II. Актуализация имеющихся знаний. | 1. Минутка чистописания. - А сейчас – чистописание. Приложите свои старания. И посадку при письме Покажите-ка вы мне. - Откройте свои тетради и запишите число. Сегодня 6 марта. На следующей строке слова «Классная работа». - Записали? - Обратите внимание на доску. (на доске) меня, земля, милый, март, замыть - Прочитайте слова. (вызвать одного ученика) - Что в них общего? - Определите букву, которую мы будем писать сегодня на чистописании. - Пропишем Мм целую строку. (учитель записывает на доске) - На следующей строке пропишем орнаменты с буквой м. - Спишите слова с доски: меня, земля, милый, март, замыть. - Назовите слова, в которых буква м с последующей буквой имеет верхнее соединение. - Есть ли слово, в котором буква м соединена с последующей буквой средним соединением? - Хорошо. А в слове «земля» какое соединение в буквосочетании мл? - Молодцы! Вы очень наблюдательны. - Прочитайте пословицу. (слайд) - Как вы понимаете её? - Спишите пословицу и выделите известные вам орфограммы в словах. 2. Словарная работа. - Приоткрывая занавес, хочу вам сказать, что сегодня мы отправимся в поход, а куда узнаем чуть позже. - Я приготовила список предметов, которые мы возьмём с собой в поход. Давайте посмотрим. (слайд) (Показ картинок. Дети самостоятельно записывают словарные слова в тетрадях, один ученик у доски. Потом сверяются.) - Что объединяет эти слова? - Что мы с ними делаем? - Выделите все орфограммы в словах. | Записывают число. Рассматривают. Читают. - Все слова содержат букву М. - Сегодня мы пропишем букву М. Прописывают буквы. - Милый, март, замыть. - Есть. В слове «меня». - Нижнее. Ответы детей. Записывают словарные слова самостоятельно в тетрадь. - Они словарные. - Запоминаем. | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
III. Целеполагание. | - Пришло время рассказать, куда мы с вами отправимся. Вам интересно узнать? - Чтобы определить тему урока, выполним задание. (слайд) - Вставьте пропущенные слова и исправьте орфографические ошибки. Злой тоской удручена, кмуравю палзёт ____. (И.А. Крылов) Как, милый петушок, паёшь _____ громко, важно! (И.А. Крылов) А ___, друзя, как ни сядитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А. Крылов) Ветер, ветер! ____ могуч,___ ганяешь стаи тучь. (А.С. Пушкин) - Пока мы с вами работаем над исправлением орфографических ошибок, 1 ученик пойдет к доске и будет выписывать пропущенные слова, а 2 ученик работать индивидуально на карточке, вычёркивая лишнее слово в каждом ряду. - Давайте проверим, справились ли мы с заданием. (слайд) – Какие ещё изученные орфограммы встретились в этом тексте? - Посмотрим, справились ли с заданием ребята. Проверяют 1 ученика. - Какое задание у тебя было? - Какие слова ты выписал? - Проверяем, верно ли получилось. - Молодец! Справился со своим заданием. Проверяют 2 ученика. - Расскажи, над чем работал ты? (слайд) - Что получилось? Что вычеркнул? Докажи свой выбор. - По какому принципу ты работал с каждой строчкой? - Что вы заметили? - Так какую же часть речи мы вставили в тексте? - Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Правильно! Да, сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход в страну «Местоимение» и закрепим знания об этой части речи. - Сформулируйте тему урока. - Какие цели мы поставим на урок? | - Да, интересно. Выполняют задание вместе, а двое учеников индивидуально. - Обращение, однородные члены предложения. - Вставить пропущенные слова. - Она, ты, вы, ты, ты. - Искал лишнее слово в каждом ряду. - Я, они, мил, она, нож, тебя. - Здесь слова разных частей речи: есть и сущ., и глаголы, и предлоги, и местоимения. - Местоимения. - Мы будем говорить о местоимениях. - Обобщение по теме «Местоимение». - Вспомнить все, что знаем о местоимении; вспомнить, как определить лицо, число, падеж и род (у 3-го лица) местоимений; вспомнить правила написания местоимений с предлогами, а также правила написания местоимений 3-го лица после предлогов; поупражняться на примере различных заданий. | Регулятивные, коммуникативные познавательные |
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений. | - Мы сегодня совершим урок – путешествие для того, чтобы обобщить и закрепить знания об этой части речи, будем учиться правильно употреблять местоимения, совершенствовать устную и письменную речь, делая её более точной и богатой. - Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу. Наш девиз: «Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым.» (слайд) - Давайте произнесем его все вместе. - Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды. - Итак, прежде, чем продолжить нашу работу, давайте вспомним все, что знаем о местоимении. (слайд) - Что такое местоимение? - Какую роль играют местоимения в нашей речи? - С этим заданием вы справились! Теперь следующее. (слайд) - Посмотрите внимательно и вспоминаете всё, что знаете об этих местоимениях: я, ты, он, она, мы, вы. - Почему их так называют? - Сколько лиц у местоимений? Назовите их. - Что вы ещё знаете о личных местоимениях? - Какова же синтаксическая роль местоимений? - Верно! Хорошо! - Итак, отправляемся в дорогу. А впереди у нас вершина. Восхождение будет сложным, опасным, надо быть крайне внимательным. (слайд) «Исправь ошибки» - Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. - Давайте проверим. (слайд) - Укажите местоимения и определите у них лицо, число и падеж. - Сделаем морфологический разбор местоимения «у неё». (1 ученик у доски) - На какое правило были допущены ошибки? - Что нам говорит это правило? (слайд) - Молодцы, потрудились вы на славу! - Следующее задание. Раскрой скобки и поставь местоимение в нужном падеже. (слайд) (1 ученик у доски) - В скобках укажите лицо и падеж местоимений. - Как пишутся местоимения с предлогами? - Молодцы! Физминутка - А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать! Кто шагает с рюкзаком? (шаг) Мы, туристы! Кто со скукой не знаком? (рывки руками) Мы, туристы! Нас вперед ведут Дороги! (повороты) Наш девиз: “Всегда вперед!” (приседания) Эй, ребята, тверже шаг! (шаг) Что турист берет в дорогу? (прыжки) Песню, ложку и рюкзак! (вдох, потягивания, исходное положение) - Присаживайтесь. Продолжаем работу. - Учебник стр. 63 упр. 132. Прочитайте задание. - Все понятно? Давайте выполним. - Упр.133 устно. Что нужно сделать? - Выполняем. - Поработаем в группах. - Задание для 1-го ряда: составьте словосочетания. Поставьте местоимения в указанную форму. (учитель дает лист с заданием) УВИДЕЛ (ОН, Я, ОНИ) - Р.п. ГУЛЯЛ С (ВЫ, ОНИ, ТЫ) - Т.п. ДУМАЛ О (ОНА, ТЫ, МЫ) - П.п. УДИВИЛСЯ (МЫ, ВЫ, ОНИ) — Д.п. - 2-ой ряд будет выполнять такое задание: вставьте пропущенные местоимения. (учитель дает лист с заданием) Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг … остановился. Перед … сидела большая лягушка ... только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к … лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру ... тоже сделал скачок. Так … добрались до лужи. - А 3-ему ряду достается следующее задание: выпишите местоимения. Укажите лицо, число, падеж этих местоимений. (учитель дает лист с заданием) Старик на скрипке играет, И слушают дети его; Даже Барбос навострился- Стоит и глядит на него. Всех эта скрипка пленяет; В ней чудная сила лежит. Хоть и без слов, а так ясно, Так внятно душе говорит. - Сложно было выполнять? Возникали какие-то сомнения при выполнении? - Проверим ваши задания. (слайды) - Молодцы! Все справились. - Перед нами ещё одно испытание. (слайд) Кроссворд – шарада. - В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы. 1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам? (я-мы) 2. Сколько личных местоимений в слове семья? (семь) 3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ. (ты-ква) 4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь. (я-щик) 5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник. (я-беда) - Назовите ключевое слово. - Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование. | Слушают учителя. Произносят девиз урока. - Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их. - Избавляют от повторов, делают речь более красивой. - Это личные местоимения. - Они указывают на лицо. - Три: 1 л. – я, мы; 2 л. – ты, вы; 3 л. – он, она, оно, они. - Они изменяются по числам и падежам, а в 3 л. еще по родам. - Может быть подлежащим и второстепенным членом предложения. Выполняют задание. Делают морфологический разбор слов. - Правописание местоимений с предлогами. - Местоимения, как и существительные, могут употребляться с предлогами. Предлог пишется от местоимений отдельно. Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н. - Раздельно. Выполняют по цепочке. Выполняют задание по группам. Вывод: чтобы выполнить данное задание необходимо знать падежи, вопросы к ним, уметь изменять форму слова (склонять). Вывод: чтобы определить лицо и число местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо уметь ставить их в начальную форму (И.п.), а чтобы определить падеж, надо знать падежи и вопросы к ним. - Местоимение. | Регулятивные, познавательные |
V. Самостоятельная работа с проверкой. | - Но сначала обратимся к учебнику на стр. 64 упр. 136. - Работать будем самостоятельно. Надо выписать из этого упражнения все местоимения, которые вам встретятся, и определить у них лицо, число, падеж. Кроме этого сделать морфологический разбор местоимения «она». - Задание понятно? Выполняйте. - Молодцы! - А теперь подведем итоги и напишем тест. (слайд) Тест по теме «Личные местоимения» 1.Обведи кружком правильный ответ: А) Местоимение обозначает предмет. Б) Местоимение указывает на предмет, но не называет его. В) Местоимение называет предмет. 2. Выбери местоимения 3-го лица. Обведи правильные ответы. 1) Я; 2) ОН; 3) ТЫ; 4) ОНА; 5) МЫ; 6) ОНО; 7) ОНИ; 8) ВЫ. 3. Какого лица местоимения ТЫ, ВЫ? Обведи правильный ответ. 1) Первого лица 2) Второго лица 3) Третьего лица 4. Какие местоимения относятся к 1-му лицу? Обведите правильный ответ. 1) Я, МЫ. 2) ТЫ, ВЫ, 3) ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. 5. Предлоги с местоимениями пишутся … Обведи правильный ответ. 1) Слитно 2) Раздельно | Выполняют задание, после устно с комментированием по цепочке объясняют. Пишут тест. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
VI. Рефлексия. | - Наш урок подходит к концу. - Ребята, вам понравился наш урок? Чем? Обоснуйте. - А сейчас я хочу вам предложить стать на время учителями. Представьте, что у вас сегодня обобщающий урок по теме «Местоимение». Какие бы вы задали вопросы классу, чтоб понять, как ученики усвоили новую тему? Примерные вопросы: - Что такое местоимение? - Как изменяется местоимение? - Каким членом предложения является местоимение? – Что вы можете сказать об особенности склонения местоимений 3-го лица? – Как определить лицо и падеж местоимения? - Для чего же нужны в речи местоимения? - Постарайтесь теперь ответить на свои вопросы. - Отлично! Давайте вспомним, какую цель мы ставили с вами в начале урока перед собой? - Как вы считаете, мы смогли ее достичь? Почему? - Возникали у вас какие-то затруднения при выполнении заданий? Если да, то, что надо сделать, чтобы преодолеть их? - Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете наш урок. Перед вами чистые листочки. Я предлагаю вам изобразить свое настроение в виде рисунка, стихотворения, пожелания и т.д. Прокомментируйте свое изображение. - А сейчас попробуйте оценить работу друг друга сегодня на уроке. - Ребята, я хочу вас похвалить за хорошую работу. Вы работали слаженно и очень активно. С вами было приятно работать. Молодцы! - С тестом, я надеюсь, вы справились и поэтому получили ключ от страны «Местоимение». Теперь-то мы можем с вами отдохнуть. А пока вы отдыхаете, прослушайте ещё одно задание, которое выполните дома. | Фронтальная беседа | Личностные, регулятивные, познавательные |