СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленные определения и приложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающее повторение по теме "Обособленные определения и приложения". Файл содержит конспект урока и презентацию к нему

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ урок по русскому языку 8 класс»

Урок по русскому языку. 8 «А» класс

Вершкова Надежда Викторовна

Тема: Обобщающее повторение «Обособленные определения и приложения».

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация

  • Интерактивная доска

  • Раздаточный материал разного уровня сложности

  • Учебник М.М. Разумовская «Русский язык. 8 класс» - М., Дрофа, 2009.

Цели:

Обучающие:

  • Систематизировать и обобщить условия обособления определений и приложений

  • Отработать навык постановки знаков препинания с использованием современных технологий.

  • Проверить качество усвоения учащимися материала

Развивающие:

  • Эмоционально-речевое развитие обучающихся.

  • Развивать навык осознанного грамотного письма.

  • Овладение приемами лингвистического анализа с элементами исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического отношения к слову

  • Воспитание любви к родному языку.

  • Воспитание самостоятельности мышления.


ХОД УРОКА.

  1. Орг.момент: проверка готовности к уроку, наличие у всех учебников, тетрадей, письменных принадлежностей.


  1. Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами заканчиваем изучение темы. Откройте тетради, запишите тему урока «Обособленные определения и приложения». Скажите, все ли слова в названии темы вам понятны? Объясните значение этих лингвистических терминов.


Как вы понимаете подзаголовок темы?

Какие задачи мы сегодня должны решить? Сформулируйте их.

      1. Обобщить и систематизировать условия обособления определений и приложений.

      2. Исследовать роль обособленных определений и приложений в речи.

  1. Проверка домашнего задания. Упр. 264 (выборочно)

Какова роль обособленных членов в этом тексте?

1. Назовите в тексте сравнение (…острый, как меч.)

2. Объясните лексическое значение выделенных слов

Укоризненных (речей) – выражающий укоризну, т.е. упрек, порицание

Исподнее (платье) – нижний, находящийся под чем-нибудь другим; нательное белье.

Из (грубого синего) стамеда – (устар.) шерстяная ткань с нитями, направленными по косой линии.

Гарусные (чулки) – изготовленные из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.

Выпишите их в составе словосочетаний, укажите тип связи.

  1. Подготовка к обобщению понятий. Синтаксическая разминка. Цель: Актуализация знаний учащихся об особенностях употребления обособленных оборотов.

Найдите пунктуационную ошибку

А) Раскинувший свои зеленые ветки, ясень стоял среди других деревьев.

Б) Почки набухшие за ночь готовы были распуститься.


  1. Углубленная дифференцированная работа по обобщению понятий изученной темы.

I уровень. Учебник, упр. 272. По заданию.


II уровень. Выразительно прочитайте предложения; определите, какие именно синтаксические средства помогают писателю в создании поэтического образа. Для этого проведите лингвистический эксперимент: исключите из предложений все обособленные обороты, прочитайте и запишите трансформированное предложение. Сделайте вывод об экспрессивных возможностях изучаемых конструкций. Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах. (Вам поможет материал Возьмите на заметку! С. 153).

Доп. задание. Выпишите сложное прилагательное, объясните его правописание.

Кто из нас не любовался облаками, плывущими в небе? Кто не завидовал свободе их странствий в эфире, когда, подгоняемые ветром и озарённые солнцем, они плавно движутся, как вереницы тёмных кораблей с позолоченными носами, или, разделившись на лёгкие отряды, быстро скользят вперёд, то стройные и проворные, как перелётные птицы, то прозрачные, как крупные опалы, выпавшие из небесной сокровищницы, то ослепительно-белые, как хлопья снега, уносимые на крыльях ветра? (А.Куприн)

(Вывод: Используя обособленные конструкции, автор не только вводит дополнительную информацию, конкретизирует детали, но и создает определенный образ в нашем сознании, влияет на наши чувства и эмоции).

Доп. Ослепительно-белые


  1. Конструкции с союзом КАК. Вспомните, когда обособляются приложения с союзом КАК. Упр. 275 (предложения 1-2).


Систематизация. Вспомните, в каких ещё случаях перед КАК ставится запятая? Заполните таблицу

Запятая ставится

Запятая не ставится

1. При сравнительном обороте

Поляна, как ковер, пестреет цветами.

1. В составе сказуемого

Поляна как ковер.

2. Значение причины

Пьер, как законный сын, получит всё.

2. Значение «в качестве»

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.


3. В составе фразеологического оборота

Свалился как снег на голову.


  1. Парная работа «Обособить или нет?»

а) да б) нет

1) Гористая даль неопределенная, смутная, сумрачная.

2) Высокие сухие былинки не шевелятся.

3) Была самая ранняя весна сухая и серая.

4) Зеленые холмы и овраги сменились дикими каменными утесами.

5) Агафья Карповна любящая мать любит своих детей по-разному.

  1. Итог: Ребята, какие задачи мы ставили в начале урока? Выполнили ли мы их?

  2. Домашнее задание: § 33 повторить. Упр. 273 по заданию. На следующем уроке мы продолжим изучение обособленных членов. Будем говорить об обстоятельствах. Поэтому дома повторить пунктуацию при деепричастном обороте.



  1. Самостоятельная работа. ЛОТО. Карточки – самостоятельно.


  1. Клёкот орла, раздавшийся над головой, заставил Хасена оглянуться.

  2. Орлица еще раз сделала попытку приблизиться и снова испугалась брошенной в нее палки.

  3. Мраморный, он сел на гнездо.

  4. Хасен, шалун селенья, решил сам добыть птенца орлицы.

  5. Тотчас рядом с ним на скалу из-под облаков опустился его сын – могучий молодой кречет.

  6. Она, шершавая и неподвижная ящерица, казалась статуэткой.

  7. Они, испуганные потерей товарища, отправились на поиск Хасена.


Карточки

1 вариант

х

Существ., распр. приложение, …

(имя собств.)

х

Мест., распр. приложение,…

х

Мест., |причастн. оборот|, …

х

|причастный оборот| сущ.

х

сущ., |причастн. оборот|,…

х

нераспр.определение, мест.

2 вариант

х

Местоим., распр. приложение,…

х

Мест.,|причастн. оборот|, …

х

сущ., |причастн. оборот|,…

х

Существ., распр. приложение, …

(имя собств.)



х

|причастный оборот| сущ.

х

нераспр.определение, мест. …

3 вариант

х

Нераспр.определение, местоим. …

х

Существ., распр. приложение,

(имя собств.)

х

сущ., |причастн. оборот|,…

х

Местоим., распр. приложение,…

х

Мест., |причастн. оборот|, …

х

...|причастный оборот| сущ.





Просмотр содержимого презентации
«обособление определений и приложений»

Четвёртое апреля. Классная работа. Обособленные определения и приложения. Обобщающий урок

Четвёртое апреля.

Классная работа.

Обособленные определения и приложения.

Обобщающий урок

Задачи

Задачи

  • Обобщить и систематизировать условия обособления определений и приложений.
  • Обобщить и систематизировать условия обособления определений и приложений.
  • Обобщить и систематизировать условия обособления определений и приложений.
    • Исследовать роль обособленных определений и приложений в речи.
    • Исследовать роль обособленных определений и приложений в речи.
    • Исследовать роль обособленных определений и приложений в речи.
    Выпишите выделенные слова в составе словосочетаний, укажите тип связи.

    Выпишите выделенные слова в составе словосочетаний, укажите тип связи.

    • Укоризненных речей
    • Исподнее платье
    • Из синего стамеда
    • Гарусные чулки
    Найдите пунктуационную ошибку

    Найдите пунктуационную ошибку

    • А) Раскинувший свои зеленые ветки, ясень стоял среди других деревьев.
    • Б) Почки набухшие за ночь готовы были распуститься .
    I . Учебник, упр. 272. (По заданию.)  Спишите, обособляя одиночные и распространенные приложения

    I . Учебник, упр. 272. (По заданию.) Спишите, обособляя одиночные и распространенные приложения

    • Поговорим-ка лучше о России возлюбленном отечестве своём.
    • Сам человек работящий он не выносил лени во всех её видах.
    • Один из сыновей Миша заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом.
    • Он даже мне снился иногда этот рояль.
    II  Выразительно прочитайте предложения; определите, какие именно синтаксические средства помогают писателю в создании поэтического образа. Сделайте вывод об экспрессивных возможностях изучаемых конструкций. Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах.     Кто из нас не любовался облаками, плывущими в небе ? Кто не завидовал свободе их странствий в эфире, когда, подгоняемые ветром и озарённые солнцем , они плавно движутся, как вереницы тёмных кораблей с позолоченными носами , или, разделившись на лёгкие отряды , быстро скользят вперёд, то стройные и проворные, как перелётные птицы, то прозрачные, как крупные опалы, выпавшие из небесной сокровищницы, то ослепительно-белые, как хлопья снега, уносимые на крыльях ветра ?      (А.Куприн)

    II Выразительно прочитайте предложения; определите, какие именно синтаксические средства помогают писателю в создании поэтического образа. Сделайте вывод об экспрессивных возможностях изучаемых конструкций. Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах.

    Кто из нас не любовался облаками, плывущими в небе ?

    Кто не завидовал свободе их странствий в эфире, когда, подгоняемые ветром и озарённые солнцем , они плавно движутся, как вереницы тёмных кораблей с позолоченными носами , или, разделившись на лёгкие отряды , быстро скользят вперёд, то стройные и проворные, как перелётные птицы, то прозрачные, как крупные опалы, выпавшие из небесной сокровищницы, то ослепительно-белые, как хлопья снега, уносимые на крыльях ветра ? (А.Куприн)

    Конструкции с союзом КАК Запятая ставится Запятая не ставится 1. При сравнительном обороте 1. В составе сказуемого 2. Значение причины 2. Значение «в качестве» 3. В составе фразеологического оборота 4. Перед первой частью двойного союза как …, так и…

    Конструкции с союзом КАК

    Запятая ставится

    Запятая не ставится

    1. При сравнительном обороте

    1. В составе сказуемого

    2. Значение причины

    2. Значение «в качестве»

    3. В составе фразеологического оборота

    4. Перед первой частью двойного союза как …, так и…

    «Обособить или нет?»  а) да б) нет

    «Обособить или нет?» а) да б) нет

    • 1) Гористая даль неопределенная, смутная , сумрачная.
    • 2) Высокие сухие былинки не шевелятся.
    • 3) Была самая ранняя весна сухая и серая.
    • 4) Зеленые холмы и овраги сменились дикими каменными утесами.
    • 5) Агафья Карповна любящая мать любит своих детей по-разному.
    Домашнее задание

    Домашнее задание

    • § 33 повторить.
    • Упр. 273 по заданию.
    • Повторить пунктуацию при деепричастном обороте.
    Прочитайте тезис. Напишите по нему небольшое рассуждение на лингвистическую тему. В предложении «Налево тянулся холм кудрявый от мелкого кустарника»  определение (является /не является) обособленным. Во-первых, Во-вторых, Следовательно, определение (не выделяется/выделяется) запятыми.

    Прочитайте тезис. Напишите по нему небольшое рассуждение на лингвистическую тему.

    В предложении «Налево тянулся холм кудрявый от мелкого кустарника» определение (является /не является) обособленным.

    Во-первых,

    Во-вторых,

    Следовательно, определение (не выделяется/выделяется) запятыми.

    Предложения для заполнения карточек ЛОТО    Клёкот орла, раздавшийся над головой, заставил Хасена оглянуться. Орлица еще раз сделала попытку приблизиться и снова испугалась брошенной в нее палки. Мраморный, он сел на гнездо. Хасен, шалун селенья, решил сам добыть птенца орлицы. Тотчас рядом с ним на скалу из-под облаков опустился его сын – могучий молодой кречет. Она, шершавая и неподвижная ящерица, казалась статуэткой. Они, испуганные потерей товарища, отправились на поиск Хасена. (предложения демонстрируются на экране без знаков препинания или прочитываются учителем. У учеников карточки лото и карточки с номерами предложений. На клетку таблицы ученики выкладывают номер соответствующего предложения.

    Предложения для заполнения карточек ЛОТО

    • Клёкот орла, раздавшийся над головой, заставил Хасена оглянуться.
    • Орлица еще раз сделала попытку приблизиться и снова испугалась брошенной в нее палки.
    • Мраморный, он сел на гнездо.
    • Хасен, шалун селенья, решил сам добыть птенца орлицы.
    • Тотчас рядом с ним на скалу из-под облаков опустился его сын – могучий молодой кречет.
    • Она, шершавая и неподвижная ящерица, казалась статуэткой.
    • Они, испуганные потерей товарища, отправились на поиск Хасена.

    (предложения демонстрируются на экране без знаков препинания или прочитываются учителем. У учеников карточки лото и карточки с номерами предложений. На клетку таблицы ученики выкладывают номер соответствующего предложения.

    Карточки Вариант 1  х Существ., распр. приложение, … (имя собств.)  х Местоим., распр. приложение, …  х … | причастный оборот | сущ. х сущ., | причастный оборот | ,…  х Местоим., | причастный оборот | , …  х нераспр.определение,  местоим. … Вариант 2  х Местоим., распр. приложение, …  х Местоим., | причастный оборот | , …  х Существ., распр. приложение, … (имя собств.) х сущ., | причастный оборот | ,…  х … | причастный оборот | сущ.  х нераспр.определение,  местоим. … Вариант 3  х Нераспр.определение,  местоим. …  х Местоим., распр. приложение, …  х Существ., распр. приложение, … (имя собств.)  х сущ., | причастный оборот | ,…  х Местоим., | причастный оборот | , …  х … | причастный оборот | сущ.

    Карточки

    Вариант 1

    х

    Существ., распр. приложение, …

    (имя собств.)

    х

    Местоим., распр. приложение, …

    х

    … | причастный оборот | сущ.

    х

    сущ., | причастный оборот | ,…

    х

    Местоим., | причастный оборот | , …

    х

    нераспр.определение, местоим. …

    Вариант 2

    х

    Местоим., распр. приложение, …

    х

    Местоим., | причастный оборот | , …

    х

    Существ., распр. приложение, …

    (имя собств.)

    х

    сущ., | причастный оборот | ,…

    х

    … | причастный оборот | сущ.

    х

    нераспр.определение, местоим. …

    Вариант 3

    х

    Нераспр.определение, местоим. …

    х

    Местоим., распр. приложение, …

    х

    Существ., распр. приложение, …

    (имя собств.)

    х

    сущ., | причастный оборот | ,…

    х

    Местоим., | причастный оборот | , …

    х

    … | причастный оборот | сущ.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!