СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленное приложение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация расчитана на несколько уроков. Предложения для наблюдания, их анализ. Теория. Знаки препианния при обособленном приложении. Практикум.

Просмотр содержимого документа
«Обособленное приложение.»

Понаблюдаем! Какие? Приложение сущ. Ученые – лингвисты до сих спорят относительно причастия. Ученые ,  самые видные лингвисты , до сих пор спорят относительно причастия  Сравни предложения. Что у них общего. Чем отличаются? Какое предложение осложнено, а какое нет? Почему? Какие? сущ.

Понаблюдаем!

Какие?

Приложение

сущ.

Ученые лингвисты до сих спорят относительно причастия.

Ученые , самые видные лингвисты , до сих пор спорят относительно причастия

  • Сравни предложения. Что у них общего. Чем отличаются?
  • Какое предложение осложнено, а какое нет? Почему?

Какие?

сущ.

Простое осложнённое предложение Обособленные приложения

Простое осложнённое предложение

Обособленные приложения

ЗАПЯТАЯ (-ЫЕ) Понаблюдаем! ТИРЕ Какими знаками препинания может выделяться обособленное приложение? Подумайте, в каких случаях обособленное приложение обособляется ? Мы ,  ученики 8 класса , ещё плохо понимали ситуацию. На столе стоял старый подсвечник ,  символ старины . Дед Степан ,  самый старый среди нас , молча курил трубку. Мученица по нраву , Марья мирно сносила все невзгоды. Я забежал и заметил двух детей –  мальчика и девочку . Проверяющий – чиновник в сером – шмыгнул в кабинет.

ЗАПЯТАЯ (-ЫЕ)

Понаблюдаем!

ТИРЕ

Какими знаками препинания может выделяться обособленное приложение?

Подумайте, в каких случаях обособленное приложение обособляется ?

  • Мы , ученики 8 класса , ещё плохо понимали ситуацию.
  • На столе стоял старый подсвечник , символ старины .
  • Дед Степан , самый старый среди нас , молча курил трубку.
  • Мученица по нраву , Марья мирно сносила все невзгоды.
  • Я забежал и заметил двух детей мальчика и девочку .
  • Проверяющий чиновник в сером шмыгнул в кабинет.

В ТДО!  Знаки препинания при обособленном приложении Условие. Пример. З А П Я Т  А  Я 1. Относится к личн.мест. Мы ,  ученики 8 класса , ещё плохо понимали ситуацию. На столе стоял старый подсвечник ,  символ старины . 2. распр.нариц.прилож.  стоит  после О.с . Дед Степан ,  самый старый среди нас , молча курил трубку. 3. Относится к им.собств. , стоит после него. Мученица по нраву ,  Марья мирно сносила все невзгоды. 4. знач. причины, условия, следствия Т И Р Е Я забежал и заметил двух детей  –  мальчика и девочку . 5. знач. разъяснения (= а именно, = то есть) 6. знач. пояснения (= это, = тот который ) Проверяющий  –  чиновник в сером  – шмыгнул в кабинет.

В ТДО! Знаки препинания при обособленном приложении

Условие.

Пример.

З

А

П

Я

Т А Я

1. Относится к личн.мест.

Мы , ученики 8 класса , ещё плохо понимали ситуацию.

На столе стоял старый подсвечник , символ старины .

2. распр.нариц.прилож. стоит после О.с .

Дед Степан , самый старый среди нас , молча курил трубку.

3. Относится к им.собств. , стоит после него.

Мученица по нраву , Марья мирно сносила все невзгоды.

4. знач. причины, условия, следствия

Т

И

Р

Е

Я забежал и заметил двух детей мальчика и девочку .

5. знач. разъяснения (= а именно, = то есть)

6. знач. пояснения (= это, = тот который )

Проверяющий чиновник в сером шмыгнул в кабинет.

Задание:  Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и обособленные определения. Дайте им характеристику*. Ветры вес(?)ники наступа..щих хол..дов гуляют по степи. Мы учителя (до)смерти б..ялись Беликова. Мла(д,т)шие брат(?)я Мартын и Прохор похожи на мать. Этот зап..ведник гордость края часто посеща..т туристы. Она теч..т моя Непрядва как шесть веков тому (на)зад. Иногда Никите резв..му мальч..ку соверше(н,нн)о (не)сидит(?)ся на месте. Исти(н,нн)ый художн..к Пушкин ч е рпа..т вд..хновение из самой жизн.. .

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и обособленные определения. Дайте им характеристику*.

  • Ветры вес(?)ники наступа..щих хол..дов гуляют по степи.
  • Мы учителя (до)смерти б..ялись Беликова.
  • Мла(д,т)шие брат(?)я Мартын и Прохор похожи на мать.
  • Этот зап..ведник гордость края часто посеща..т туристы.
  • Она теч..т моя Непрядва как шесть веков тому (на)зад.
  • Иногда Никите резв..му мальч..ку соверше(н,нн)о (не)сидит(?)ся на месте.
  • Исти(н,нн)ый художн..к Пушкин ч е рпа..т вд..хновение из самой жизн.. .
Проверим вместе! Какие? сущ. сущ. Ветры , вес т ники наступа ю щих хол о дов , гуляют по степи. Мы , учителя , до _ смерти б о ялись Беликова. Мла д шие брат ь я – Мартын и Прохор – похожи на мать. Этот зап о ведник – гордость края – часто посеща ю т туристы. Она теч ё т , моя Непрядва , как шесть веков тому н аз ад. Иногда Никите , резв о му мальч и ку , соверше нн о не _ сиди тс я на месте. Исти нн ый художн и к , Пушкин ч е рпа е т вд о хновение из самой жизн и . личн.мест. Какие?(Кто?) сущ. Какие? сущ. сущ. сущ. Какой? сущ. сущ. Какая?(Что?) личн.мест. сущ. Какому? сущ.(собст.) сущ. Какой? сущ. сущ.

Проверим вместе!

Какие?

сущ.

сущ.

  • Ветры , вес т ники наступа ю щих хол о дов , гуляют по степи.
  • Мы , учителя , до _ смерти б о ялись Беликова.
  • Мла д шие брат ь я Мартын и Прохор похожи на мать.
  • Этот зап о ведник гордость края часто посеща ю т туристы.
  • Она теч ё т , моя Непрядва , как шесть веков тому н аз ад.
  • Иногда Никите , резв о му мальч и ку , соверше нн о не _ сиди тс я на месте.
  • Исти нн ый художн и к , Пушкин ч е рпа е т вд о хновение из самой жизн и .

личн.мест.

Какие?(Кто?)

сущ.

Какие?

сущ.

сущ. сущ.

Какой?

сущ.

сущ.

Какая?(Что?)

личн.мест.

сущ.

Какому?

сущ.(собст.)

сущ.

Какой?

сущ.

сущ.

Домашнее задание Упр. 307

Домашнее задание

  • Упр. 307
Назад

Назад

Спишите, расставляя знаки препинания: запятые или тире. Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества. Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад . Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет. Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется переделать все самому. Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка. Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов.

Спишите, расставляя знаки препинания: запятые или тире.

  • Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества.
  • Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад .
  • Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет.
  • Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов.
  • Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад.
  • Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется переделать все самому.
  • Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка.
  • Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!