Открытый урок русского языка
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Мичурино Ардонского района РСО- Алания
Гаглоевой Б.Н.
Обобщающее повторение по теме «Путешествие по городу Местоимений» для 6 класса
Цели урока:
-повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Местоимение», знать разряды местоимений, их лексические и грамматические особенности, синтаксическую роль местоимений, роль в речи;
- уметь находить местоимения, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль, правильно писать и употреблять в речи;
-воспитывать внимательное отношение к родному слову, способность оценивать свою работу, внимательное отношение к окружающему миру.
Методы: репродуктивный, практический, тестирование, дифференцированное обучение, инсценирование
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
Оборудование:
мультимедийная презентация, маршрутные оценочные листы, карточки с
тестовыми заданиями
Ход урока:
Вступительная беседа. Целеполагание
Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?
Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).
Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).
Актуализация опорных знаний
Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по Городу местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.
Экспресс-опрос (3 учащихся). Продолжить фразы одним словом:
местоимения – это … (?) часть речи ( самостоятельная )
она…( что делает?) (?)(на предмет, признак, количество )
но … (?) (что не делает?)( но не называет их )
в предложении местоимения могут быть … (?)( подлежащим, дополнением, определением)
я знаю несколько разрядов местоимений (? (личные возвратное, неопределенные, притяжательные и т.д.)
Формирование умений и навыков
Наша первая остановка – на Площади Разрядных Звёзд, где традиционно проходит выставка местоимений. Попробуем их узнать: они представили себя в известной басне И. Крылова « Кукушка и Петух» (Её тексты на столах) ( см. приложение №1)
(инсценировка)
Диффер. задание:
1вар. Поищем в басне местоимения разных разрядов по их морфологическим признакам:
личное местоимение I л., мн. ч., Р. п. (у нас)
указательное местоимение м. р., ед. ч.
отвечает на вопрос какой? (такой)
притяжательное местоимение, образованное от личного II л., ед. ч. (твой)
возвратное местоимение в Т. п. (собою)
определительное местоимение во мн. ч., В. п. (на всех)
2 вар. Выписать все известные местоимения, определить разряд
(Проверьте себя, результаты внесите в маршрутный лист)(см.приложение №2)
Каких местоимений не оказалось на этой выставке? Они живут на Перекрёстке Орфограмм.
Какие орфограммы, связанные с ними вам известны? (не-ни, слитно-раздельно)
Во время этой остановки вам предлагается тест.(см. приложение №3 ) Проверьте себя. (ответы за доской) Заполним маршрутный лист.
Ну а сейчас отправляемся к главной достопримечательности города – это Дворец Правильной Речи. И здесь гостей обычно встречают таким рассказом (учащиеся).
(звучит стихотворение «Такая в общем история…»)
Такая ,в общем, история.
Жил-был этот, как его.
Ну и значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя Так Сказать.
А жену звали Ну...
А соседа звали Это...
А его родители-
Видишь ли и Видите ли...
И ещё какой-то Э-э-э
Жил на верхнем этаже... И дружили они все...
Ну и значит, и вообще!..
(Э.Мошковская)
- Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения)
Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.
(презентация)
I слайд. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.
Чего ты делаешь сегодня вечером?
Сколько много интересного вокруг?
Какие твои планы на завтра?
С какого ты года рождения?
Сколько время?
II слайд. Проверь себя.
III слайд. Исправь ошибки в употреблении притяжательных местоимений.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
IV слайд. Проверь себя.
V слайд. Отредактируй предложения с местоимениями.( пишем в тетрадях)
(исправь двусмысленность)
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
Велосипед стоял около забора. Он был старый.
Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.
На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.
-
Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.
VI слайд. Проверь себя. (+заполни лист)
VII слайд. Замени, где необходимо, существительное местоимением.
В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.
Итак: на какие правила употребления местоимений в речи вы обратили внимание?
Наша заключительная страница
VIII слайд. «В мире народной мудрости»
«Пословица – всем делам помощница»
«Кто говорит, тот сеет,
Кто слушает, тот собирает».
Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.
III Наше путешествие приближается к концу. Заглянем в маршрутные листы. (Посчитайте свой средний балл).
Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.
Поэтому домашнее задание по выбору:
IX слайд. Вы меня порадовали ребята. Спасибо вам за урок.
Б.Н.
(Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)
В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок. Я попросила ребят найти историю выражения ВСЕ СВОЁ НОШУ С СОБОЙ. И вот что они узнали.
Древнегреческий мудрец Биант (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.