Тема: «Внимание»
Разработал: Молчанова Т.П.,преподаватель психологии ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
План
- Общее понятие о внимании. Физиологические основы внимания.
2. Свойства внимания.
3. Виды внимания.
4. Особенности развития внимания детей.
ВНИМАНИЕ -
это особая форма психической активности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для человека предметах, явлениях окружающей действительности, собственных переживаниях, при отвлечении от всего остального
Внимание— это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.
Под направленностью внимания понимается ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР протекания познавательной деятельности. Направленность определяется как «готовность к действию»
Под СОСТРЕДОТОЧЕННОСТЬЮ внимания подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных. Сосредоточенность обеспечивает глубину, полноту и ясность отражения в сознании объектов
Основные функции внимания:
- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов
- способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями
- обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Физиологические основы внимания
Механизм взаимодействия нервных процессов ВОЗБУЖДЕНИЯ и ТОРМОЖЕНИЯ, протекающих в коре больших полушарий головного мозга на основе ЗАКОНА ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ .
Исследования И.П.Павлова физиологии внимания
1) Исследовательско - ориентировочный рефлекс «Что такое?»
2) Оптимальный очаг возбуждения
Исследовательско - ориентировочный рефлекс «Что такое?» - реакция на все новое, неожиданное, оригинальное.
Оптимальный очаг возбуждения – подвижный очаг, наиболее благоприятный для протекания психических процессов.
А.А.Ухтомский о внимании
Согласно принципу доминанты , выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность
Доминанта возникает при наличии целеустремленности человека, его установок и интересов.
Классификации видов внимания
Классификация американского психолога Уильяма Джеймса
1. Чувственное (сенсорное)
Умственное (интеллектуальное)
2. Непосредственное
Опосредованное
3. Произвольное (активное)
Непроизвольное (пассивное)
Классификация отечественного психолога Н.Ф.Добрынина
В зависимости от характера направленности и сосредоточенности
1.Непроизвольное
2.Произвольное
3.Послепроизвольное
В зависимости от локализации объекта
1.Внешее
2.Внутреннее
3.Сенсорное
4.Интеллектуальное
Данная классификация не утратила научной ценности в наши дни
Данная классификация не утратила научной ценности в наши дни
Виды внимания
1. Внимание, зависящее от волевой активности:
- непроизвольное
- произвольное
2. Внимание, зависящее от характера объекта, на который оно направлено:
- внешнее
-внутреннее
3. Внимание, зависящее от формы проявления
- коллективное
- групповое
- индивидуальное
Виды внимания
Внимание, зависящее от психического развития:
- природное
- социальное
Также выделяют:
- непосредственное внимание
- опосредованное внимание
- чувственное
- интеллектуальное
Свойства внимания
Сосредоточенность (концентрация) –удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального
Сосредоточенность может быть:
- Полная (человек не видит и не слышит ничего вокруг)
- Умеренная (человек выполняет работу, не теряя связи с окружающим)
- Поверхностная (человек читает книгу без достаточного осмысления)
Свойства внимания
Внимание обладает рядом свойств , которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс.
К основным свойствам внимания относятся
- сосредоточенность (или концентрация)
- устойчивость
- объем внимания
- распределение
- переключение
Свойства внимания
Переключение внимание – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач.
Переключение внимания бывает:
1. Непроизвольным
* неустойчивость внимания
- восстановление работоспособности
2. Произвольным
Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью.
Свойства внимания
Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одномоментно с достаточной ясностью.
Физиологический механизм объема внимания – величина участка с оптимальной возбудимостью
Для определения объема внимания используется прибор ТАХИСТОСКОП
(от греч. «тахисто» – быстрейший, «скопео» – смотрю)
Человеку показывают несколько объектов (буквы, геометрические фигуры, знаки) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться)
Свойства внимания
Устойчивость – это длительность удержания внимания на предмете или деятельности.
Длительность удержания внимания зависит:
- Типа нервной деятельности
- Физического состояния человека
- Интереса к деятельности
- Внешних условий
- Подвижности объекта
- Активности самого человека
Свойства внимания
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними.
(т.е. умение выполнять одновременно две и более деятельности)
Задание для контроля знаний
- Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного , какие – непроизвольного внимания?
- Какое число обозначает объем внимания?
- Какое свойство внимания определяет умение выполнять одновременно две и более деятельностей?
- Какое свойство внимания плохо развито, если человек с трудом может отвлечься от основной деятельности, чтобы начать новую деятельность?
Задание 1. «Дальтоник»
- Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.
Красный . Зеленый . Синий . Желтый. Фиолетовый .
Оранжевый . Коричневый . С Красный.
Черный . Зеленый . Голубой Желтый .
Черный . Зеленый . Синий. Фиолетовый . Голубой . Желтый . Черный . Красный . Оранжевый . Коричневый .
Задание 2 . (работа в парах)
Пишите числа от одного до двадцати и одновременно называйте их в обратном порядке.
Пишите цифру 1, а произносите 20. Пишите цифру 2, а произносите 19 и т.д.