эти архитектурные сооружения?

(Эйфелева башня, Крымский мост, Шуховская башня в Москве)


Треугольник – “жесткая” фигура. Если заданы три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике.

  1. Делая садовую калитку обязательно прибивают планку/доску/, иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придаёт калитке прочность, иначе её перекосит.

2) Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт

крепость и устойчивость.

3) При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники.

Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее.

- Мы пока не умеем строить большие здания и мосты, зато обладаем знанием одного из свойств треугольника, без которого эту фигуру не построишь.

Как оно называется? (неравенство треугольника)


Решим следующие задачи (устно) – они на слайде

  1. Докажите, что нельзя построить треугольник со сторонами: 6см, 2см, 2 см.

  2. Можно ли построить треугольник со сторонами: 15 см, 6 см и 12 см.

  3. Сколько различных треугольников можно построить из отрезков длиною 3см, 4 см, 5 см и 7 см? Ответ обоснуйте.

(Можно построить 3 :

3 см, 4 см, 5 см, т.к. 5

4 см, 5 см, 7 см, т.к. 7

3 см, 5 см, 7 см, т.к. 7

  1. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3 см, а другая 6 см. Какая сторона является основанием? Постройте данный треугольник.




Учащиеся рассматривают картинку, читают текст учебника, рассуждают, отвечают на вопросы, устно решают задачи.

VII. Повторение знаний о круглых телах..

Цель этапа: закрепление знаний и способов действий.

- Представьте, что мы взяли равнобедренный треугольник и начали его вращать вокруг его высоты. Какое круглое тело мы получим? (конус)

- В геометрии круглые тела, которые мы изучили, называются тела вращения. Какую фигуру придётся вращать, чтобы получить цилиндр, шар?

-Начертите конус, чтобы его высота была равна 4 см.

Выполняют самостоятельную работу.


VII.Домашнее задание.

Цель этапа: выделить основные моменты по выполнению домашнего задания.


Решите задачи:

  1. Хозяйка, приведя козу на пастбище, вбила 2 колышка на расстоянии 10 м один от другого, натянула верёвку с кольцом, а козу привязала на верёвку длиной 5 м. Нарисуйте образовавшееся пастбище.

  2. П родавец тремя прямыми разрезами разделил головку сыра на 8 частей. Как он это сделал?






Слушают речь учителя, читают тест задач домашнего задания.

IX.Рефлексия.

Подведение итогов урока.




Заполняют листы самооценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!