СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование причастий. Материалы к уроку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы и упражнения к уроку по образованию причастий.

Просмотр содержимого документа
«Образование причастий. Материалы к уроку.»

Двадцать первое января.  Классная работа

Двадцать первое января. Классная работа

Орфоэпическая разминка.  Поставьте ударение: ободрала обогнала ногтя, род.п ед.ч. краны кралась корысть заняло заняла занял ободрал А обогнал А н О гтя, род.п ед.ч. кр А ны кр А лась кор Ы сть з А няло занял А з А нял

Орфоэпическая разминка. Поставьте ударение:

  • ободрала
  • обогнала
  • ногтя, род.п ед.ч.
  • краны
  • кралась
  • корысть
  • заняло
  • заняла
  • занял
  • ободрал А
  • обогнал А
  • н О гтя, род.п ед.ч.
  • кр А ны
  • кр А лась
  • кор Ы сть
  • з А няло
  • занял А
  • з А нял
Разминка: Вслух прочитайте отрывок из фельетона.  Установите, что придает ему шутливый, ироничный характер. Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся,  пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. (А. Ардов) Причастия какого залога и какого времени здесь использованы?

Разминка: Вслух прочитайте отрывок из фельетона. Установите, что придает ему шутливый, ироничный характер.

Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

(А. Ардов)

Причастия какого залога и какого времени здесь использованы?

Двадцать первое января.  Классная работа.  Образование действительных причастий. Вспомним, Причастие, это? Причастный оборот? Страдательные и действительные причастия, это… С помощью каких суффиксов образовываются действительные причастия?  Как вы понимаете это выражение?

Двадцать первое января. Классная работа. Образование действительных причастий.

Вспомним,

  • Причастие, это?
  • Причастный оборот?
  • Страдательные и действительные причастия, это…
  • С помощью каких суффиксов образовываются действительные причастия?

Как вы понимаете это выражение?

Составьте и запишите словосочетания со следующими парами слов. Чем отличаются друг от друга слова каждой пары? Сделайте вывод. Сидячий — сидящий, игривый — играющий, светлый — светлеющий, изменчивый — изменяющийся.

Составьте и запишите словосочетания со следующими парами слов.

Чем отличаются друг от друга слова каждой пары? Сделайте вывод.

  • Сидячий — сидящий,
  • игривый — играющий,
  • светлый — светлеющий,
  • изменчивый — изменяющийся.
Старославянские корни суффиксов По своему происхождению причастия с суффиксами -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) являются старославянскими. В древнерусском языке им соответствовали причастия с суффиксами –уч- (-юч-), -ач- (-яч-) . Эти слова в современном русском языке перешли в разряд прилагательных. Однокоренные слова типа висячий (прил.) — висящий (прич.), горячий (прил.) — горящий (прич.) стали различаться и по значению, и по морфологическим признакам. Таких пар слов в русском языке немало: живучий — живущий, лежачий — лежащий, стоячий — стоящий, колючий — колющий, летучий — летящий, ползучий — ползущий, гремучий — гремящий и др.

Старославянские корни суффиксов

По своему происхождению причастия с суффиксами -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) являются старославянскими.

  • В древнерусском языке им соответствовали причастия с суффиксами –уч- (-юч-), -ач- (-яч-) . Эти слова в современном русском языке перешли в разряд прилагательных. Однокоренные слова типа висячий (прил.) — висящий (прич.), горячий (прил.) — горящий (прич.) стали различаться и по значению, и по морфологическим признакам.

Таких пар слов в русском языке немало: живучий — живущий, лежачий — лежащий, стоячий — стоящий, колючий — колющий, летучий — летящий, ползучий — ползущий, гремучий — гремящий и др.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Объясни правописание суффиксов Всадник скач…щий на коне показался за бугром. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. Не  та…щий  на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Объясни правописание суффиксов

Всадник скач…щий на коне показался за бугром.

Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня.

Не  та…щий  на крыльце снег приходилось скалывать каждый день.

Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность.

Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.

Вспомним правило:  Образование действительных причастий глагол Настоящее время. 1 спр. Действительное От основы настоящего времени 2 спр. (признак предмета, который сам производит действие) З л. Мн. Ч. -ущ- (-ющ-)  маш ущ ий, по ющ ий -ащ- (-ящ-) Исключение: Прошедшее время дрож ащ ий, стро ящ ий, гон ящ ий. От основы Брезж ущ ий - образовано от глагола брезжить с помощью -ущ- . Неопределенной формы глагола -вш- (чита вш ий) -ш- (нес ш ий)

Вспомним правило: Образование действительных причастий

глагол

Настоящее время.

1 спр.

Действительное

От основы настоящего времени

2 спр.

(признак предмета, который сам производит действие)

З л. Мн. Ч.

-ущ- (-ющ-)

маш ущ ий, по ющ ий

-ащ- (-ящ-)

Исключение:

Прошедшее время

дрож ащ ий, стро ящ ий, гон ящ ий.

От основы

Брезж ущ ий - образовано от глагола брезжить с помощью -ущ- .

Неопределенной формы глагола

-вш- (чита вш ий)

-ш- (нес ш ий)

Образование действительных причастий прошедшего времени Спишите, вставляя пропущенные буквы. Слыш А вший шорох – слыш А ть (НФГ) прав…вший конями - _____________________ обид…вший ребенка - ____________________ раста…вший снег - ________________________ увид…вший паука - _______________________ направ…вший пешехода - __________________ постро…вший дом – _______________________ ужал…вшего малыша - ____________________

Образование действительных причастий прошедшего времени

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Слыш А вший шорох – слыш А ть (НФГ)

прав…вший конями - _____________________

обид…вший ребенка - ____________________

раста…вший снег - ________________________

увид…вший паука - _______________________

направ…вший пешехода - __________________

постро…вший дом – _______________________

ужал…вшего малыша - ____________________

Образование действительных причастий прошедшего времени Спишите, вставляя пропущенные буквы. Слыш А вший шорох – слыш А ть (НФГ) ла…вшей собаки - _________________________ об отта..вшей земле - _____________________ завис…вший от обстоятельств - _____________ ненавид…вший врагов - ___________________ с встрет…вшимся другом - __________________ рассе…вший сомнения - _____________________

Образование действительных причастий прошедшего времени

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Слыш А вший шорох – слыш А ть (НФГ)

ла…вшей собаки - _________________________

об отта..вшей земле - _____________________

завис…вший от обстоятельств - _____________

ненавид…вший врагов - ___________________

с встрет…вшимся другом - __________________

рассе…вший сомнения - _____________________

От приведенных форм образуйте с помощью суффикса -вш- действительные причастия прошедшего времени. Объясните правописание гласных перед суффиксом. Белеть ____________________________ Белить ____________________________ Выдержать _________________________ Гнать______________________________ Думать____________________________ Дуть_______________________________ Заботиться_________________________

От приведенных форм образуйте с помощью суффикса -вш- действительные причастия прошедшего времени.

Объясните правописание гласных перед суффиксом.

Белеть ____________________________

Белить ____________________________

Выдержать _________________________

Гнать______________________________

Думать____________________________

Дуть_______________________________

Заботиться_________________________

От приведенных форм образуйте с помощью суффикса -вш- действительные причастия прошедшего времени. Объясните правописание гласных перед суффиксом. Колоть_____________________________   мигать____________________________ Пускать____________________________ Смотреть__________________________ Остыть___________________________ Очаровать________________________ Хранить__________________________ Шуметь___________________________

От приведенных форм образуйте с помощью суффикса -вш- действительные причастия прошедшего времени.

Объясните правописание гласных перед суффиксом.

Колоть_____________________________

  мигать____________________________

Пускать____________________________

Смотреть__________________________

Остыть___________________________

Очаровать________________________

Хранить__________________________

Шуметь___________________________

Рефлексия. Мы сегодня вспомнили: 1 2 3 4 5

Рефлексия. Мы сегодня вспомнили:

1

2

3

4

5

У нас все получится! Упр. 423

У нас все получится!

  • Упр. 423


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!