СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема трудная, требует творческого подхода учителя, что и отражено во вступительном уроке

Просмотр содержимого документа
«Обособленные члены предложения»

МОТИВАЦИЯ

На доске плакат: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце...»

Запись предложения К. Бальмонта из «Гимна Солнцу» (в качестве эпиграфа) с доски:

Жизнь податель,

Светлый создатель,

Солнце, тебе я пою!

Запись в тетрадь одной из «мудрых мыслей».

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек, озер, лугов и полей, цветов и трав- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий (К. Паустовский).

- Какая синтаксическая конструкция использована: простая или сложная?

- Какие темы вспомнили, расставляя знаки препинания?

- Прочитайте предложение, объясняя постановку знаков препинания.

  • Учитель:Это предложение нужно было нам не только для того, чтобы проверить ваши знания по пунктуации, но и для того, чтобы открыть новую тему «Обособление», все уроки по этой теме будут объединены словами «Солнце, неба, облаков – света!».





ТЕМА: Обособленные члены предложения.



  1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ:

Знать:

    • понятие об обособлении, о роли обособленных членов в предложении;

    • историю термина «обособление»;

    • деление обособленных членов на группы.

Уметь:

  • интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;

  • различать основные признаки обособленных членов предложения.

Увидеть:

  • значимость обособления для повышения грамотности и культуры речи.

Систематизировать:

  • имеющиеся знания о постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.

  • Развивать:

  • взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определяемом уровне

.

II. РАБОТА С ПОНЯТИЕМ «ОБОСОБЛЕНИЕ».

  1. Учитель.Загляните в словарь и прочитаете:

ОБОСОБИТЬ.

    1. Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.

    2. Что. Лингв. Сделать самостоятельный (по интонации) составной частью предложения.

Обособленный. Стоящий особняком, отдельный.

  1. УЭ – 1 Учебная задача:составить опорный конспект (в

С О ввиде таблицы, схемы – по выбору)

теоретического материала &32.



Групповая работа:

1 группа:блок материала: понятие об обособлении и делении обособленных членов предложения на группы.

Выделение членов предложения с целью придать:

-самостоятельность

- значимость



Обособленные определения и приложения



С ОВЧ со

значением

добавочного

Обособленные обстоятельства

сообщения

О. уточняющие члены









2 группа:графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами.







Привести пример.

3 группа: основные признаки второстепенных членов со значением добавочного сообщения.

О. второстепенные члены со значением добавочных сообщений







Смысловые Грамматические Интон-е Пункт-е

дополнительное только второстепенные особ. Выделен.,(с об. ст. )

значение к =, () члены ----- - - - -



III. РАБОТА НАД СЛОВОМ «СОЛНЦЕ». УЭ – 2

Учебная задача: углубить знания детей о лексическом значении, этимологическом происхождении и морфемном составе знакомого слова.

Где корень в слове солнце?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Всё зависит от того, о каком корне пойдёт речь.

Если в слове Солнце нужно выделить корень, то есть непроизводную основу, которая в нем с точки зрения современного русского языка, то будет -солн-. Та же непроизводная основа связанного характера содержится в словах солнышко, подсолнух. Все эти существительные соответственно имеют суффикс -ц- (ср.: сердце, донце, сальце), -ышк- (ср.: перышко, зернышко, горлышко) и -ух- (ср.: кожух).

В диалектах тот же суффикс содержат слова: посолонь «по солнцу», солнопек солнцепек, усолонь «тень» и другие.

А в стихах С. Есенина мы наблюдаем непроизводную основу и в свободном виде (солнь).

Придётся ответить на вопрос заголовка совсем по-другому: в слове солнце надо выделить суффикс с этимологической точки зрения, то есть такую часть, которая далее не членится даже при привлечении сравнительно-исторических данных.

В таком случае в качестве корня необходимо будет выделить сол- (сълн-, ср. др. – рус. сълньце). Этот корень вычленяется в нем по сопоставлению с родственными словами в других индоевропейских языках: др. – прус. Saule, латинское – Sol, др. – скандинавское – Sol, греческое – Hellos, немецкое – Sonne в значении «солнце», греческое – Selene«луна» и др.



Следующая морфема -н- в этимологическом плане будет ^(суффикс).

Этимологический анализ обнаруживает в слове солнце тот же корень, что и, например, в словах ГЕЛИЙ (от греческого – helios)или СОЛЯРИЙ «площадка для приема солнечных ванн» (от латинского –solarium– «терраса» – производного от solarius – «солнечный»).

Более того, в известной степени слову СОЛНЦЕ окажутся родственными названия ГЕЛИОТРОПА (кустарниковое или травяное растение с лиловыми или белыми цветками) и ЗОНТИКА.

В слове ГЕЛИОТРОП слову СОЛНЦЕ «родной» является часть ГЕЛИО- (относящийся к Солнцу, к солнечной энергии), часть ТРОП- (слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении) (ср.: поэтический троп) передает греческое tropos – «поворот».

Цветок назван так за те же свойства, что и ПОДСОЛНУХ.

У слова ЗОНТИК нашему существительному «родственником» приходится часть ЗОН-; в голландском языке, откуда нами было взято название, zondek является сложением слов zon-«солнце» и dek«покрышка».

До заимствования этого слова в нашем языке для названия зонтика от солнца использовалось слово СОЛНЕЧНИК.

Сравните: в «Путешествии» И. Петлина 1618 года - «А НАД ВОЕВОДАМИ НЕСУТ СОЛНЕШНИКИ ВЕЛИКИЕ».



IV. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. УЭ – 3

Учебная задача: по данным схемам научиться составлять предложения со всеми видами обособленных членов.



I группа * х ,/ /,

II группа * ,/ /.

III группа * когда?,/когда именно?/

УЭ – 4

Учебная задача: систематизировать имеющиеся знания детей о причастных, деепричастных оборотах, уточняющих членах предложения.

Учитель:Данная работа показала, что часть материала об обособлении определений, обстоятельств вам уже знакома давно. Вы просто не знали термин «обособление».

  • Вспомните материал об обособлении определений, то есть причастных оборотов;

  • обстоятельств, то есть деепричастных оборотов.

Комментирование предложения:

Работа в «парах»: I вариант –упр. 240 – 1-3 пр-я.

II вариант – упр. 240 – 2-4 пр-я.

V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО НА УРОКЕ. КОНТРОЛЬ. УЭ – 5

(Индивидуальная работа)

I вариант –упр. 242 – 4пр-я.

II вариант – упр. 243 – 4пр-я.

Конструирование предложений. Проверка учителем.



VI. ИТОГ УРОКА. УЭ – 6

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…»

Обособленные члены предложения свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе, что помогает писателю, поэту в экономной форме подробно живописать предмет.

Помните у А.С. Пушкина:

Задача: найти обособленные члены предложения.

ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. ОНА,

ЧЕРНОЙ ЗАВИСТИ ПОЛНА,

ПОЗВАЛА К СЕБЕ ЧЕРНАВКУ.

И ЗАКАЗЫВАЛА ЕЙ,

СЕННОЙ ДЕВУШКЕ СВОЕЙ,

ВЕСТЬ ЦАРЕВНУ В ГЛУШЬ ЛЕСНУЮ…

Другой пример. М. Горький в повести «Детство» описывает бабушку (проецируется на доске )

«КОГДА ОНА УЛЫБАЛАСЬ, ЕЕ ТЕМНыЕ, КАК ВИШНИ, ЗРАЧКИ РАСШИРЯЛИСЬ, ВСПЫХИВАЯ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНЫМ СВЕТОМ, УЛЫБКА ВЕСЕЛО ОБНАЖАЛА БЕЛЫЕ КРЕПКИЕ ЗУБЫ, И, НЕСМОТРЯ НА МНОЖЕСТВО МОРЩИН В ТЕМНОЙ КОЖЕ ЩЕК, ВСЕ ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ… ДО НЕЕ КАК БУДТО СПАЛ Я, СПРЯТАННЫЙ В ТЕМНОТЕ, НО ЯВИЛАСЬ ОНА, РАЗБУДИЛА, ВЫВЕЛА НА СВЕТ, СВЯЗАЛА ВСЕ ВОКРУГ МЕНЯ В НЕПРЕРЫВНУЮ НИТЬ, СПЛЕЛА ВСЕ В РАЗНОЦВЕТНОЕ КРУЖЕВО И СРАЗУ СТАЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ДРУГОМ, САМЫМ БЛИЗКИМ СЕРДЦУ МОЕМУ, САМЫМ ПОНЯТНЫМ И ДОРОГИМ ЧЕЛОВЕКОМ…»

«СКАЗКИ ОНА СКАЗЫВАЕТ ТИХО, ТАИНСТВЕННО, НАКлОНЯЯСЬ К МОЕМУ ЛИЦУ, ЗАГЛЯДЫВАЯ В ГЛАЗА МОИ РАСШИРЕННЫМИ ЗРАЧКАМИ, ТОЧНО ВЛИВАЯ В СЕРДЦЕ МОЕ СИЛУ, ПРИПОДНИМАЮЩУЮ МЕНЯ. ГОВОРИТ, ТОЧНО ПОЕТ, И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ СКЛАДНЕЙ ЗВУЧАТ СЛОВА. СЛУШАТЬ ЕЕ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНО».

Записывается текст в тетрадь.





Учитель:автор употребляет обособленные второстепенные члены один за другим, подчеркивая главную мысль – бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте. Для него стала другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учебная задача: осмыслить полученные знания на уроке об обособленных членах предложения и закрепить на практике.

Разноуровневое домашнее задание:

I группа: составить схему «Обособление определений и приложений» к & 33.

II группа:составить текст для диктовки о солнце с обособленными определениями, обстоятельствами, уточняющими членами предложения.

III группа: практика – упр. 244

Индивидуальные: карточки 1,2,3, дополнительные задания к упражнениям 240, 242, 243.

VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ МОТИВИРУЮЩИХ ОЦЕНОК. УЭ – 8

Учебная задача:Вызвать интерес и стремление к учебе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!