СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обозначение дробных чисел

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с формами обозначения дробного числа

Просмотр содержимого документа
«Обозначение дробных чисел»

Тема Обозначение дробных чисел

Цели: объяснить формы обозначения дробного числа; прививать умения и навыки правильного употребления обозначения дробного числа в устной и письменной речи, правильного образования его форм и распознавания в тексте; развивать речь учащихся; пополнять словарный запас.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационный момент

Я хочу начать наш урок с притчи. (Слайд 2)

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

 - Назови, что ты выбираешь из них.

 - Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).

- Вот вам сегодня надо протянуть руку, получить знания и применить их на практике. Желаю удачи!

III. Сообщение темы и целей урока

- Вы помните сказку «Цветик-семицветик», кто написал эту сказку?

(В. Катаев)

- Кто подарил цветок девочке? (Волшебница) Случайно ли она это сделала, увидев, что девочка попала в сложное положение?

- Тогда давайте вспомним, на что потратила Женя первый лепесток? (На себя, чтобы попасть домой и исправить свою оплошность). А какого цвета был лепесток? (Жёлтого), (запись в тетрадь) какая орфограмма в этом прилагательном? А сколько всего частей от цветка она использовала для себя? (6/7)

- А какую часть от цветка использовала Женя на доброе дело? (Одну седьмую)

- Кстати, а последний лепесток, какого цвета он был и для чего использовала его девочка? (Голубой. Для того, чтобы Витя смог ходить) Какая безударная гласная в этом прилагательном? А можно ли её проверить?

Порой, чтобы найти проверочное слово, мы должны обратиться к этимологии слова. Какой словарь нам в этом поможет? (Этимологический) Индивидуальная работа со словарём

Голубой Искон. Производное от голуб *golǫbъ. Буквально — «цвета голубя». См. голубь.

Итак, какое проверочное слово к слову голубой? (Голубь) (Запись в тетрадь)

- Сколько всего было лепестков? (Семь?) Охарактеризуйте это числительное.

(Количественное, целое)

- Итак, какую часть от цветка девочка потратила на себя? А какую часть на доброе дела? (На себя – 6/7, на доброе дело – 1/7), Так случайно ли появилась волшебница? (Нет, это была проверка на нравственные качества Жени)

- Какие числительные мы использовали в нашей беседе? (Дробные). Назовите их – 1/7 и 6/7

- А какое это слово – однозначное или многозначное?

- Давайте обратимся к Толковым словарям Ожегова и Ушакова.

(1 человек со словарем Ожегова, 1 чел. – со словарем Ушакова, сравнивают лексические значения, делают вывод)

-Какое же значение подходит к нашему разговору на уроке?

Дробный

  1. Разделённый на части, расчленённый. Разбить производственный процесс на ряд дробных операций.

  2. Состоящий из ряда отдельных, быстро следующих друг за другом моментов, частый (о звуках, шагах) Дробный стук дождя. Бежала мелким, дробным шагом.

  3. Состоящий из дроби, содержащий дробь. Дробные числа.

Дробные числительные – это числительные, обозначающие дроби.

У нас есть ключевые слова: число, дробный, обозначение

- Как сформулируем тему нашего урока «Обозначение дробного числа». Запись темы урока (Слайд 3)

IV. Работа над новой темой

Работа с карточкой. Прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы.

Дробные числительные обозначают дробные числа и обычно состоят из двух частей. Первая часть называет числитель дроби (количественное числительное). Втораязнаменатель (порядковое числительное). При склонении изменяются обе части: первая – как количественное числительное. Обозначающее целое число. Вторая – как прилагательное во множественном числе: о двух пятых ( П.п.), с двумя пятыми (Т.п)

Имя существительное при дробном числительном ставится в Р.п.: от двух пятых (площади), к одной седьмой (суммы).

- Как обозначаются дробные числа? (Дробные числительные)

- Из каких частей состоят дробные числительные? (Числителя и знаменателя)

- Какие числительные обозначают числитель? (Числитель- качественные)

- А знаменатель? (знаменатель – порядковые)

- Как изменяются дробные числительные при склонении? (При склонении изменяются обе части: числитель – как количественное числительное, знаменатель – как прилагательное)

- В каком падеже стоит имя существительное при дробном числительном? (в Р.п.)

Развиваем умения

1.Устно просклоняйте дробное числительное одна седьмая цветка.

2. Выборочное списывание упр. 69 (2) с. 199

– 1,2 предл. – 3.4 предл.

.: победители одной четвёртой финала, встретятся в одной второй финала, составляют почти одну третью фонда.

.: яма в одну целую две десятых – два метра, заполенная на три четвёртых водой, около ста целых одной второй миллионов лет назад.

(Слайд 4) 3. Сравнительный анализ тестов. Сравните два текста. В каком из стилей речи уместно обозначение дробных чисел?

  1. Колибри - мельчайшие птицы в отряде длиннокрылых. Минимальная их длина – 5,5 см, максимальная длина – 22 см. Наибольший вес – до 20 граммов. (Из газеты)

-К какому стилю относится текст? (Научному). Докажите. Цель- сообщить сведения, стилевые черты – логичность, точность, доказательность

  1. Это самые маленькие и, наверное, самые красивые в мире птицы. Многие из них достигают размера обыкновенного шмеля и весят всего полтора-два грамма. Самые крупные колибри, ростом с ласточку, зовутся исполинскими. Они имеют самую яркую окраску в зависимости от того, как падает свет. Пёрышки на голове Перышки на голове образуют подчас длинный хохолок, а хвост у некоторых видов очень длинный, с причудливо вырезанными перьями. Таких колибри называют ракетохвостыми. (Из газеты)

- К какому стилю относится текст? (Публицистическому).Докажите.

Цель- сообщение важных сведений в мире политики, народного хозяйства, культуры, а также воздействия на читателей и слушателей с целью формирования у них определенной точки зрения.

Характерные стилевые черты: эмоциональность, актуальность,

использование призывов, яркость


Запомните! Обозначение дробных чисел чаще всего используют в официально-деловом и научном стилях.


- Можно ли выделенное прилагательное заменить одним из синонимов: огромный, большой, громадный, значительный, гигантский, громоздкий?

- Найдите в текстах сложносочинённое и сложноподчиненное предложения.

(Слайд 5) Минутка творчества. Сочинение-миниатюра

Используя предложение с прямой речью, напишите сочинение-миниатюру «На уроке физкультуры», используя слова для справки.

Слова для справки:

Дистанция – 0,1 километра

Ваня – 13,4 секунды

Света – 14,2 секунды

Петя – 13, 1 секунды

Оценка класса – 9 баллов

Вариант работы

На уроке физкультуры нам надо было бежать дистанцию в ноль целых и одну десятую километра. Эту дистанцию Ваня пробежал за тринадцать целых четыре десятых секунды, а Света – за четырнадцать целых две десятых секунды. Лучший результат показал Петя: тринадцать целых одну десятую секунды. А общая оценка класса составила девять баллов.

Учитель в конце урока похвалил нас: «Молодцы, ребята!»

(Слайд 6) Итог урока

- Как обозначаются дробные числа?

- Как склоняются дробные числительные?

- В каких стилях обычно употребляются дробные числительные?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!