МОТИВАЦИЯ
На доске плакат: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце...»
Запись предложения К. Бальмонта из «Гимна Солнцу» (в качестве эпиграфа) с доски:
Жизнь податель,
Светлый создатель,
Солнце, тебе я пою!
Запись в тетрадь одной из «мудрых мыслей».
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек, озер, лугов и полей, цветов и трав- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий (К. Паустовский).
- Какая синтаксическая конструкция использована: простая или сложная?
- Какие темы вспомнили, расставляя знаки препинания?
- Прочитайте предложение, объясняя постановку знаков препинания.
Учитель:Это предложение нужно было нам не только для того, чтобы проверить ваши знания по пунктуации, но и для того, чтобы открыть новую тему «Обособление», все уроки по этой теме будут объединены словами «Солнце, неба, облаков – света!».
ТЕМА: Обособленные члены предложения.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ:
Знать:
понятие об обособлении, о роли обособленных членов в предложении;
историю термина «обособление»;
деление обособленных членов на группы.
Уметь:
Увидеть:
Систематизировать:
имеющиеся знания о постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
Развивать:
взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определяемом уровне
.
II. РАБОТА С ПОНЯТИЕМ «ОБОСОБЛЕНИЕ».
Учитель.Загляните в словарь и прочитаете:
ОБОСОБИТЬ.
Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.
Что. Лингв. Сделать самостоятельный (по интонации) составной частью предложения.
Обособленный. Стоящий особняком, отдельный.
УЭ – 1 Учебная задача:составить опорный конспект (в
С О ввиде таблицы, схемы – по выбору)
теоретического материала &32.
Групповая работа:
1 группа:блок материала: понятие об обособлении и делении обособленных членов предложения на группы.
Выделение членов предложения с целью придать:
-самостоятельность
- значимость
Обособленные определения и приложения
С ОВЧ со
значением
добавочного
Обособленные обстоятельства
сообщения
О. уточняющие члены
2 группа:графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами.
Привести пример.
3 группа: основные признаки второстепенных членов со значением добавочного сообщения.
О. второстепенные члены со значением добавочных сообщений
Смысловые Грамматические Интон-е Пункт-е
дополнительное только второстепенные особ. Выделен.,(с об. ст. )
значение к =, () члены ----- - - - -
III. РАБОТА НАД СЛОВОМ «СОЛНЦЕ». УЭ – 2
Учебная задача: углубить знания детей о лексическом значении, этимологическом происхождении и морфемном составе знакомого слова.
Где корень в слове солнце?
На этот вопрос можно ответить по-разному. Всё зависит от того, о каком корне пойдёт речь.
Если в слове Солнце нужно выделить корень, то есть непроизводную основу, которая в нем с точки зрения современного русского языка, то будет -солн-. Та же непроизводная основа связанного характера содержится в словах солнышко, подсолнух. Все эти существительные соответственно имеют суффикс -ц- (ср.: сердце, донце, сальце), -ышк- (ср.: перышко, зернышко, горлышко) и -ух- (ср.: кожух).
В диалектах тот же суффикс содержат слова: посолонь – «по солнцу», солнопек – солнцепек, усолонь – «тень» и другие.
А в стихах С. Есенина мы наблюдаем непроизводную основу и в свободном виде (солнь).
Придётся ответить на вопрос заголовка совсем по-другому: в слове солнце надо выделить суффикс с этимологической точки зрения, то есть такую часть, которая далее не членится даже при привлечении сравнительно-исторических данных.
В таком случае в качестве корня необходимо будет выделить сол- (сълн-, ср. др. – рус. сълньце). Этот корень вычленяется в нем по сопоставлению с родственными словами в других индоевропейских языках: др. – прус. Saule, латинское – Sol, др. – скандинавское – Sol, греческое – Hellos, немецкое – Sonne в значении «солнце», греческое – Selene«луна» и др.
Следующая морфема -н- в этимологическом плане будет ^(суффикс).
Этимологический анализ обнаруживает в слове солнце тот же корень, что и, например, в словах ГЕЛИЙ (от греческого – helios)или СОЛЯРИЙ «площадка для приема солнечных ванн» (от латинского –solarium– «терраса» – производного от solarius – «солнечный»).
Более того, в известной степени слову СОЛНЦЕ окажутся родственными названия ГЕЛИОТРОПА (кустарниковое или травяное растение с лиловыми или белыми цветками) и ЗОНТИКА.
В слове ГЕЛИОТРОП слову СОЛНЦЕ «родной» является часть ГЕЛИО- (относящийся к Солнцу, к солнечной энергии), часть ТРОП- (слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении) (ср.: поэтический троп) передает греческое tropos – «поворот».
Цветок назван так за те же свойства, что и ПОДСОЛНУХ.
У слова ЗОНТИК нашему существительному «родственником» приходится часть ЗОН-; в голландском языке, откуда нами было взято название, zondek является сложением слов zon-«солнце» и dek– «покрышка».
До заимствования этого слова в нашем языке для названия зонтика от солнца использовалось слово СОЛНЕЧНИК.
Сравните: в «Путешествии» И. Петлина 1618 года - «А НАД ВОЕВОДАМИ НЕСУТ СОЛНЕШНИКИ ВЕЛИКИЕ».
IV. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. УЭ – 3
Учебная задача: по данным схемам научиться составлять предложения со всеми видами обособленных членов.
I группа * х ,/ /,
II группа * ,/ /.
III группа * когда?,/когда именно?/
УЭ – 4
Учебная задача: систематизировать имеющиеся знания детей о причастных, деепричастных оборотах, уточняющих членах предложения.
Учитель:Данная работа показала, что часть материала об обособлении определений, обстоятельств вам уже знакома давно. Вы просто не знали термин «обособление».
Вспомните материал об обособлении определений, то есть причастных оборотов;
обстоятельств, то есть деепричастных оборотов.
Комментирование предложения:
Работа в «парах»: I вариант –упр. 240 – 1-3 пр-я.
II вариант – упр. 240 – 2-4 пр-я.
V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО НА УРОКЕ. КОНТРОЛЬ. УЭ – 5
(Индивидуальная работа)
I вариант –упр. 242 – 4пр-я.
II вариант – упр. 243 – 4пр-я.
Конструирование предложений. Проверка учителем.
VI. ИТОГ УРОКА. УЭ – 6
«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…»
Обособленные члены предложения свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе, что помогает писателю, поэту в экономной форме подробно живописать предмет.
Помните у А.С. Пушкина:
Задача: найти обособленные члены предложения.
… ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. ОНА,
ЧЕРНОЙ ЗАВИСТИ ПОЛНА,
ПОЗВАЛА К СЕБЕ ЧЕРНАВКУ.
И ЗАКАЗЫВАЛА ЕЙ,
СЕННОЙ ДЕВУШКЕ СВОЕЙ,
ВЕСТЬ ЦАРЕВНУ В ГЛУШЬ ЛЕСНУЮ…
Другой пример. М. Горький в повести «Детство» описывает бабушку (проецируется на доске )
«КОГДА ОНА УЛЫБАЛАСЬ, ЕЕ ТЕМНыЕ, КАК ВИШНИ, ЗРАЧКИ РАСШИРЯЛИСЬ, ВСПЫХИВАЯ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНЫМ СВЕТОМ, УЛЫБКА ВЕСЕЛО ОБНАЖАЛА БЕЛЫЕ КРЕПКИЕ ЗУБЫ, И, НЕСМОТРЯ НА МНОЖЕСТВО МОРЩИН В ТЕМНОЙ КОЖЕ ЩЕК, ВСЕ ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ… ДО НЕЕ КАК БУДТО СПАЛ Я, СПРЯТАННЫЙ В ТЕМНОТЕ, НО ЯВИЛАСЬ ОНА, РАЗБУДИЛА, ВЫВЕЛА НА СВЕТ, СВЯЗАЛА ВСЕ ВОКРУГ МЕНЯ В НЕПРЕРЫВНУЮ НИТЬ, СПЛЕЛА ВСЕ В РАЗНОЦВЕТНОЕ КРУЖЕВО И СРАЗУ СТАЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ДРУГОМ, САМЫМ БЛИЗКИМ СЕРДЦУ МОЕМУ, САМЫМ ПОНЯТНЫМ И ДОРОГИМ ЧЕЛОВЕКОМ…»
«СКАЗКИ ОНА СКАЗЫВАЕТ ТИХО, ТАИНСТВЕННО, НАКлОНЯЯСЬ К МОЕМУ ЛИЦУ, ЗАГЛЯДЫВАЯ В ГЛАЗА МОИ РАСШИРЕННЫМИ ЗРАЧКАМИ, ТОЧНО ВЛИВАЯ В СЕРДЦЕ МОЕ СИЛУ, ПРИПОДНИМАЮЩУЮ МЕНЯ. ГОВОРИТ, ТОЧНО ПОЕТ, И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ СКЛАДНЕЙ ЗВУЧАТ СЛОВА. СЛУШАТЬ ЕЕ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНО».
Записывается текст в тетрадь.
Учитель:автор употребляет обособленные второстепенные члены один за другим, подчеркивая главную мысль – бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте. Для него стала другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учебная задача: осмыслить полученные знания на уроке об обособленных членах предложения и закрепить на практике.
Разноуровневое домашнее задание:
I группа: составить схему «Обособление определений и приложений» к & 33.
II группа:составить текст для диктовки о солнце с обособленными определениями, обстоятельствами, уточняющими членами предложения.
III группа: практика – упр. 244
Индивидуальные: карточки 1,2,3, дополнительные задания к упражнениям 240, 242, 243.
VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ МОТИВИРУЮЩИХ ОЦЕНОК. УЭ – 8
Учебная задача:Вызвать интерес и стремление к учебе.