СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект (практика) "В гостях у сказки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия театрализованной деятельностью помогут развить интересы и способности ребенка, а так же способствуют общему развитию: проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявления общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект (практика) "В гостях у сказки"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества муниципального образования — Путятинский муниципальный район Рязанской области






НОМИНАЦИЯ

«Художественная направленность»





Проект (практика) «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»


Автор-составитель:

Фролкина Любовь Фёдоровна,

педагог дополнительного образования




Путятино 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА 6

2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА 7

3. ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА 9

4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА 10

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 12

6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 15

7. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

ПРИЛОЖЕНИЯ 25


ПАСПОРТ ПРОЕКТА (ПРАКТИКИ)



Ф.И.О педагога

Фролкина Любовь Федоровна


Название муниципалитета РО

Путятинский муниципальный район Рязанской области


Тема

Театрализация


Условия возникновения, становления практики

Общая группа Путятинского детского сада Березка»


Актуальность и перспективность практики

Театрализованная деятельность включает в себя большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных областей, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.


Ведущая педагогическая идея

Занятия театрализованной деятельностью помогут развить интересы и способности ребенка, а так же способствуют общему развитию: проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявления общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.


Теоретическая база практики

Авторские пьесы, русские народные и зарубежные сказки, потешки и рассказы, стихи и стихотворения разных авторов, фольклор.


Новизна практики

Созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а так же речевое развитие и умение владеть собой перед аудиторией (публикой, что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка).


Технология

Формирование развивающей среды. Создание театрального уголка.


Результативность

Воспитанник будет знать:

1.5 — 8 артикуляционных упражнений.


Адресная направленность

Возраст детей — 6 — 7 лет.


Приложения

1. Методика проведения мониторинга театрализованной деятельности детей. 2. Методическое обеспечение проекта (практики).

ПРОЕКТ (ПРАКТИКА) «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

ВВЕДЕНИЕ


Проект (практика) дополнительного образования направлен на всестороннее развитие личности ребенка и его индивидуальность. В нем четко выражены положения «Концепции дошкольного воспитания» и направлены на гуманизацию педагогического процесса. Методы и средства театрализованной деятельности распределены в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детского возраста. В структуру проекта (практики) входят 5 направлений, каждое из которых имеет свою задачу:

1. Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Научить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

2. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

3. Культура и техника речи

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

4. Основы театральной культуры

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре в игровой форме.

5. Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, рассказом, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить:

- сочинять этюды по сказкам, басням;

- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

- учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

- развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.);

- пополнять словарный запас, образный строй речи.

Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.

Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем, являются актуальными проблемами современной педагогической науки и практики.


https://cloud.mail.ru/public/7nRq/NRAGvvpcy ссылка на видео

https://cloud.mail.ru/public/Rugw/yjXnJdsNu ссылка на видео

https://cloud.mail.ru/public/ssiy/7Rw4ZaGo8 ссылка на фото


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРАКТИКИ



Детское творчество особенно проявляется в играх-драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки и т.д.. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П. Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры-драматизации можно назвать творческой игрой.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством педагога, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

Дети – дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра. Но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА


Актуальность проекта (практики) заключается в том, что в настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни — достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Театрализованная деятельность включает в себя большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных областей, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка по двум причинам:

1. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

2. Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Как уже было сказано выше основополагающим видом деятельности для дошкольников является игра. Введение детей в сценическое искусство с помощью игры, способствует более адекватному развитию чувств, пробуждению таких качеств личности как соучастие, сострадание. Современные условия требуют от дошкольных программ ориентации на формирование у детей тех человеческих качеств, которые станут необходимыми в его взрослой жизни. И именно обращение к театральной деятельности позволит развить у ребёнка способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Цель практики: Развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и театральных представлений.

Основные задачи:

Образовательные:

1. Ознакомить воспитанников с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рязани.

Развивающие:

1. Развивать психологические качества: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).

2. Развивать интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.

3. Развивать творческую активность воспитанников, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей художественный вкус.

2. Формировать морально-этические нормы поведения.

3. ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА


Старший дошкольный возраст — это возраст появления психологических новообразований: произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением; изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценке. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ «Я». Формируются представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях личности. В образе «Я», кроме Я-реального — тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Дошкольник хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем. Не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

Важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности.

Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.


4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: ознакомление с общественными явлениями, формирование элементарных математических представлений и т. д. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей создавать радостную, непринуждённую обстановку в группе.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».

3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применение их для обыгрывания с детьми.

Обоснование направления:

Формирование развивающей среды. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

Настольный театр

Театр резиновой игрушки

Пальчиковый театр

Декорации

Театр конусной игрушки

Куклы - бибабо

Маски – шапочки

2. Работа с детьми. Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную (1 раз в неделю проводится кружок театрализованной деятельности), так и самостоятельную. Это:

- игровое творчество

- песенное творчество

- сочинение сказок, модификация сказок,

- сопровождение движений кукол словами, песенкой,

- импровизация,

- подведение итогов,

- обработка информации, диагностика

3. Заключительный:

- подведение итогов

- обработка информации, диагностика

- показ спектакля для родителей

Цель:

- Создание условий для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

- Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

- Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

- Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи:

1. Создать необходимые условия для проведения театрально-игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

10. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ


Содержание практики:

Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации).

2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы. фантазии).

3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Воспитанник будет знать:

1.5 — 8 артикуляционных упражнений.

Воспитанник будет уметь:

1. Действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

2. Делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

3. Произносить скороговорки в разных темпах, шепотом. Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

4. Выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

5. Составлять предложения с заданными словами.

6. Сочинять этюды по сказкам.

7. Строить простейший диалог.

8. Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

9. Запоминают заданные позы.

10. Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

В рабочем проекте (практике) определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.

Диагностика проводится 2 раза в год – в октябре, мае.

Срок реализации практики: 2021 — 2022 уч. г.


ВЫВОД: По результатам диагностики выявлены следующие результаты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень


U/U

«К


Ф. И. ребенка

г /

г /

г /

г /

г /

г /

г /

г /

Сроки










Общеразвивающие игры

Театральная

игра










2

Упражнения и этюды










3

Игры на превращения










4

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий










1

Особенности и виды театрального искусства, основа актерского мастерства. Культура зрителя

Ритмопластика










2

Музыкально-пластические импровизации










3

Жесты как важное средство выразительности










1

Игры и упражнения на речевое дыхание

Культура и техника речи










2

Артикуляционная гимнастика










3

Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой










4

Игры и упражнения на опору дыхания










5

Игры на расширение диапазона голоса










6

Творческие игры со словом










7

Скороговорки










1

Упражнения на развитие внимание, памяти, воображения

Этюдный

тренаж










2

Этюды на выражение и сопоставление различных эмоций










3

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера










1

Особенности и виды театрального искусства, основа актерского мастерства. Культура зрителя

Основы

театральн

ой

культуры










1

Желание участвовать в играх-драматизациях. Умение общаться с партнером. Способность импровизировать при создании образа.

Работа над спектаклем


И

н

о

г

о









Общая оценка

Таблица 1. Мониторинг (диагностика) сформированности театрально - игровой деятельности детей 5 -7 лет



1


6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


занятия

Тема занятия

Всего часов


В т.ч.

практических

В т.ч.

теоритических

Форма контроля







1

Основы театральной культуры «Здравствуй, театр!»

2

1

1


2

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи»

2

1

1


3

Театральная игра «Пока занавес закрыт»

2

1

1


4

Работа над спектаклем «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй»

2

1

1


5

Основы театральной культуры

2

1

1


6

Ритмопластика

2

1

1


7

Театральная игра «Угадай, что я делаю?»

2

1

1


8

Театральная игра «Одно и то же по-разному»

2

1

1


9

Театральная игра «Кругосветное путешествие»

2

1

1


10

Культура и техника речи

2

1

1


11

Ритмопластика

2

1

1


12

Театральная игра «Метелица»

2

1

1


13

Ритмопластика

2

1

1


14

Культура и техника речи. Скороговорки

2

1

1


15

Театральная игра «Карусель»

2

1

1


16

Работа над спектаклем

2

1

1

Показательные этюды

17

Работа над спектаклем

2

1

1


18

Культура и техника речи

2

1

1


19

Работа над спектаклем

2

1

1


20

Работа над спектаклем

2

1

1


21

Культура и техника речи

2

1

1


22

Основы театральной культуры

2

1

1


23

Работа над спектаклем

2

1

1


24

Работа над спектаклем

2

1

1


25

Театральная игра «Полет на Луну»

2

1

1


26

Театральная игра «Превращение предмета»

2

1

1


27

Культура и техника речи

2

1

1


28

Ритмопластика

2

1

1


29

Театральная игра «Любитель-рыболов»

2

1

1


30

Основы театральной культуры «Это вы можете!»

2

1

1


31

Основы театральной культуры «Сам себе режиссер»

2

1

1


32

Театральные игры

10

5

5

Показательный спектакль

Итоги:

72

36

36


7. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА



Месяц



Тема


Программные задачи


Методические приёмы


Сентябрь

Знакомство

Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-

чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению

1. Первое посещение детьми занятия в новом учебном году.

2. Знакомство с новыми детьми.

3. Игра «Назови свое имя». Игра «Радио»


Октябрь

Основы театральной культуры «Здравствуй, театр!»

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

1. Вводная беседа «Театр—это радость, театр—это необычный мир!»

2. Игры «Угадай, что я делал», «Найди предмет»


Театральная игра «Сказка, сказка, приходи»

Вспомнить с детьми спектакль С. Я. Маршака «Теремок». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами и методами театральной педагогики.

1. Показ спектакля по пьесе С. Я. Маршака «Теремок».


Театральная игра «Пока занавес закрыт»

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

1. Вводная беседа.

2. Игровая программа. Игры «И я тоже!», «Птицы, на гнезда!»


Работа над спектаклем «Сказку ты, дружок,

послушай и сыграй»

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

2. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

3. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

Сказка «Зайчик и ежик».

Ноябрь

Основы

театральной

культуры

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

1. Беседа на тему «Что такое этюд?»

Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

2. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.


Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

1. Беседа о театре.

2. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».


Театральная игра «Угадай, что я делаю?»

Развивать память, воображение детей.

1. Беседа о театрализованной игре.

2. Игра «Угадай, что я делаю?»


Театральная игра «Одно и то же по-разному»

Развивать воображение, фантазию детей.

1. Игра «Одно и то же по-разному».

2. Игра «Превращение предмета».

Декабрь

Театральная игра

«Кругосветное

путешествие»

Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. Дать детям возможность проявить себя в предлагаемых обстоятельствах; развивать чувства правды, веры в вымысел и смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

1. Игра «Кругосветное путешествие».


Культура и техника речи

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

1. Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».

2. Игры со скороговорками.

3. Упражнение на опору дыхания «Эхо».

4. Игра «Птичий двор».

5. Упражнение «Гудок», «Эхо».


Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую

выразительность и музыкальность.

Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

1. Разминочные упражнения.

2. Упражнения на внимание и координацию.

3. Речедвигательная координация.

4. Игра «Гипнотизер», «Конкурс лентяев».


Театральная игра «Метелица»

Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.

1. Игра «Метелица».

Январь

Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом.

1. Упражнение «Ритмический этюд».

2. Игра «Считалочка». Ритмический этюд.


Культура и техника речи. Скороговорки

Формировать правильное произношение, артикуля­цию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

1. Игра «Любитель-рыболов».

2. Работа со скороговорками.


Театральная игра «Карусель»

Воспитывать

музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом.

1. Театральная игра «Карусель».

Февраль

Работа над спектаклем

Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».

1. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

2. Беседа о прочитанной сказке.


Работа над спектаклем

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.

1. Упражнение для голоса «Воробьи».

2. Беседа о театральной терминологии.

3. Репетиция сказки «Красная Шапочка».


Культура и техника речи

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

1. Работа над дикцией.

2. Репетиция события

«Работа дровосеков».


Работа над спектаклем

Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать н ад голосом.

1. Работа над дыханием, артикуляцией.

2. Работа над голосом.

3. Репетиция I, II и III событий сказки «Красная Шапочка».

Март

Работа над спектаклем

Продолжать работу над эпизодами сказки. Совер­шенствовать чувство правды и веры в предлагаемые об­стоятельства.

1. Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных.

2. Репетиция I, II, III эпизодов сказки «Красная Шапочка».


Культура и техника речи

Продолжать работу над событием «Красная Шапочка в лесу».

1. Упражнения на дыхание, на артикуляцию. Работа над скороговорками.

2. Репетиция события «Красная Шапочка в лесу».


Основы

театральной культуры

Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей.

1. Упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над голосом.

2. Упражнение на речевое дыхание «Свеча». Упражнение «Погасить 3, 4, 5, 6... 10 свечей».

3. Упражнение «Прыгуны». Повторение скороговорок

4. Репетиция эпизода «Хитрый Волк».


Работа над спектаклем

Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль.

Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел

1. Работа над техникой речи. Скороговорки.

2. Репетиция спектакля «Красная Шапочка».


Работа над спектаклем

Репетировать спектакль «Красная Шапочка» с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное исполнение песни.

1. Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

Апрель

Театральная игра «Полет на Луну»

Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать смелость, ловкость. Развивать наблюдательность, воображение детей; совершенствовать умение выступать перед публикой.

1. Беседа о космосе и профессии космонавта.

2. Упражнение на внимание.

3. Упражнение на координацию движений.

Игра «Полет на Луну»


Театральная игра

«Превращение

предмета»

Развивать смелость, воображение и фантазию детей.

1. Организационный момент.

2. Театральная игра «Превращение предмета» (карандаш или палочка — ключ, вилка и т. д.; маленький мячик — яб­локо, фонарик и т. д.; записная книжка — зеркальце, фонарик и т. д.).

3. Подведение итогов занятия


Культура и техника речи

Учить детей находить ключевые слова в предложениях и выделять их голосом.

1. Организационный момент.

2. Работа над стихотворениями «Дракон» В. Берестова, «Жадина» С. Я. Маршака.

3. Считалка «Завтра с неба прилетит» (автор Н. Пикулева).

4. Подведение итогов занятия.


Ритмопластика

Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов и мимики.

1. Организационный момент.

2. Игры «Факир и змеи», «Умирающий лебедь» (используется музыка К. Сен-Санса «Умирающий лебедь», П. И. Чайковского «Арабский танец» из балета «Щелкунчик»).

3. Подведение итогов занятия.

Май

Театральная игра

«Любитель-

рыболов»

Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

1. Этюд «Любитель-рыболов».

2. Разучивание текста и мелодии песни «Любитель-рыболов»


Основы

театральной

культуры

«Это вы

можете!»

Закреплять пройденный материал (пословицы, поговорки, отрывки из спектаклей). Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.

1. Беседа о театре и театральной деятельности.

2. Развлекательная программа «Это вы можете».

3. Игра на внимание «Полет на Луну».


Основы

театральной

культуры

«Сам себе

режиссер»

Создавать условия для импровизации мини-спектакля.

1. Беседа на тему «Как рождается сценка».

2. Репетиция сценок.


Театральные

игры

Развивать внимание, воображение, память, общение детей.

1. Организационный момент.

2. Игры, загадки, скороговорки, считалки.

3. Подведение итогов занятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. — Просвещение,1991.

2. Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. Учебно-методическое пособие. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

3. Бердникова Н.В. Праздники, развлечения и развивающие занятия для детей. Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. — СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2015.

5. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4 — 6 лет: учеб.-метод. пособие/Т.Н. Доронова. — М.:Обруч,2014.

6. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2006.

7. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня, или Как приучить тень? Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

8. Матвеичева Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2009.

9. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2007.

10. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 — 6 лет /Под редакцией О.Ф. Горбуновой. М.:Мозаика — Синтез, 2008.

11. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6 — 7 лет /Под редакцией О. Ф. Горбуновой. М. Мозаика — Синтез, 2008.

Приложение 1

Методика проведения мониторинга театрализованной деятельности детей



Критерии

Диагностики



Цель


Методика проведения


Оценка

Театральная игра

Общеразвивающие

игры

«Передай позу»

Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется

Упражнения и этюды

«Кругосветное путешествие»

Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 – не справляется

Игры на превращения

«Превращение детей»

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Предложить детям по команде педагога превратиться в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

«Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем». Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы

Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети: Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали? Дети: Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

(Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию).

Ритмопластика

Игры на развитие двигательных способностей

«Буратино и Пьеро»

Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Музыкально-

пластические

импровизации

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

«В царстве золотой рыбки» В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина.

Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб...

Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных»), муз. К. Сен-Санса.

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Жесты как важное средство выразительности

Проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики.

«Приветствие» Правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону. «Прощание» Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Культура и техника речи

Игры и упражнения на речевое дыхание

«Мыльные пузыри»

Развивать правильное речевое дыхание.

Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе надувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри»: Осторожно — пузыри!

Ой, какие! — Летят!

Ой, смотри! — Мой — со сливу!

Раздуваются! — Мой — с орех!

Блестят! — Мой — не лопнул дольше всех.

Отрываются!

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Артикуляционная

гимнастика

Формировать правильное четкое произношение, посредством освобождение мышц шеи и челюсти

Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой

«Колокольчики»

Развивать мышцы губ, челюсти и языка.

Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм...

БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм!

ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Игры и упражнения на опору дыхания

«Дрессированные собачки»

Развивать дыхание.

Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям — цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Игры на расширение диапазона голоса

«Чудо-лесенка»

Развивать диапазон голоса.

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, Шаг-на-го-ры, Шаг-на-ту-чи... Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Творческие игры со словом

«Волшебная корзинка»

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

Дети сидят в кругу. Педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает, и т.д. Дети могут самостоятельно придумать, где искать слова для волшебной корзинки. В подготовительной группе задания усложняются: например, сложить слова, имеющие отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д.) или к театру (занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт и т.п.) После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращения».

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Скороговорки

Формировать правильное произно­шение,

артикуляцию, тренировать дикцию, помогать детям учиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Маша дала Роме сыворотку от простокваши.

Купила бабуся бусы Марусе.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Шапкой Мишка шишки сшиб.

Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.

Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород.

Осип охрип, Архип осип.

Летели лебеди с лебедятами.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он был смешон

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется

Этюдный тренаж

Упражнения на развитие внимание, памяти, воображения

Стимулировать внимание, память, воображение детей, научить их копировать действия ведущего.

«Нагрузи машину» Ведущая вывозит две машины и выносит разнородный строительный материал (кубики, цилиндры, пирамидки, шарики, колечки). По команде дети должны грузить в машину тот строительный материал, который в данный момент грузит сама ведущая, учитывая размеры груза, его форму и цвет.

«Кто пришел?» Ведущая показывает детям настольный кукольный спектакль, в котором участвуют четыре, пять и более действующих лиц, по ходу сказки появляющихся друг за другом («Репка»). После просмотра сказки ведущая спрашивает: Кто пришел первым? Кто последним? Просит назвать всех кукол, участвовавших в спектакле.

«Прогулка в лес» Ведущая предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Дети представляют себе, что они идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи, пересекают вспаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручеек, по кочкам перебираются через болото.

Возвращаются домой той же дорогой.

3 - с заданием справился;

2 - частично; 1 - не справляется.

Этюды на выражение и сопоставление различных эмоций

Выразительно и эмоционально выполнять движения по тексту потешки.

«Девочки и мальчики»

Ребенок: Девочки и мальчики, Ножками топочут: Хлоп, хлоп, хлоп, Топ, топ, топ! Прыгают, как мячики, Весело хохочут: ха, ха, ха! Прыг, прыг, прыг!

(Голова чуть откинута, на лице улыбка.)

«На улице две курицы»

Ведущая: На улице две курицы Девочки: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

С петухом дерутся. Как нам жалко петуха. Две девушки-красавицы, смотрят и смеются.

(Петухи и куры очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга. Девочки весело смеются, головы запрокинуты назад, рты полуоткрыты )

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

Определять и четко выражать в движениях, эмоциях черты характера в текстах потешек.

«За деревней я гуляла»

Ребенок: За деревней я гуляла, Там Ванюшу видела. Под кустом сидел и плакал Курица обидела.

(Брови сдвинуты, уголки губ опущены вниз, голова и плечи слегка наклонены, рот полуоткрыт.)

«Коза - хлопота»

Ведущая: Коза - хлопота день-деньской занята. Ей травы нащипать, Чтоб медведь не задрал, Малых деток беречь, Чтобы волк не украл,

Ей на речку бежать, Ей козляток стеречь, Чтобы лисонька-лиса, Их с собой не унесла. (Ребенок выполняет действия, соответствующие тексту, мимикой и движением выражая озабоченность и беспокойство.)

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Основы театральной культуры

Особенности и виды театрального искусства, основа актерского мастерства, культура зрителя.

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Активизировать познавательный интерес детей.

Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер — деятельный, действующий (акт — действие) участник игры.

Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за портером.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.

Афиша — объявление о представлении.

Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.

Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).

Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. Д.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма — сочинение для сцены.

Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Занавес — полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала.

Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент. Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом. Парик — накладные волосы.

Партер — места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр — место для зрелищ.

Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.

Работа над спектаклем

Умение общаться с партнером. Способность импровизировать при создании образа.

Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики, жеста. Приучать внимательно слушать партнера, вовремя произносить свои реплики.

Предложить детям разыграть хорошо знакомые им русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», используя знакомые этюды.

3 - с заданием справился;

2 - частично;

1 - не справляется.


Формы подведения итогов реализации: Показательные спектакли.

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА (ПРАКТИКИ)


1. МР3 проигрыватель — 1 шт.

2. Аудио записи.

3. Видеофильмы.

4. Декорации.

5. Маски.

6. Мягкие игрушки.

7. Театральные костюмы.

8. Перчаточные куклы — 15 штук.

9. Ширма — 1 шт.

10. Разработка игр, упражнений, этюдов.

11. Сценарии театральных постановок.

12. Книги со сказками (Литературные произведения).