Практическое занятие по теме «Обособленные определения и приложения».
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся об обособлении определений и приложений;
- совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами при работе с художественным текстом, определять их роль в речи;
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников;
- на примере лучших образцов русской литературы воспитывать у обучающихся любовь к родному слову и к родной природе.
Оборудование: раздаточный материал, тесты
Ход урока:
Организационный момент.
Обобщение изученного.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.
1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде. 2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец. 3)В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов. 4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее. 5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам. 6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря. 8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей. 9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки. 10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.
(М. Горький)
2. Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений.
1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.
2) Ребята спешат к реке, приехавшие на дачу.
3) Итон пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.
4) Вошедший был одет в волчий тулуп, обросший бородой.
5) Если человек хорошо знающий местность, он никогда не заблудится.
6) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
7) Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз.
3. Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями.
1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой)
2) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лермонтов)
3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов)
4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков)
5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)
4. Тест по теме «Предложения с обособленными определениями и приложениями»
Чем может быть выражено обособленное определение?
Сравнительным оборотом
Причастным оборотом
Деепричастным оборотом
Фразеологическим оборотом
Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)
Издалека была слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.
Листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая.
Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.
Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу.
Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)
Егор возбуждённо говоря и размахивая руками входил в комнату.
Оставшиеся вдвоём друзья долго сидели молча.
Бросив поводья опустив голову на грудь я ехал ещё долго.
Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку тёмную и прохладную.
Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)
Проснувшись рано утром он вспомнил сразу же вчерашний разговор с другом.
И звёзды слушают меня лучами радостно играя.
Наклонивший голову мальчик старательно переписывал текст стихотворения.
Не жаль мне лет растраченных напрасно.
Какое предложение не осложнено обособленным приложением? (Знаки препинания не расставлены.)
Звёзды таящие мысли глубокие силой какою вы душу пленяете?
И ветер нарушитель тишины шумит скользя во мраке вдоль стены.
Тут и меня старика не забыли.
Было начало июля самое весёлое время года.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Глаза Ивана Матвеевича (1) ласково глядящие поверх очков (2) переходили от окон (3) с тюлевыми занавесками (4) к иконе (5) мирно освещённой розовой лампадкой.
1, 2, 4
1, 3, 5
2, 3, 4
1, 2, 5
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К медленно угасающему в ночи (1) костру (2) один за другим подходили кони (3) и глядели на нас большими глазами (4) умными и влажными.
1) 1, 2, 4
2) 4
3) 2, 4
4) 1, 2, 3, 4
*8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Василий увидел дымок (1) вьющийся из трубы родного дома (2) знакомую зелень берёз (3) осеняющих этот приют (4) и (5) блестевшую между деревьями (6) серебряную полосу Волги.
1, 2, 5, 6
3, 4, 5, 6
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4, 5, 6
*9. В каком предложении придаточное определительное можно преобразовать в обособленное определение?
Николай ехал берегом озера, из которого вытекала речка.
Задушевные русские пейзажи, которые так выразительно и талантливо нарисовал художник, трогают сердца зрителей.
Давно я не читал книги, которая произвела на меня такое сильное впечатление.
Песня, которую поют дети, звучит оптимистично и жизнеутверждающе.
Примечание: задания, помеченные звёздочкой, относятся к повышенному уровню.
Ответы:
– 2
– 3
– 4
– 4
– 1
– 4
– 2
– 3
– 2