Название члена предложения | Условия обособления | Примеры |
Определения и приложения. | 1.Любые определения и приложения (независимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению. | Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село. |
| 2.Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного. | Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных событий, знал все о том далеком времени. |
| 3.Два или несколько однородных согласованных нераспространенных определения, стоящих после определяемого сущ-го. | Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу. |
| 4.Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым сущ-ым), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, условия, уступки и др.) | Измученные тяжелой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина) |
| 5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова – сущ-го собственного; Исключения: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем сущ-ым по смыслу и в произношении. | Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик. В отрочестве я зачитывался книгами Дюма – отца. |
| 6. Приложения с союзом как, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины. Исключения: не выделяются приложения с союзом как , если союз как можно заменить сочетанием «в качестве» а) не обособляется также., похожая на приложения именная часть составного сказуемого; б) вместо запятой часто ставится тире, если приложение стоит в конце предложения. | Вы, как инициатор, должны играть главную роль. Как учебный предмет русский язык является действенным средством воспитания подрастающего поколения. Николай Иванович работал как рисовальщик и живописец. Рядом помещалась каморка –хранилище каталогов. |