Одним из приоритетов своей работы считаю развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Данная задача требует постоянного поиска новых наиболее эффективных технологий, обеспечивающих развитие этих способностей без ущерба физическому и психическому здоровью ребенка. Углубленно работаю над темой «Развитие элементов логического мышления и способностей детей к наглядному моделированию», начиная с дошкольной ступени образования детей, и отмечаю большой интерес у обучающихся к ЛЕГО - конструкторам, пришла к выводу, что достаточно эффективно использую такой вид продуктивной деятельности, как конструирование, мало того собрать модель, нужно еще ее запрограммировать к выполнению поставленных задач перед моделью.
Для решения задач по развитию творческих способностей с использованием конструктора ЛЕГО был создан курс занятий внеурочной деятельностью. Цель курса – развитие творческого потенциала и инженерной направленности личности обучающего через работу с конструктором ЛЕГО.
В процессе деятельности с ЛЕГО использовались разнообразные формы заданий:
по образцу;
по карточкам с моделями;
по собственному замыслу;
задание дает учитель, выполняют дети;
задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и учителем;
задания дают дети друг другу;
задание дает учитель, выполняют родители с ребенком.
Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Таким образом, ЛЕГО–конструирование – это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как ребенок и педагог могут с ней справиться.
Необходимо давать детям конструктор для того, чтобы они выступали в роли исследователей.
Предварительная беседа должна быть очень эмоциональной. Необходимо продумать дозированность речевого материала. Дети не должны устать слушать. Излишнее затягивание беседы приведет к снижению интереса.
Для успешного проведения занятий с конструктором ЛЕГО старалась соблюдать определенные условия:
Детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты.
Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали.
Любая игрушка должна быть правильно преподнесена ребенку, чтобы он мог с ней познакомиться, рассмотреть, потрогать её, понять, как она устроена.
Обязательное стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время работы.
Хорошим дополнением является специально подобранная музыка.
Перед конструированием необходимо выяснить у ребенка наличие предварительного замысла его будущей постройки, помочь спланировать этапы ее строительства, а по окончании расспросить о том, что и как ребенок строил, как будет играть. Не все дети могут самостоятельно составить подобные рассказы. Они способны отвечать на вопросы, но некоторые отказываются отвечать и заставлять их не нужно. Всему свое время.
Постройки лучше на некоторое время сохранять, так как детям очень жалко уничтожать результаты своего труда.
Для более успешной конструктивной деятельности с ЛЕГО использовала игры и упражнения на развитие логического мышления (найди такую же деталь, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Зоопарк», собери модель по пямяти и т.д.)
ЛЕГО игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; пространственное и воображаемое; способность предвидеть результаты своих действий. Большинство ЛЕГО игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью.
Целенаправленное использование технологии ЛЕГО создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей детей к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки. Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать.