СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленное приложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского языка в 9 классе "Обособленные приложения"

Просмотр содержимого документа
«Обособленное приложение»

  1. Тема: Обособленные приложения

Цель: Повторить сведения о приложении, об обособленных членах предложения.

Способствовать пониманию темы, развивать навыки обособления приложений.

Продолжить работу над развитием коммуникативных способностей учащихся.

Создать условия для воспитания активной жизненной позиции, нравственного

потенциала и гражданственности.

Оборудование: раздаточный материал, цор: презентация.



Ход урока


  1. Вступительное слово учителя


Все мы от мала до велика хотим жить в мире.

На протяжении многих веков нашему народу не раз с оружием в руках пришлось отстаивать свободу и независимость своей Родины. Наш народ свято чтит героические подвиги защитников Родины. Подвиги наших воинов живут в песнях и легендах, старинных летописях, произведениях литературы и искусства.

Память о тех, кто героической смертью пал на полях сражений за свою Родину, вечно будет жить в благодарных сердцах людей.

Наш урок – память о павших и живых, защищавших в годы Великой Отечественной войны

(звучит метроном «Минута молчания)


2. Словарная пятиминутка


Великая Отечественная война,

Сталинградская битва,

Мамаев курган,

город - герой,

город-труженик


Задание: объяснить правописание записанных слов.


3. Фронтальный опрос


- Вспомните, что мы называем приложением?

- Какие бывают приложения?

- Какие члены предложения называются обособленными?


4. Знакомство с новой темой


4.1 Запись темы: Обособленные приложения.

(слово учителя: изучая новую тему, мы будем говорить о городе-герое Волгограде)


4.2 Слово учителя: Как вы думаете, какую задачу должны решить сегодня на уроке? (Основная задача – узнать, когда обособляются приложения)

4.3.Объяснение нового материала.


Задание: прочитать, найти обособленные распространенные приложения, попробуйте самостоятельно сделать вывод, когда обособляются распространенные приложения.

x

Волгоград, город больших и светлых домов, расположился на берегу реки Волги.

x

Он, город-герой, особенно дорог нашему народу.

x

Мне часто снятся те ребята, друзья моих военных дней.

(кто затрудняется сделать вывод, открывают учебники § 194 с. 250 учебника «Теория» )



5. Закрепление материала


5.1 Раздаточный материал – открытки с записанными на обратной стороне предложениями.


Задание: (работа в парах) расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания.


(перед нами обособленные распространенные приложения)



В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось

в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры

Золотой Звезды вернулись к мирному труду.




Проверка:


В сердце проношу я осторожно Родину, сокровище мое.

Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины, кавалеры Золотой Звезды, вернулись к мирному труду.


Вывод: обособляются распространенные приложения, если стоят после определяемого существительного собственного; если относятся к личному местоимению; если стоят после определяемого существительного нарицательного.


5.2 Слово учителя:



В дни Сталинградской битвы центральная площадь города была сценой ожесточенных боев. Здесь сражались с врагом воины 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева. Особо отличились защитники 4-х – этажного жилого дома № 61, который стал потом известен всему миру как Дом Павлова.




На экране – Дом Павлова и два предложения:

(перед нами обособленные нераспространенные приложения)


Задание: расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания. (запись в тетрадях)


Несколько недель Павлов сержант и его бойцы выдерживали вражеские атаки.

Они защитники отважно сражались за каждую пядь земли.

Проверка:


Несколько недель Павлов, сержант, и его бойцы выдерживали вражеские атаки.

Они, защитники, отважно сражались за каждую пядь земли.

Слово учителя: Вы обратили внимание, если мы до сих пор говорили о распространенных приложениях, то в этих предложениях нам встретились одиночные приложения. Сделайте вывод, когда обособляются одиночные приложения?


5.3 Слово учителя:

Сталинградская битва – одна из крупнейших во второй мировой войне. Фашисты потеряли в ней около 1,5 миллиона солдат и офицеров. Победоносный исход этой битвы имел большое военно-политическое значение. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома как в Великой Отечественной, так и во всей второй мировой войне. Великий подвиг защитников Сталинграда был достойно оценен Родиной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль « За оборону Сталинграда», которой награждено 760 тысяч человек.

Эту награду вы видите на груди нашего земляка Колесникова Михаила Сергеевича. Призван в ноябре 1941года.Награжден орденом «Красной Звезды»; медалями: « За отвагу», « За победу над Германией», «За оборону Севастополя»

Задание:

1) составьте предложение с обособленным приложением, используя материал о ветеране Великой Отечественной войны Колесникове Михаиле Сергеевиче.

(Мы, юные граждане своей страны, прониклись чувством глубокого уважения к памяти Колесникова Михаила Сергеевича, участника Сталинградской битвы.)

2) прочитайте внимательно данные ниже предложения и попробуйте сделать вывод, когда обособляются и когда не обособляются приложения с союзом как.


  • Михаил Сергеевич, как бывший защитник Сталинграда, был частым гостем в нашей школе.

  • Как участник Сталинградского сражения, Михаил Сергеевич награжден медалью «За оборону Сталинграда.

  • Он был известен как человек большой отваги.


Вывод: приложение с союзом как обособляется, если имеет оттенок причинности; если же имеет значение «в качестве, в роли», то приложение запятыми не выделяется.


5.4 Слово учителя: Мамаев курган. 15 октября 1967 года стало знаменательным днем для нашей страны. На Мамаевом кургане состоялось открытие величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы.

5.5 Работа с текстом (текст на мониторе)

Мамаев курган - святая святых волгоградцев, место паломничества всех тех, кто приезжает в легендарный город на Волге. В дни Сталинградского сражения Мамаев курган образно называли главной высотой России. Здесь происходили самые ожесточенные по своему накалу бои с гитлеровскими войсками, и ни разу фашистам не удавалось полностью захватить высоту. Сама вершина много раз переходили из рук в руки.

На Мамаевом кургане сооружен величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Сюда со всех уголков нашей необъятной Родины и из-за рубежа прибывают туристы. В «Книге отзывов» - тысячи записей. Вот одна из них: «Я, сын отца, погибшего в мае тысяча девятьсот сорок пятого года, низко склоняю голову перед мужеством павших отцов и братьев»


Задание: прочитать текст, перестроить текст, введя в него обособленные приложения, объяснить постановку знаков препинания.


5.6. Задание: 1)(работа в группах): составить и проафишировать кластер «Обособленные

приложения»

2) (индивидуальная работа): выписать из текста последнее предложение,

сделать синтаксический разбор.


Я, сын отца, погибшего в мае тысяча девятьсот сорок пятого года, низко

склоняю голову перед мужеством павших отцов и братьев.


5.7 Слово учителя: В этих отзывах боль, горечь утрат, дума о завтрашнем дне, о мирном, светлом и солнечном. В этих отзывах не только воспоминание, но и напоминание.



7. Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?


8. Инструктаж домашнего задания

Написать сочинение-миниатюру на основе краеведческого материала о ветеранах Великой

Отечественной войны, используя обособленные приложения.





























Самоанализ.

Цель: Повторить сведения о приложении, об обособленных членах предложения.

Способствовать пониманию темы, развивать навыки обособления приложений.

Продолжить работу над развитием коммуникативных способностей учащихся.

Задачи: 1. Создать условия для воспитания активной жизненной позиции, нравственного

потенциала и гражданственности.



3. Воспитывать уважение к поэтическому слову, коммуникативные качества личности.

Методы: технология сотрудничества, РКМЧП, групповая работа, беседа.

Оборудование: стихотворение, ИКТ

Тип урока: использование предметных умений.



Урок запланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Старшеклассники имеют представление о многих понятиях, могут сопоставлять, делать выводы, высказывать свои мысли письменно.



Поисковый, творческий характер учебных задач мотивирует учащихся к учебной деятельности. Создание проблемной ситуации развивает логическое мышление ребенка, учит внимательному отношению к миру.



Форма работы – в группах. В эффективности данной формы убедилась на практике. Каждый ученик осознает общность с коллективом, а значит, личную ответственность за результат работы. В то же время группа заинтересована в работе каждого своего участника, его успешности, в понимании им общих задач.



Ведущей технологией групповой работы является технология сотрудничества.

Она позволяет реализовать личностно – ориентированный подход, развивает коммуникативные качества, стремление добывать информацию, совместно ставить цели работы, собирать и систематизировать материал, мотивирует к обучению.

Презентация создает наглядность на уроке, активизирует внимание ученика, позволяет соблюдать этапы урока



Урок должен проходить в хотя бы чуть-чуть праздничной атмосфере. Метапредметные связи осуществляются через применение картины и музыки. Картины русских художников выполняют воспитательную задачу урока: уметь видеть красоту мира вокруг себя и быть счастливым в нем. Музыка создает особый лирический настрой ребенка.













Великая Отечественная война

Сталинградская битва

Мамаев курган

город - герой

город-труженик














В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.


В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.


В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.


В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.


В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.


В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.


В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.


В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.


В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.


В сердце проношу я осторожно Родину сокровище мое.

Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте.

Отзвучали залпы Победы, и многие воины кавалеры Золотой Звезды вернулись к мирному труду.



Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?

Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?


Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?


Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?


Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?


Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?


Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?


Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?


Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?

Рефлексия (подведение итогов урока, ответ на вопросы в письменном виде)

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  • Сумел ли получить новые знания?

  • Ты был активен на уроке?

  • Ты сумел показать свои знания?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!