Мастер-класс
«Образовательная робототехника»
Цель: Создание условий для освоения обучающимися основ робототехники и начального инженерно-технического конструирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка, формирование устойчивого интереса к деятельности по конструированию, программированию, популяризация инженерных и технических специальностей.
Задачи:
ознакомление с образовательной робототехникой;
развитие логического и алгоритмического мышления и навыков;
ознакомление с основной палитрой языка программирования EV-3 ;
анализ готовой программы по поведению робота;
программирование робота на языке программирования EV-3.
Оборудование:
Персональные компьютер (2шт), робот (2шт), собранный из деталей конструктора Lego Mindstorms 9797, поля для соревнований роботов, мультимедийное оборудование.
Раздаточный материал:
Роботы, собранные из деталей конструктора Lego Mindstorms 9797.
Структура мастер- класса:
Вступительная часть:
Теоретически - демонстрационная часть:
знакомство со значением программирования и робототехники для детей;
знакомство с роботом;
пояснение основных этапов работы.
Практическая часть:
освоение приемов работы с роботом;
создание элементарных программ для работы с роботом.
Рефлексия участников мастер- класса. Подведение итога.
Ход мастер-класса
1. Вступительная часть
В современном обществе идет внедрение роботов в нашу жизнь, очень многие процессы заменяются роботами. Сферы применения роботов различны: медицина, строительство, геодезия, метеорология и т.д. Очень многие процессы в жизни, человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов): робот для всевозможных детских и взрослых игрушек, робот – сиделка, робот – нянечка, робота – домработница и т.д. Специалисты обладающие знаниями в этой области сильно востребованы. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя столько интересного. Поэтому, реализация дополнительных общеобразовательных программ по робототехнике приобретает все большую значимость и актуальность.
Для достижения результатов начального образования в учебном процессе нельзя обойтись без использования новых технологий, основывающихся на применении современных средств обучения. Одной из таких технологий, которая применяется на современном этапе в учебном процессе, является образовательная робототехника.
«Образовательная робототехника» универсальный инструмент для образования. Вписывается в дополнительное образование. Подходит для всех возрастов. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как инновационной методики на занятиях в учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.
В основе работотехники лежит ЛЕГО-конструирование. ЛЕГО означает «Умная игра», которая побуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся.
Основная цель курса: Создание условий для освоения обучающимися основ робототехники и начального инженерно-технического конструирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка, формирование устойчивого интереса к деятельности по конструированию, программированию, популяризация инженерных и технических специальностей.
2.Теоретически - демонстрационная часть
Этот курс решает следующие образовательные задачи
формирование специальных знаний, умений и навыков в области электроники, информатики, робототехники;
обучение приемам конструирования и программирования роботов и автоматизированных электронных систем;
обучениеосновампроектного подхода.
Развивающие:
развитие творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельного конструирования и программирования сложных робототехнических и автоматизированных систем;
развитие познавательной активности, внимания, умения сосредотачиваться, способность к самообразованию.
Воспитательные:
умение работать в команде;
привитие интереса к благородному и общественно значимому труду через разработку научно-прикладных межпредметных проектов.
Развитие творческих способностей детей.
Формирование коммуникативных навыков.
Формирование активной «Я концепции».
Занятие делится на два этапа:
Конструирование
Программирование
Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. В ходе занятия повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.
На этапе программирования, ребята должны составить программу для своего робота, чтобы игрушка двигалась и издавала звуки.
Курс очень интересен детям и взрослым. В нём объеденилтсь игровая и позновательная деятельность. Во время проведения занятия мы с ребятами проводим беседу и узнаём о жизни животного, о среде его обитания и т.д.
Демонстрация готовых роботов: Робот для соревнований «Траектория» (робот может двигаться вдоль черной линии по датчику освещенности), робот «Любопытный» (робот может по ультразвуковому датчику приближается к человеку, если расстояние больше 50 см и отъезжает от него при уменьшении этого расстояния), робот «Танцор» (робот с датчик ом звука – микрофоном, «танцует» совершая повороты вправо, влево, по громкому звуку), робот «Охранник» (робот с ультразвуковым датчиком – сонаром, охраняет территорию, предупреждает приближающийся объект, и стреляет из катапульты после второго предупреждения)
3.Практическая часть
Программирование (самостоятельное программирование роботов участниками мастер - класса)
Участники мастер – класса выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного - по два человека на один компьютер с помощью педагога «пишут» создают простые программы для роботов:
Робот говорит «Hello», «Lego», «Mindstorms», «Goodbye» и т.д.
Движение вперед, назад, поворот влево, вправо одним колесом, поворот по танковой схеме.
Включить лампочку красного цвета, желтого цвета, зеленого цвета.
Каждая группа загружает созданную программу в робота и анализирует выполнение роботом программы.
Для участников мастер – класса не участвующих в программировании роботов демонстрируются видеоролики с роботами, созданными в творческом объединении «LEGO – роботы».
Афиширование - представление выполненных работ
4.Рефлексия участников мастер- класса. Подведение итога.
Подведение итогов: На этом мастер – классе мы узнали, что называется роботом, узнали область применения роботов, а самое главное мы научились самостоятельно создавать программы для роботов.
Рефлексия (Некоторые вопросы для рефлексии):
Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?
Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?
Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?
Заключительное слово: Подводя итог, хочу сказать, что начиная учиться основам программирования и робототехники, дети получают преимущество, ведь когда учиться весело и увлекательно, всё новое усваивается лучше и быстрее.
0