Понаблюдаем!
Какие?
Приложение
сущ.
Ученые – лингвисты до сих спорят относительно причастия.
Ученые , самые видные лингвисты , до сих пор спорят относительно причастия
- Сравни предложения. Что у них общего. Чем отличаются?
- Какое предложение осложнено, а какое нет? Почему?
Какие?
сущ.
Простое осложнённое предложение
Обособленные приложения
ЗАПЯТАЯ (-ЫЕ)
Понаблюдаем!
ТИРЕ
Какими знаками препинания может выделяться обособленное приложение?
Подумайте, в каких случаях обособленное приложение обособляется ?
- Мы , ученики 8 класса , ещё плохо понимали ситуацию.
- На столе стоял старый подсвечник , символ старины .
- Дед Степан , самый старый среди нас , молча курил трубку.
- Мученица по нраву , Марья мирно сносила все невзгоды.
- Я забежал и заметил двух детей – мальчика и девочку .
- Проверяющий – чиновник в сером – шмыгнул в кабинет.
В ТДО! Знаки препинания при обособленном приложении
Условие.
Пример.
З
А
П
Я
Т А Я
1. Относится к личн.мест.
Мы , ученики 8 класса , ещё плохо понимали ситуацию.
На столе стоял старый подсвечник , символ старины .
2. распр.нариц.прилож. стоит после О.с .
Дед Степан , самый старый среди нас , молча курил трубку.
3. Относится к им.собств. , стоит после него.
Мученица по нраву , Марья мирно сносила все невзгоды.
4. знач. причины, условия, следствия
Т
И
Р
Е
Я забежал и заметил двух детей – мальчика и девочку .
5. знач. разъяснения (= а именно, = то есть)
6. знач. пояснения (= это, = тот который )
Проверяющий – чиновник в сером – шмыгнул в кабинет.
Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и обособленные определения. Дайте им характеристику*.
- Ветры вес(?)ники наступа..щих хол..дов гуляют по степи.
- Мы учителя (до)смерти б..ялись Беликова.
- Мла(д,т)шие брат(?)я Мартын и Прохор похожи на мать.
- Этот зап..ведник гордость края часто посеща..т туристы.
- Она теч..т моя Непрядва как шесть веков тому (на)зад.
- Иногда Никите резв..му мальч..ку соверше(н,нн)о (не)сидит(?)ся на месте.
- Исти(н,нн)ый художн..к Пушкин ч е рпа..т вд..хновение из самой жизн.. .
Проверим вместе!
Какие?
сущ.
сущ.
- Ветры , вес т ники наступа ю щих хол о дов , гуляют по степи.
- Мы , учителя , до _ смерти б о ялись Беликова.
- Мла д шие брат ь я – Мартын и Прохор – похожи на мать.
- Этот зап о ведник – гордость края – часто посеща ю т туристы.
- Она теч ё т , моя Непрядва , как шесть веков тому н аз ад.
- Иногда Никите , резв о му мальч и ку , соверше нн о не _ сиди тс я на месте.
- Исти нн ый художн и к , Пушкин ч е рпа е т вд о хновение из самой жизн и .
личн.мест.
Какие?(Кто?)
сущ.
Какие?
сущ.
сущ. сущ.
Какой?
сущ.
сущ.
Какая?(Что?)
личн.мест.
сущ.
Какому?
сущ.(собст.)
сущ.
Какой?
сущ.
сущ.
Домашнее задание
Назад
Спишите, расставляя знаки препинания: запятые или тире.
- Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества.
- Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад .
- Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет.
- Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов.
- Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад.
- Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется переделать все самому.
- Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка.
- Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов.