СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта. Достигнуты палнируемые результаты в соответствии с возможностями обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогической деятельности»

Опыт педагогической деятельности.

Начальная школа - фундамент целостной системы образования, целью которой является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниям. Для осуществления этих целей необходимо формирование универсальных учебных действий. Особая роль в формировании УУД отводится периоду начального образования: полученный в этот период опыт во многом определяет успешность учебной деятельности личности в течение всей последующей жизни.

Программа развития нашей школы предусматривает создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, введение их в сферу новых компетентных возможностей, формирование и развитие компетентностей, дающих возможность созидательного преобразования действительности и способствующих жизненному самоопределению.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МАОУ « СОШ №52» является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Таким образом, целью моей работы является:

- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с его возможностями и требованиями ФГОС начального общего образования;

- достижение планируемых результатов в соответствии с возможностями обучающихся и требованиями ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе УМК «Школа России».

Задачи моей педагогической деятельности:

Достижение личностных результатов обучающихся:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению и познанию;

- осмысление и принятие основных базовых ценностей.

Достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Специфика работы учителя начальных классов существенно отличается от деятельности преподавателей среднего и старшего звена. К нему приходит маленький человек, у которого не совсем еще сформированы нравственные ориентиры, он не в полной мере осознает, что ему должна дать школа, он еще не отошел от игровой деятельности. Тут очень важна роль учителя, чтобы у ребенка с первых дней сформировалось положительное отношение к учебе, чтобы ребенок с удовольствием, с желанием приходил в школу.

С молодых лет мне очень нравится система обучения «Гуманной педагогики» Ш. Амонашвили. Его постулат «ребенка надо принимать таким, какой он есть» очень помогает в моей педагогической деятельности, видеть в каждом ребенке личность. Я всегда говорю детям, что он один, единственный во всем мире Михаил Тихонов (Илья Лалетин, Кристина Геринг), что больше нет на Земле такого человечка. И когда добавляю, например: человечка с такими красивыми глазами или с таким добрым характером (можно найти много эпитетов, хороших характеристик), ребенок буквально «расцветает». Нужно беречь детей, укреплять веру в его силы, в умении учиться всеми методами и приемами, которых достаточно в нашем педагогическом арсенале. В соответствии с этим, мои ученики должны выйти из начальной школы деятельными, активными, любознательными, инициативными учениками, у которых должно быть положительное отношение к себе, к окружающим, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде, к своей Родине, навыки самоорганизации и здорового образа жизни и умение учиться.

Достижение поставленной цели моей деятельности вижу в организации индивидуализации и дифференциации образовательного процесса путем применения современных образовательных технологий адаптивного обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе технологий адаптивного обучения повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в школе.

Реализация такого подхода направлена на:

- стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;

- организацию их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

- развитие мышления, творческих способностей и дарований;

- выработку диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

- совершенствование учебных умений и навыков.

Таким образом, цель и задачи моей профессиональной деятельности в полной мере согласуются с целями, задачами и приоритетами деятельности школы.

Вот уже 34 года я активный участник образовательного процесса. Работала большей частью по традиционной системе обучения по УМК: «Школа России». В данное время снова работаю по традиционной системе обучения по УМК «Школа России», в котором бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Он успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта, являясь надежным инструментом реализации задач современного образования в контексте ФГОС. Авторы учебно-методического комплекса «Школа России» в сотрудничестве с издательством «Просвещение» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность. Содержание материала, представленного в УМК «Школа России» позволяет мне организовать совместную творческую деятельность так, что учащиеся становятся самостоятельными активными участниками учебного процесса. Используя в работе данный учебно- методический комплект, изменяя и дополняя его в соответствии с возможностями обучающихся, я добиваюсь положительных результатов в создании условий для саморазвития и самореализации.

УМК «Школы России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:

- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (1-4)

- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение (1-4)

- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика (1-4)

- Плешаков А.А. Окружающий мир (1-4)

- Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство (1-4)

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка (1-4)

- Роговцева Н.И., Богданова Н.И., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология (1-4)

Преподавание осуществляю в соответствии с программами ФГОС НОО второго поколения, которое обеспечит формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят обучающимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

УМК «Школа России» представлен не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, методическими и другими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС, но и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, современными электронными пособиями, интернет поддержкой. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему и помогают учителю решать задачи современного образования , оснащены электронными приложениями с необходимым материалом для работы на каждом уроке, которые использую на уроках как для ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. Это оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимает на более высокий уровень интерес детей к учёбе. При необходимости составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае, материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки. Я постоянно пользуюсь материалами сайтов school-russia.prosv.ru, proshkolu.ru., [email protected], «Первое сентября», зарегистрирована на этих сайтах. Они помогают самообразовываться.

Наша школа добивается создания оптимальных условий, способствующих повышению качества образования учащихся, развитие нравственно зрелой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, формирование патриотизма и активной гражданской позиции».

ФГОС НОО включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Исходя из этого, мною определена тема самообразования: «Организация работы над текстом на уроках литературного чтения». В связи с этим поставлены педагогические цели:

- изучение методической литературы по теме;

- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей с использованием различных источников информации, в том числе информационно- коммуникационных технологий;

- повышение эффективности и качества процесса обучения

Современное качество образования по чтению в начальной школе определяется уровнем овладения обучающимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

У меня появилось больше возможностей проводить интересные познавательные уроки. С помощью презентаций знакомлю с биографией, творчеством того или иного автора, смотрим фрагменты фильмов, диафильмы по произведениям автора, репродукции картин, слушаем музыку. Все это обогащает урок, но, конечно, не отменяет серьезной вдумчивой работы над текстом. Уроки литературного чтения по учебникам Горецкого В.Г., Кирюшкина В.А., Виноградской Л.А. и др. обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. Творческое мышление – сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением. Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что и традиционная система с использованием элементов развивающего обучения создает условия, способствующие развитию творческих, созидательных способностей личности, позволяет каждому ученику обучаться и развиваться в силу своих возможностей, развивает всех учащихся. Для развития творческого мышления в учебном процессе необходимо создать поле для творчества, своеобразные ситуации, которые позволили бы развивать творческие способности.

На уроках чтения создаю условия для индивидуального творчества ребенка, так как считаю, что состояние вдохновения, творческого порыва стимулирует его познавательный интерес. Использую приемы создания сказки, которые позволяют на уроках развивать творческое начало «быть поэтами и писателями» или творческую игру «Рифмы к нам пришли и стихи нам принесли…»

Вот только несколько работ моих учеников из небольшого сборника творческих работ детей «Искорки».

Котенок

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок, цап-царап,

Не уйдешь из наших лап!

Автор: Шагдуров Арсалан. (2 кл.)

Найда

Сидит Найда в будке,

Завтрак у нее в желудке.

Охраняет она наш дом,

Чтоб спокойно жили в нем.

Автор: Климова Вероника (2 кл.)

Порой детская наблюдательность поражает воображение своей удивительной способностью в простом видеть необыкновенное чудо. Доказательство этой мысли кроется в детских работах при выполнении творческих заданий. При знакомстве с небылицами в разделе УНТ легко, в коллективном творчестве возникли следующие небылицы. 1 придумывал 1 строчку, кто-то подбирал слова в рифму, а кто – то выстраивал слова, не нарушая размера и ритма. И это сочинили ученики 1 класса.

По траве бегут дрова,

За ними папины права

По лесу скачут 3 обложки,

За ними прыгают матрешки.

А за ними картошка

На кривых тонких ножках.

А за ними пыхтя, пирожки

Тащат бабины шнурки.

А булки, палки, кружки

Кувыркались у реки.

На уроках и на внеурочных занятиях «В мире детских книг» находимся в постоянном поиске новых идей, разработке проектных заданий. Выполнены проекты «Пословицы и поговорки разных народов», «Сказки наших бабушек и дедушек», «Папа, мама и я – литературная семья».

Систематическая деятельность по развитию творческих способностей детей дает возможность увидеть и зафиксировать важные результаты: интерес и уважение к творческому труду писателя; пробу пера и радость от творческого успеха; высвечивание с помощью продуктов индивидуального творческого труда лучшего в человеке, его духовных ценностей. Л. Н. Толстой говорил: «Если ребенок в детстве не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать».

Проектирование и реализация образовательного процесса, определяющего достижение стабильных положительных образовательных результатов (положительной динамики результатов), выявление и развитие способностей обучающихся

Современный учитель работает в режиме личностно ориентированного обучения. Это требует от него умения объективно оценивать качество знаний обучающихся, освоения новых информационных технологий, воспитания и развития детей в условиях информационного общества, взаимодействия с родителями. Для себя, как учителя, желающего на практике обеспечить положительные образовательные результаты, я считаю приоритетными принципы развития, вариативности, индивидуальности, сотрудничества и социализации.

Принцип развития ориентирован на развитие личности и коллектива. Принцип вариативности подразумевает разнообразие содержания, форм и методов образовательного процесса. Принцип индивидуальности подразумевает, что больший результат достигается, когда более эффективно используется положительный личностный потенциал ученика. Принцип сотрудничества заключается в эффективном сотрудничестве учителя и учеников. Принцип социализации определяет для учителей цель: формировать нового российского гражданина- высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое отечество).

Современному человеку невозможно обойтись без использования информационно-коммуникационных средств общения. Информатизация всего жизненного процесса напрямую касается и процесса образования. Вот и я как человек, живущий в этом современном «информатизированном» обществе, не могу представить урок без информационно-коммуникативных технологий. Применение на уроках презентаций, наполненных красочными иллюстрациями, историческими видео-фрагментами, музыкальным сопровождением помогает создать на уроке особую эмоциональную атмосферу, делает уроки наглядными, динамичными и зрелищными, что позволяет увеличить эффективность усвоения учебного материала, активизировать их мыслительную деятельность и творческое воображение. Уроки с использованием компьютерных технологий избавляют от необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения - всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт - диске или флеш-карте. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, помогает яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. С принятием ФГОС НОО и выделением средств на модернизацию общего образования в нашу школу стало поступать новое оборудование. Использование новых информационных технологий требует определенного материально-технического оснащения кабинета и соответствующей профессиональной подготовки учителя. С целью улучшения материально-технического обеспечения преподавания в кабинет была приобретена необходимая для этой работы техника: персональный компьютер, интерактивная доска, новая учебная мебель с учетом физических параметров детей, появились новые информационные стенды. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована и носить щадящий характер. Планируя урок (работу), я тщательно продумываю место и способ использования ИКТ.

Неотъемлемой частью моей работы является здоровьесберегающее направление. Важная составная часть здоровьесберегающей работы - это рациональная организация урока. Считаю, что перегрузка обучающихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Поэтому учитываю возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление, использую приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации. Я не сторонник нагружать детей большим количеством заданий на дом, строго дозирую объем нагрузки домашних заданий, предоставляю возможность выбора выполнения некоторых заданий. Физкультурные паузы, проводимые вовремя уроков, и упражнения для выработки правильного дыхания, и зарядка для глаз, и игры на переменах снимают напряжение мышц, расслабляют мышцы глаз, повышают работоспособность и улучшают эмоциональное состояние учащихся. Кроме этого, учу детей соблюдать навыки гигиены, провожу внеклассные мероприятия: «Здоровье – залог успеха», « Здоровье – наше сила»; различные беседы: «Соблюдай режим дня», «Правильно ухаживай за зубами», «Чистые руки - залог хорошего здоровья», «Правильное питание – здоровье и долголетие человека», «Правильное ношение одежды в разные времена года».

На своих занятиях часто применяю игровую технологию (особенно в 1 - 2-х классах). Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки - игры, уроки - соревнования, уроки - конкурсы, уроки - экскурсии и др. На уроках использую приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье учащихся. Чтобы дети самостоятельно добывали знания и оперировали с ними, использую такие формы и приёмы обучения фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, экскурсии, поездки. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Кроме этого использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка. Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по - разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения - избежать длительного сидения за партой.

Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Нравятся детям музыкальные физкультминутки. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Несомненно, стиль общения педагога с обучающимися влияет на состояние здоровья школьников. Поэтому стараюсь придерживаться демократического стиля общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.

Использование данных технологий на уроках способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом. Ребенок при этом испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

В своей работе я использую различные методы, приёмы обучения и воспитания. Метод обучения проблемного изложения ориентирует на осознанное усвоение, воспитывает определенный тип мышления. Объяснительно – иллюстрированный метод информирует о новых элементах знаний данной темы. Частично – поисковый метод ставит цель обучения учащихся элементам творческой деятельности. Исследовательский метод – целенаправленное обучение поисковой деятельности. На уроках широко используются методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, творческие работы - рисунки, рассказы, сочинения. Такие задания развивают творческую активность обучающихся, делают формы работы интересными и разнообразными.

Постоянный анализ достижений учеников – одно из главных условий моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать реальную и наглядную картину развития ребёнка. Системное использование современных педагогических технологий, тщательный анализ и контроль за результатами деятельности учащихся позволяет получить устойчивые положительные результаты в обучении.

Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти». Интересно смотреть, как поставлена учебно- методическая, воспитательная работа в школах города, района. Именно на семинарах, открытых уроках начинаешь понимать, как необходимо работать по ФГОС НОО соответственно его требованиям, в каком направлении строить методическую работу, как руководителю методического объединения начальных классов школы. Серьезное внимание уделяю уроку, на заседаниях МО рассматриваем темы: «Современный урок в свете требований ФГОС НОО», «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» Соответственно проводятся открытые уроки: уроки-практикумы, исследования, составления проектов, семинары, деловые игры, путешествие, экскурсии, внеурочные занятия. Понимаю, что одной из главных задач каждого учителя – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения. В школе работает творческая группа учителей начальных классов по данной теме, участником данной группы являюсь и я.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Мною разработан перспективный план работы по данной теме, по освоению новых инновационных технологий, непрерывному поиску новых методов в обучении и воспитании, работе над улучшением качества обучения через заинтересованность каждого ученика к процессу обучения и воспитания.

Индивидуальную работу с одаренными детьми организую разными способами: выполнение в классе дополнительных заданий, стимулирование поиска различных вариантов решения, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство обучающихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных способов решения, участие в олимпиадах и конкурсах по предмету. Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении обучающимся проблем, задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

Для решения поставленных задач я стараюсь прививать ученикам интерес к исследованию, вооружая их методами научно-исследовательской деятельности. Организовываю работу детей так, чтобы они усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

- анализ ситуации, принимая во внимание все решения или предположения;

- выявление и формулировка проблемы, которую надо решить;

- использование предположения как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов с использованием различных источников;

- аргументация и систематизация обнаруженных фактов;

Исходя из опыта мое педагогической работы мною:

созданы условия для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с его возможностями и требованиями ФГОС начального общего образования;

- достигнуты планируемые результаты в соответствии с возможностями обучающихся и требованиями ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе УМК «Школа России».

Выполнены следующие задачи, у обучающихся сформированы: мотивации к обучению и познанию, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.