Двадцать первое января. Классная работа
Орфоэпическая разминка. Поставьте ударение:
- ободрала
- обогнала
- ногтя, род.п ед.ч.
- краны
- кралась
- корысть
- заняло
- заняла
- занял
- ободрал А
- обогнал А
- н О гтя, род.п ед.ч.
- кр А ны
- кр А лась
- кор Ы сть
- з А няло
- занял А
- з А нял
Разминка: Вслух прочитайте отрывок из фельетона. Установите, что придает ему шутливый, ироничный характер.
Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
(А. Ардов)
Причастия какого залога и какого времени здесь использованы?
Двадцать первое января. Классная работа. Образование действительных причастий.
Вспомним,
- Причастие, это?
- Причастный оборот?
- Страдательные и действительные причастия, это…
- С помощью каких суффиксов образовываются действительные причастия?
Как вы понимаете это выражение?
Составьте и запишите словосочетания со следующими парами слов.
Чем отличаются друг от друга слова каждой пары? Сделайте вывод.
- Сидячий — сидящий,
- игривый — играющий,
- светлый — светлеющий,
- изменчивый — изменяющийся.
Старославянские корни суффиксов
По своему происхождению причастия с суффиксами -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) являются старославянскими.
- В древнерусском языке им соответствовали причастия с суффиксами –уч- (-юч-), -ач- (-яч-) . Эти слова в современном русском языке перешли в разряд прилагательных. Однокоренные слова типа висячий (прил.) — висящий (прич.), горячий (прил.) — горящий (прич.) стали различаться и по значению, и по морфологическим признакам.
Таких пар слов в русском языке немало: живучий — живущий, лежачий — лежащий, стоячий — стоящий, колючий — колющий, летучий — летящий, ползучий — ползущий, гремучий — гремящий и др.
Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Объясни правописание суффиксов
Всадник скач…щий на коне показался за бугром.
Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня.
Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день.
Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность.
Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.
Вспомним правило: Образование действительных причастий
глагол
Настоящее время.
1 спр.
Действительное
От основы настоящего времени
2 спр.
(признак предмета, который сам производит действие)
З л. Мн. Ч.
-ущ- (-ющ-)
маш ущ ий, по ющ ий
-ащ- (-ящ-)
Исключение:
Прошедшее время
дрож ащ ий, стро ящ ий, гон ящ ий.
От основы
Брезж ущ ий - образовано от глагола брезжить с помощью -ущ- .
Неопределенной формы глагола
-вш- (чита вш ий)
-ш- (нес ш ий)
Образование действительных причастий прошедшего времени
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Слыш А вший шорох – слыш А ть (НФГ)
прав…вший конями - _____________________
обид…вший ребенка - ____________________
раста…вший снег - ________________________
увид…вший паука - _______________________
направ…вший пешехода - __________________
постро…вший дом – _______________________
ужал…вшего малыша - ____________________
Образование действительных причастий прошедшего времени
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Слыш А вший шорох – слыш А ть (НФГ)
ла…вшей собаки - _________________________
об отта..вшей земле - _____________________
завис…вший от обстоятельств - _____________
ненавид…вший врагов - ___________________
с встрет…вшимся другом - __________________
рассе…вший сомнения - _____________________
От приведенных форм образуйте с помощью суффикса -вш- действительные причастия прошедшего времени.
Объясните правописание гласных перед суффиксом.
Белеть ____________________________
Белить ____________________________
Выдержать _________________________
Гнать______________________________
Думать____________________________
Дуть_______________________________
Заботиться_________________________
От приведенных форм образуйте с помощью суффикса -вш- действительные причастия прошедшего времени.
Объясните правописание гласных перед суффиксом.
Колоть_____________________________
мигать____________________________
Пускать____________________________
Смотреть__________________________
Остыть___________________________
Очаровать________________________
Хранить__________________________
Шуметь___________________________
Рефлексия. Мы сегодня вспомнили:
1
2
3
4
5
У нас все получится!