СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее понятие о внимании

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общее понятие о внимании»

Тема: «Внимание» Разработал: Молчанова Т.П.,преподаватель психологии ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

Тема: «Внимание»

Разработал: Молчанова Т.П.,преподаватель психологии ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

План Общее понятие о внимании. Физиологические основы внимания. 2. Свойства внимания. 3. Виды внимания. 4. Особенности развития внимания детей.

План

  • Общее понятие о внимании. Физиологические основы внимания.

2. Свойства внимания.

3. Виды внимания.

4. Особенности развития внимания детей.

ВНИМАНИЕ - это особая форма психической активности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для человека предметах, явлениях окружающей действительности, собственных переживаниях, при отвлечении от всего остального Внимание— это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

ВНИМАНИЕ -

это особая форма психической активности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для человека предметах, явлениях окружающей действительности, собственных переживаниях, при отвлечении от всего остального

Внимание— это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

 Под направленностью внимания понимается ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР протекания познавательной деятельности. Направленность определяется как «готовность к действию»   Под СОСТРЕДОТОЧЕННОСТЬЮ внимания подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных.  Сосредоточенность обеспечивает глубину, полноту и ясность отражения в сознании объектов

Под направленностью внимания понимается ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР протекания познавательной деятельности. Направленность определяется как «готовность к действию»

Под СОСТРЕДОТОЧЕННОСТЬЮ внимания подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных. Сосредоточенность обеспечивает глубину, полноту и ясность отражения в сознании объектов

Основные функции внимания: активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов  способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Основные функции внимания:

  • активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов
  • способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями
  • обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Физиологические основы внимания   Механизм взаимодействия нервных процессов ВОЗБУЖДЕНИЯ и ТОРМОЖЕНИЯ, протекающих в коре больших полушарий головного мозга на основе ЗАКОНА ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ .

Физиологические основы внимания

Механизм взаимодействия нервных процессов ВОЗБУЖДЕНИЯ и ТОРМОЖЕНИЯ, протекающих в коре больших полушарий головного мозга на основе ЗАКОНА ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ .

Исследования И.П.Павлова физиологии внимания 1) Исследовательско - ориентировочный рефлекс «Что такое?» 2) Оптимальный очаг возбуждения Исследовательско - ориентировочный рефлекс «Что такое?» - реакция на все новое, неожиданное, оригинальное. Оптимальный очаг возбуждения – подвижный очаг, наиболее благоприятный для протекания психических процессов.

Исследования И.П.Павлова физиологии внимания

1) Исследовательско - ориентировочный рефлекс «Что такое?»

2) Оптимальный очаг возбуждения

Исследовательско - ориентировочный рефлекс «Что такое?» - реакция на все новое, неожиданное, оригинальное.

Оптимальный очаг возбуждения – подвижный очаг, наиболее благоприятный для протекания психических процессов.

А.А.Ухтомский о внимании Согласно принципу доминанты , выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность Доминанта возникает при наличии целеустремленности человека, его установок и интересов.

А.А.Ухтомский о внимании

Согласно принципу доминанты , выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность

Доминанта возникает при наличии целеустремленности человека, его установок и интересов.

Классификации видов внимания Классификация американского психолога Уильяма Джеймса 1. Чувственное (сенсорное)  Умственное (интеллектуальное) 2. Непосредственное  Опосредованное 3. Произвольное (активное)  Непроизвольное (пассивное)  Классификация отечественного психолога Н.Ф.Добрынина В зависимости от характера направленности и сосредоточенности 1.Непроизвольное 2.Произвольное 3.Послепроизвольное В зависимости от локализации объекта 1.Внешее 2.Внутреннее 3.Сенсорное 4.Интеллектуальное Данная классификация не утратила научной ценности в наши дни Данная классификация не утратила научной ценности в наши дни

Классификации видов внимания

Классификация американского психолога Уильяма Джеймса

1. Чувственное (сенсорное)

Умственное (интеллектуальное)

2. Непосредственное

Опосредованное

3. Произвольное (активное)

Непроизвольное (пассивное)

Классификация отечественного психолога Н.Ф.Добрынина

В зависимости от характера направленности и сосредоточенности

1.Непроизвольное

2.Произвольное

3.Послепроизвольное

В зависимости от локализации объекта

1.Внешее

2.Внутреннее

3.Сенсорное

4.Интеллектуальное

Данная классификация не утратила научной ценности в наши дни

Данная классификация не утратила научной ценности в наши дни

Виды внимания 1. Внимание, зависящее от волевой активности: - непроизвольное - произвольное Послепроизвольное 2. Внимание, зависящее от характера объекта, на который оно направлено: - внешнее -внутреннее 3. Внимание, зависящее от формы проявления - коллективное - групповое - индивидуальное

Виды внимания

1. Внимание, зависящее от волевой активности:

- непроизвольное

- произвольное

  • Послепроизвольное

2. Внимание, зависящее от характера объекта, на который оно направлено:

- внешнее

-внутреннее

3. Внимание, зависящее от формы проявления

- коллективное

- групповое

- индивидуальное

Виды внимания  Внимание, зависящее от психического развития: - природное - социальное   Также выделяют: непосредственное внимание опосредованное внимание чувственное - интеллектуальное

Виды внимания

Внимание, зависящее от психического развития:

- природное

- социальное

Также выделяют:

  • непосредственное внимание
  • опосредованное внимание
  • чувственное

- интеллектуальное

Свойства внимания  Сосредоточенность (концентрация) –удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального   Сосредоточенность может быть: Полная  (человек не видит и не слышит ничего вокруг) Умеренная (человек выполняет работу, не теряя связи с окружающим) Поверхностная (человек читает книгу без достаточного осмысления)

Свойства внимания

Сосредоточенность (концентрация) –удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального

Сосредоточенность может быть:

  • Полная (человек не видит и не слышит ничего вокруг)
  • Умеренная (человек выполняет работу, не теряя связи с окружающим)
  • Поверхностная (человек читает книгу без достаточного осмысления)
Свойства внимания Внимание обладает рядом свойств , которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся сосредоточенность (или концентрация) устойчивость  объем внимания распределение переключение

Свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств , которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс.

К основным свойствам внимания относятся

  • сосредоточенность (или концентрация)
  • устойчивость
  • объем внимания
  • распределение
  • переключение
Свойства внимания  Переключение внимание – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач.   Переключение внимания бывает: 1. Непроизвольным * неустойчивость внимания восстановление работоспособности 2. Произвольным   Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью.

Свойства внимания

Переключение внимание – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач.

Переключение внимания бывает:

1. Непроизвольным

* неустойчивость внимания

  • восстановление работоспособности

2. Произвольным

Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью.

Свойства внимания  Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одномоментно с достаточной ясностью.  Физиологический механизм объема внимания – величина участка с оптимальной возбудимостью Для определения объема внимания используется прибор ТАХИСТОСКОП (от греч. «тахисто» – быстрейший, «скопео» – смотрю)   Человеку показывают несколько объектов (буквы, геометрические фигуры, знаки) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться)

Свойства внимания

Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одномоментно с достаточной ясностью.

Физиологический механизм объема внимания – величина участка с оптимальной возбудимостью

Для определения объема внимания используется прибор ТАХИСТОСКОП

(от греч. «тахисто» – быстрейший, «скопео» – смотрю)

Человеку показывают несколько объектов (буквы, геометрические фигуры, знаки) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться)

Свойства внимания  Устойчивость – это длительность удержания внимания на предмете или деятельности. Длительность удержания внимания зависит: Типа нервной деятельности Физического состояния человека Интереса к деятельности Внешних условий Подвижности объекта Активности самого человека

Свойства внимания

Устойчивость – это длительность удержания внимания на предмете или деятельности.

Длительность удержания внимания зависит:

  • Типа нервной деятельности
  • Физического состояния человека
  • Интереса к деятельности
  • Внешних условий
  • Подвижности объекта
  • Активности самого человека
Свойства внимания  Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. (т.е. умение выполнять одновременно две и более деятельности)

Свойства внимания

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними.

(т.е. умение выполнять одновременно две и более деятельности)

Задание для контроля знаний Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного , какие – непроизвольного внимания? Какое число обозначает объем внимания? Какое свойство внимания определяет умение выполнять одновременно две и более деятельностей? Какое свойство внимания плохо развито, если человек с трудом может отвлечься от основной деятельности, чтобы начать новую деятельность?

Задание для контроля знаний

  • Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного , какие – непроизвольного внимания?
  • Какое число обозначает объем внимания?
  • Какое свойство внимания определяет умение выполнять одновременно две и более деятельностей?
  • Какое свойство внимания плохо развито, если человек с трудом может отвлечься от основной деятельности, чтобы начать новую деятельность?

Задание 1. «Дальтоник» Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано. Красный .  Зеленый .  Синий . Желтый.  Фиолетовый . Оранжевый .  Коричневый . С Красный.   Черный . Зеленый . Голубой Желтый .   Черный .  Зеленый . Синий.  Фиолетовый . Голубой .  Желтый .  Черный . Красный .  Оранжевый . Коричневый .

Задание 1. «Дальтоник»

  • Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный Зеленый Синий . Желтый.  Фиолетовый .

Оранжевый Коричневый . С Красный. 

Черный . Зеленый . Голубой Желтый

Черный Зеленый . Синий.  Фиолетовый . Голубой Желтый Черный . Красный Оранжевый . Коричневый .

Задание 2 .  (работа в парах) Пишите числа от одного до двадцати и одновременно называйте их в обратном порядке. Пишите цифру 1, а произносите 20. Пишите цифру 2, а произносите 19 и т.д.

Задание 2 . (работа в парах)

Пишите числа от одного до двадцати и одновременно называйте их в обратном порядке.

Пишите цифру 1, а произносите 20. Пишите цифру 2, а произносите 19 и т.д.