- Тема: Обособленные приложения
Цель: Повторить сведения о приложении, об обособленных членах предложения.
Способствовать пониманию темы, развивать навыки обособления приложений.
Продолжить работу над развитием коммуникативных способностей учащихся.
Создать условия для воспитания активной жизненной позиции, нравственного
потенциала и гражданственности.
Оборудование: раздаточный материал, цор: презентация.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Все мы от мала до велика хотим жить в мире.
На протяжении многих веков нашему народу не раз с оружием в руках пришлось отстаивать свободу и независимость своей Родины. Наш народ свято чтит героические подвиги защитников Родины. Подвиги наших воинов живут в песнях и легендах, старинных летописях, произведениях литературы и искусства.
Память о тех, кто героической смертью пал на полях сражений за свою Родину, вечно будет жить в благодарных сердцах людей.
Наш урок – память о павших и живых, защищавших в годы Великой Отечественной войны
… (звучит метроном «Минута молчания)
2. Словарная пятиминутка
Великая Отечественная война,
Сталинградская битва,
Мамаев курган,
город - герой,
город-труженик
Задание: объяснить правописание записанных слов.
3. Фронтальный опрос
- Вспомните, что мы называем приложением?
- Какие бывают приложения?
- Какие члены предложения называются обособленными?
4. Знакомство с новой темой
4.1 Запись темы: Обособленные приложения.
(слово учителя: изучая новую тему, мы будем говорить о городе-герое Волгограде)
4.2 Слово учителя: Как вы думаете, какую задачу должны решить сегодня на уроке? (Основная задача – узнать, когда обособляются приложения)
4.3.Объяснение нового материала.
Задание: прочитать, найти обособленные распространенные приложения, попробуйте самостоятельно сделать вывод, когда обособляются распространенные приложения.
x
Волгоград, город больших и светлых домов, расположился на берегу реки Волги.
x
Он, город-герой, особенно дорог нашему народу.
x
Мне часто снятся те ребята, друзья моих военных дней.
(кто затрудняется сделать вывод, открывают учебники § 194 с. 250 учебника «Теория» )
5. Закрепление материала
5.1 Раздаточный материал – открытки с записанными на обратной стороне предложениями.
Задание: (работа в парах) расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания.
(перед нами обособленные распространенные приложения)
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось
в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры
Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
Проверка:
В сердце проношу я осторожно Родину, сокровище мое.
Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины, кавалеры Золотой Звезды, вернулись к мирному труду.
Вывод: обособляются распространенные приложения, если стоят после определяемого существительного собственного; если относятся к личному местоимению; если стоят после определяемого существительного нарицательного.
5.2 Слово учителя:
В дни Сталинградской битвы центральная площадь города была сценой ожесточенных боев. Здесь сражались с врагом воины 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева. Особо отличились защитники 4-х – этажного жилого дома № 61, который стал потом известен всему миру как Дом Павлова.
На экране – Дом Павлова и два предложения:
(перед нами обособленные нераспространенные приложения)
Задание: расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания. (запись в тетрадях)
Несколько недель Павлов сержант и его бойцы выдерживали вражеские атаки.
Они защитники отважно сражались за каждую пядь земли.
Проверка:
Несколько недель Павлов, сержант, и его бойцы выдерживали вражеские атаки.
Они, защитники, отважно сражались за каждую пядь земли.
Слово учителя: Вы обратили внимание, если мы до сих пор говорили о распространенных приложениях, то в этих предложениях нам встретились одиночные приложения. Сделайте вывод, когда обособляются одиночные приложения?
5.3 Слово учителя:
Сталинградская битва – одна из крупнейших во второй мировой войне. Фашисты потеряли в ней около 1,5 миллиона солдат и офицеров. Победоносный исход этой битвы имел большое военно-политическое значение. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома как в Великой Отечественной, так и во всей второй мировой войне. Великий подвиг защитников Сталинграда был достойно оценен Родиной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль « За оборону Сталинграда», которой награждено 760 тысяч человек.
Эту награду вы видите на груди нашего земляка Колесникова Михаила Сергеевича. Призван в ноябре 1941года.Награжден орденом «Красной Звезды»; медалями: « За отвагу», « За победу над Германией», «За оборону Севастополя»
Задание:
1) составьте предложение с обособленным приложением, используя материал о ветеране Великой Отечественной войны Колесникове Михаиле Сергеевиче.
(Мы, юные граждане своей страны, прониклись чувством глубокого уважения к памяти Колесникова Михаила Сергеевича, участника Сталинградской битвы.)
2) прочитайте внимательно данные ниже предложения и попробуйте сделать вывод, когда обособляются и когда не обособляются приложения с союзом как.
Михаил Сергеевич, как бывший защитник Сталинграда, был частым гостем в нашей школе.
Как участник Сталинградского сражения, Михаил Сергеевич награжден медалью «За оборону Сталинграда.
Он был известен как человек большой отваги.
Вывод: приложение с союзом как обособляется, если имеет оттенок причинности; если же имеет значение «в качестве, в роли», то приложение запятыми не выделяется.
5.4 Слово учителя: Мамаев курган. 15 октября 1967 года стало знаменательным днем для нашей страны. На Мамаевом кургане состоялось открытие величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы.
5.5 Работа с текстом (текст на мониторе)
Мамаев курган - святая святых волгоградцев, место паломничества всех тех, кто приезжает в легендарный город на Волге. В дни Сталинградского сражения Мамаев курган образно называли главной высотой России. Здесь происходили самые ожесточенные по своему накалу бои с гитлеровскими войсками, и ни разу фашистам не удавалось полностью захватить высоту. Сама вершина много раз переходили из рук в руки.
На Мамаевом кургане сооружен величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Сюда со всех уголков нашей необъятной Родины и из-за рубежа прибывают туристы. В «Книге отзывов» - тысячи записей. Вот одна из них: «Я, сын отца, погибшего в мае тысяча девятьсот сорок пятого года, низко склоняю голову перед мужеством павших отцов и братьев»
Задание: прочитать текст, перестроить текст, введя в него обособленные приложения, объяснить постановку знаков препинания.
5.6. Задание: 1)(работа в группах): составить и проафишировать кластер «Обособленные
приложения»
2) (индивидуальная работа): выписать из текста последнее предложение,
сделать синтаксический разбор.
Я, сын отца, погибшего в мае тысяча девятьсот сорок пятого года, низко
склоняю голову перед мужеством павших отцов и братьев.
5.7 Слово учителя: В этих отзывах боль, горечь утрат, дума о завтрашнем дне, о мирном, светлом и солнечном. В этих отзывах не только воспоминание, но и напоминание.
7. Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
8. Инструктаж домашнего задания
Написать сочинение-миниатюру на основе краеведческого материала о ветеранах Великой
Отечественной войны, используя обособленные приложения.
Самоанализ.
Цель: Повторить сведения о приложении, об обособленных членах предложения.
Способствовать пониманию темы, развивать навыки обособления приложений.
Продолжить работу над развитием коммуникативных способностей учащихся.
Задачи: 1. Создать условия для воспитания активной жизненной позиции, нравственного
потенциала и гражданственности.
3. Воспитывать уважение к поэтическому слову, коммуникативные качества личности.
Методы: технология сотрудничества, РКМЧП, групповая работа, беседа.
Оборудование: стихотворение, ИКТ
Тип урока: использование предметных умений.
Урок запланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Старшеклассники имеют представление о многих понятиях, могут сопоставлять, делать выводы, высказывать свои мысли письменно.
Поисковый, творческий характер учебных задач мотивирует учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации развивает логическое мышление ребенка, учит внимательному отношению к миру.
Форма работы – в группах. В эффективности данной формы убедилась на практике. Каждый ученик осознает общность с коллективом, а значит, личную ответственность за результат работы. В то же время группа заинтересована в работе каждого своего участника, его успешности, в понимании им общих задач.
Ведущей технологией групповой работы является технология сотрудничества.
Она позволяет реализовать личностно – ориентированный подход, развивает коммуникативные качества, стремление добывать информацию, совместно ставить цели работы, собирать и систематизировать материал, мотивирует к обучению.
Презентация создает наглядность на уроке, активизирует внимание ученика, позволяет соблюдать этапы урока
Урок должен проходить в хотя бы чуть-чуть праздничной атмосфере. Метапредметные связи осуществляются через применение картины и музыки. Картины русских художников выполняют воспитательную задачу урока: уметь видеть красоту мира вокруг себя и быть счастливым в нем. Музыка создает особый лирический настрой ребенка.
Великая Отечественная война
Сталинградская битва
Мамаев курган
город - герой
город-труженик
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.
Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.
Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?
Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?