СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по местоимению в 6 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 6  классе с применением современных технологий.

Просмотр содержимого документа
«prilojenie_1»

Приложение №1

И.А.Крылов . Басня «КУКУШКА И ПЕТУХ»


«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!» —

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—

Все ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.


Просмотр содержимого документа
«prilojenie_3»

Приложение 3

Тест «Правописание местоимений»

1-й вариант

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

а) (не)которые, сколько(нибудь), (кое)кого

б) (не)что, (ни)кому, (не)сколько

в) каких(то), (кое)(с) кем, (кто)нибудь


2. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

а) что(нибудь), кому(то), (не)скольких

б) (не)(к)кому, (кое)(о) чем, (не)(с)кем

в) кто(то), что(либо), (ни)(о)ком


3. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а) какого(нибудь), чей(то), (кое)кто

б) (кое)(с)кем, (ни)(о)каком, (не)(у)кого

в) (ни)чей, какой(то), чего(либо)







Тест «Правописание местоимений»

2-й вариант

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

а) (ни)чего, (не)сколько, (не)которые

б) кто(нибудь), (кое)(у)кого, что(либо)

в) какой(то), (кое)(с) кем, (не)кого


2. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

а) (ни)чей, какой(то), (не)сколько

б) что(либо), (не)(к)кому, ни(кто)

в) (ни)(с)кем, не(на)что, кое(про)кого


3. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а) (не)(к)кому, ни(с)кем, каких(то)

б) сколько(нибудь), чей(либо), кое(кого)

в) (не)что, что(нибудь), (не)сколько


Просмотр содержимого документа
«urok_mestoimenie»


Открытый урок русского языка


учителя русского языка и литературы


МБОУ СОШ с. Мичурино Ардонского района РСО- Алания


Гаглоевой Б.Н.


Обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса


Цели урока:

-повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Местоимение», знать разряды местоимений, их лексические и грамматические особенности, синтаксическую роль местоимений, роль в речи;

- уметь находить местоимения, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль, правильно писать и употреблять в речи;

-воспитывать внимательное отношение к родному слову, способность оценивать свою работу, внимательное отношение к окружающему миру.


Методы: репродуктивный, практический, тестирование, дифференцированное обучение, инсценирование


Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний


Оборудование:

мультимедийная презентация, маршрутные оценочные листы, карточки с


тестовыми заданиями

Ход урока:


  1. Вступительная беседа. Целеполагание

  • Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!»

  • Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

  • Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).



  1. Актуализация опорных знаний

  • Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по Городу местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.

  • Экспресс-опрос (3 учащихся). Продолжить фразы одним словом:

  • местоимения – это … (?) часть речи ( самостоятельная )

  • она…( что делает?) (?)(на предмет, признак, количество )

  • но … (?) (что не делает?)( но не называет их )

  • в предложении местоимения могут быть … (?)( подлежащим, дополнением, определением)

  • я знаю несколько разрядов местоимений (? (личные возвратное, неопределенные, притяжательные и т.д.)

  1. Формирование умений и навыков

  • А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним, насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять.)

Наша первая остановка – на Площади Разрядных Звёзд, где традиционно проходит выставка местоимений. Попробуем их узнать: они представили себя в известной басне И. Крылова « Кукушка и Петух» (Её тексты на столах) ( см. приложение №1)

(инсценировка)

Диффер. задание:

1вар. Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам:

  1. личное местоимение I л., мн. ч., Р. п. (у нас)

  2. указательное местоимение м. р., ед. ч.

отвечает на вопрос какой? (такой)

  1. притяжательное местоимение, образованное от личного II л., ед. ч. (твой)

  2. возвратное местоимение в Т. п. (собою)

  3. определительное местоимение во мн. ч., В. п. (на всех)

2 вар. Выписать все известные местоимения, определить разряд

(Проверьте себя, результаты внесите в маршрутный лист)(см.приложение №2)

Каких местоимений не оказалось на этой выставке? Они живут на Перекрёстке Орфограмм.

  • Какие орфограммы, связанные с ними вам известны? (не-ни, слитно-раздельно)

  • Во время этой остановки вам предлагается тест.(см. приложение №3 ) Проверьте себя. (ответы за доской) Заполним маршрутный лист.

Ну а сейчас отправляемся к главной достопримечательности города – это Дворец Правильной Речи. И здесь гостей обычно встречают таким рассказом (учащиеся).

(звучит стихотворение «Такая в общем история…»)


Такая ,в общем, история.

Жил-был этот, как его.

Ну и значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя Так Сказать.

А жену звали Ну...

А соседа звали Это...

А его родители-

Видишь ли и Видите ли...

И ещё какой-то Э-э-э

Жил на верхнем этаже... И дружили они все...

Ну и значит, и вообще!..

(Э.Мошковская)


- Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения)

Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.

(презентация)

I слайд. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

    • Чего ты делаешь сегодня вечером?

    • Сколько много интересного вокруг?

    • Какие твои планы на завтра?

    • С какого ты года рождения?

    • Сколько время?

II слайд. Проверь себя.

III слайд. Исправь ошибки в употреблении притяжательных местоимений.

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

IV слайд. Проверь себя.

V слайд. Отредактируй предложения с местоимениями.( пишем в тетрадях)

(исправь двусмысленность)

  1. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

  2. Велосипед стоял около забора. Он был старый.

  3. Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.

  4. На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

  5. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.


VI слайд. Проверь себя. (+заполни лист)


VII слайд. Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.


Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.


Итак: на какие правила употребления местоимений в речи вы обратили внимание?

Наша заключительная страница


VIII слайд. «В мире народной мудрости»


«Пословица – всем делам помощница»

«Кто говорит, тот сеет,

Кто слушает, тот собирает».

Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.

  • Составьте небольшой рассказ, включив в него такие пословицы и поговорки .


III Наше путешествие приближается к концу. Заглянем в маршрутные листы. (Посчитайте свой средний балл).

Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.


Поэтому домашнее задание по выбору:


  • написать грамматическую сказку или нарисовать иллюстрацию «В городе местоимений»


  • выполнить упр. № в Раб. тетр.


  • А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.

IX слайд. Вы меня порадовали ребята. Спасибо вам за урок.

Б.Н.

(Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)


  • А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки). Что запомнилось? Что показалось интересным? Неинтересным, трудным? Ваше настроение к концу урока?


В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок. Я попросила ребят найти историю выражения ВСЕ СВОЁ НОШУ С СОБОЙ. И вот что они узнали.


Древнегреческий мудрец Биант (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.























Просмотр содержимого документа
«прил. 2 марш. лист»

Приложение №2 МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ





Название маршрута "По городу Местоимений"




Ф.И. участника ______________________________________

класс ________________





Остановка

Оценка

1

Площадь Разрядных Звёзд


2

Перекрёсток Орфограмм


3

Дворец Правильной Речи



а) задание № 1



б) задание № 2






Приложение №2 МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ





Название маршрута "По городу Местоимений"




Ф.И. участника ______________________________________

класс ________________





Остановка

Оценка

1

Площадь Разрядных Звёзд


2

Перекрёсток Орфограмм


3

Дворец Правильной Речи



а) задание № 1



б) задание № 2




Просмотр содержимого презентации
«prezentacia»

Урок-путешествие  ГОРОД  МЕСТОИМЕНИЙ (обобщающий урок по теме)

Урок-путешествие

ГОРОД

МЕСТОИМЕНИЙ

(обобщающий урок по теме)

Определительные  Возвратное  Притяжательные  Личные Неопределенные  Указательные  Отрицательные  Вопросительные  Относительные

Определительные

Возвратное

Притяжательные

Личные

Неопределенные

Указательные

Отрицательные

Вопросительные

Относительные

КУКУШКА И ПЕТУХ «Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —  «А ты, Кукушечка, мой свет,  Как тянешь плавно и протяжно:  Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —  «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —  «А ты, красавица, божусь,  Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,  Чтоб начала ты снова...  Отколь такой берётся голосок?  И чист, и нежен, и высок!..  Да вы уж родом так: собою невелички,  А песни — что твой соловей!» —  «Спасибо, кум; зато, по совести моей,  Поёшь ты лучше райской птички.  На всех ссылаюсь в этом я».   Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!  Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —  Все ваша музыка плоха!..»  За что же, не боясь греха,  Кукушка хвалит Петуха?  За то, что хвалит он Кукушку.

КУКУШКА И ПЕТУХ

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» — «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» — «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». — «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова... Отколь такой берётся голосок? И чист, и нежен, и высок!.. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!» — «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поёшь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Все ваша музыка плоха!..» За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам  личное местоимение I л., мн. ч., Р. п. указательное местоимение м. р., ед. ч.  отвечает на вопрос какой? 3) притяжательное местоимение, образованное от личного II л., ед. ч. 4) возвратное местоимение в Т. п. 5) определительное местоимение во мн. ч.,В.п.

Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам

  • личное местоимение I л., мн. ч., Р. п.
  • указательное местоимение м. р., ед. ч.

отвечает на вопрос какой?

3) притяжательное местоимение, образованное от личного II л., ед. ч.

4) возвратное местоимение в Т. п.

5) определительное местоимение во мн. ч.,В.п.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: «Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —  «А ты , Кукушечка, мой свет,  Как тянешь плавно и протяжно:  Во вс ё м лесу у нас  такой певицы нет!» —  « Тебя , мой куманёк, век слушать я готова». —  «А ты , красавица, божусь,  Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,  Чтоб начала ты снова...  Отколь такой берётся голосок?  И чист, и нежен, и высок!..  Да вы уж родом так: собою невелички,  А песни — что твой соловей!» —  «Спасибо, кум; зато, по совести моей ,  Поёшь ты лучше райской птички.  На всех ссылаюсь в этом я ».  Тут Воробей, случась, примолвил им : «Друзья!  Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —  Вс ё  ваша музыка плоха!..»  За что же, не боясь греха,  Кукушка хвалит Петуха?  За то , что хвалит он Кукушку.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» — «А ты , Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во вс ё м лесу у нас такой певицы нет!» — « Тебя , мой куманёк, век слушать я готова». — «А ты , красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова... Отколь такой берётся голосок? И чист, и нежен, и высок!.. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни — что твой соловей!» — «Спасибо, кум; зато, по совести моей , Поёшь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я ». Тут Воробей, случась, примолвил им : «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, — Вс ё ваша музыка плоха!..» За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то , что хвалит он Кукушку.

Учимся употреблять местоимения в речи

Учимся употреблять местоимения в речи

Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений

Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений

  • 1. Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • 2. Сколько много интересного вокруг?!
  • 3. Какие твои планы на завтра?
  • 4. С какого ты года рождения?
  • 5. Сколько время?
Проверь себя!

Проверь себя!

  • 1. Что ты делаешь сегодня вечером?
  • 2. Как много интересного вокруг?!
  • 3. Каковы твои планы на завтра?
  • 4. Какого ты года рождения?
  • 5. Который час?
Найди ошибки в употреблении притяжательных местоимений Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный !» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихни е желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день».

Найди ошибки в употреблении притяжательных местоимений

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихни е желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

Запомни формы притяжательных местоимений Ошибочные Правильные

Запомни формы притяжательных местоимений

Ошибочные

Правильные

  • евонный
  • ейный
  • ихний
  • иха
  • ихи
  • его
  • её
  • их
Отредактируй предложения  (устрани двусмысленность) 1.Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. 2.Велосипед стоял около забора. Он был старый. 3.Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки. 4.На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок. 5.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.    Помни:  местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное!

Отредактируй предложения (устрани двусмысленность)

  • 1.Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
  • 2.Велосипед стоял около забора. Он был старый.
  • 3.Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.
  • 4.На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.
  • 5.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное!

Проверь себя!

Проверь себя!

  • 1.Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх.
  • 2.Около забора стоял велосипед. Он был старый.
  • 3.Возле окна находится мой стол. За ним я делаю уроки.
  • 4.На озере плавали лебеди и росло много лилий. Мы сплели из них венок.
  • 5.Троекуров не обиделся на Дубровского, когда он убил медведя, а велел содрать со зверя шкуру.
Замени, где необходимо, существительные местоимениями:  В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.    Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, оно помогает  исключить лексические повторы .

Замени, где необходимо, существительные местоимениями:

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, оно помогает исключить лексические повторы .

В мире народной мудрости Пословица – всем делам помощница Кто говорит, тот сеет;  кто слушает, тот собирает

В мире народной мудрости

  • Пословица – всем делам помощница
  • Кто говорит, тот сеет;

кто слушает, тот собирает

Вы меня порадовали Спасибо вам ребята за урок  Бэлла Николаевна         SMS - телеграмма

Вы меня порадовали Спасибо вам ребята за урок

Бэлла Николаевна

SMS - телеграмма


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!