СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная программа "Спортивная аэробика"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная программа "Спортивная аэробика"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА ДОНЕЦКА

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 120 МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Ученого совета Донецкого института последипломного педагогического образования

__ _______ 20___ №_____

РЕКОМЕНДОВАНО

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

25. 08. 2015 № 426





Общеобразовательная программа факультатива (кружка, секции)

по физической культуре

для общеобразовательных учебных организаций

«Спортивная аэробика»










ДОНЕЦК – 2016

«Одобрено к использованию

в образовательных организациях»

Министерство образования и науки ДНР

Приказ от_________________№ ______

Рецензенты:

Прийменко Алина Валерьевна, доцент кафедры физвоспитания и спорта Донецкого национального унивеситета, заслужений тренер по спортивной аэробике и фитнесу;

Денисенко Оксана Викторовна, тренер-преподаватель по спортивной аэробике КДЮСШ №5 г. Донецка, мастер спорта по спортивной аэробике;

Хромых Наталья Ивановна, председатель ассоциации творческих учителей физической культуры г. Донецка, учитель высшей категории, «Старший учитель» ДСОШ № 135.

Составители:

Гасанова Ирина Михайловна, учитель физической культуры, специалист высшей категории, «учитель-методист»;

Настругова Ольга Вячеславовна, учитель физической культуры, специалист высшей категории, «учитель-методист».

Данная общеобразовательная программа факультатива (кружка, секции) по физической культуре для общеобразовательных учебных организаций «Спортивная аэробика» позволяет учителям физической культуры, руководителям факультатива (кружка, секции) увеличить двигательный режим школьников. Она разработана с целью укрепления здоровья учеников, а также популяризации спортивной аэробики как средства развития аэробной выносливости, гибкости, силовых способностей и координации движений. В программе приведен материал, который способствует усвоению техники выполнения базовых шагов и элементов спортивной аэробики.



Авторы: Гасанова Ирина Михайловна, учитель физической культуры, специалист высшей категории, «учитель-методист»;

Настругова Ольга Вячеславовна, учитель физической культуры, специалист высшей категории, «учитель-методист»

Рецензенты: Прийменко Алина Валерьевна, доцент кафедры физвоспитания и спорта Донецкого национального унивеситета, заслужений тренер по спортивной аэробике и фитнеса;

Денисенко Оксана Викторовна, тренер-преподаватель по спортивной аэробике КДЮСШ №5 г. Донецка, мастер спорта по спортивной аэробике;

Хромых Наталья Ивановна, председатель ассоциации творческих учителей физической культуры г. Донецка, учитель высшей категории, «Старший учитель» ДСОШ № 135

Утверждено педагогическим советом школы

(протокол № от «______» ____________ 201___)

Директор _______________ Н.П.Чешковская

Согласовано с методическим центром (кабинетом)

Заведующий РМК ___________________ Н.А.Шишова

Научно-методическая экспертиза ИППО:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Аннотация к программе

Данная общеобразовательная программа факультатива (кружка, секции) по физической культуре для общеобразовательных учебных организаций «Спортивная аэробика» позволяет учителям физической культуры, руководителям факультатива (кружка, секции) увеличить двигательный режим школьников. Она разработана с целью укрепления здоровья учеников, а также популяризации спортивной аэробики как средства развития аэробной выносливости, гибкости, силовых способностей и координации движений. В программе приведен материал, который способствует усвоению техники выполнения базовых шагов и элементов спортивной аэробики.

Пояснительная записка

Сегодняшний день диктует современным общеобразовательным организациям целесообразно использовать материально-техническую базу для качественного усвоения программы по физической культуре, укреплению здоровья и сохранения жизни детей.

Общеобразовательная программа факультатива (кружка, секции) по физической культуре для общеобразовательных учебных организаций «Спортивная аэробика» составлена в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» приказ №55-IНС от 07.07.2015 года, Законом «О физической культуре и спорта» постановление №I-143П-НС от 24.04.2015 года, программой среднего общего образования «Физическая культура 1-11 класс» приказ № 408 от 18.08.2015 года.

Одной из главных особенностей занятий спортивной аэробикой является ее травмобезопасность и доступность движений, которые можно использовать с целью психофизической тренировки, находящихся в тесной взаимосвязи с музыкальным сопровождением, коррекции фигуры, укрепления здоровья и как вид активного отдыха. А это актуально для каждого современного человека. Исследованиями доказано, что регулярные занятия аэробикой помогают развитию аэробной выносливости, способствуют совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизации жиросжигающих энзимов, снижению и нормализации артериального давления, силовых способностей, которые предотвращают развитие остеопороза, укрепляют опорно-двигательный аппарат, гибкости (можно использовать весь потенциал своих движений), координации движений (помогает быстро овладеть новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно переменной обстановки), общей выносливости и скорости.

Цель образовательной программы «Спортивная аэробика»: формирование физического, психического, духовного и социального здоровья школьников, овладение основами оздоровительно-коррекционной и прикладной направленности физкультурной деятельности, развитие основных физических качеств и способностей, повышение уровня физической подготовленности учащихся.

Она реализуется путем применения комплексного подхода к решению образовательных, оздоровительных, воспитательных, развивающих и прикладных задач:

  - формирование знаний о функциональной направленности физических упражнений, их эффективного использования для укрепления здоровья, проведения активного отдыха и здорового образа жизни;

  - приобретение элементарных знаний по теме «Спортивная аэробика», гигиены, основ здоровья и здорового образа жизни;

  - формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, развития физических качеств, коррекции осанки, профилактики травматизма и оказания первой помощи;

  - совершенствование функциональных возможностей организма, развитие основных жизненных систем;

  - воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как высшей социальной ценности личности;

  - воспитание интереса, потребности и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;

 - развитие кондиционных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и скоростно-силовых) и координационных способностей (скорости движений и реакций, согласование двигательных действий, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и т.п.);

 - профилактика асоциального поведения учащихся средствами факультативов (кружков, секций);

 - формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, целеустремленности, уверенности в своих силах, выдержки;

 - воспитание морально-волевых и психологических качеств личности;

  • формирование патриотизма и национального самосознания;

  • обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности.

Содержание программы «Спортивная аэробика» направлено на формирование ключевых компетентностей: социальных (формирование знаний об основах здорового образа жизни), мотивационных (способность к применению умений и навыков в различных по сложности условиях), функциональных (способность к оперированию знаниями по истории спортивной аэробики и терминологии вида спорта). В процессе изучения осуществляются межпредметные связи с анатомией, физиологией человека, гигиеной, физикой, теорией и методикой физического воспитания, историей физической культуры и спорта.

Общеобразовательная программа «Спортивная аэробика» создана для факультативной (кружковой, секционной) работы в общеобразовательных организациях, предусматривает реализацию содержания в объеме 6 часов в неделю (240 часов в год), 4 года обучения. Учитель может варьировать часы исходя из материально-технического обеспечения, а также отведенных часов на факультативную, кружковую и секционную работу (не менее 40% от общего количества). Учебный материал рекомендуется планировать на полгода. В зависимости от усвоения его учениками в планировании можно использовать элементы следующего года обучения. Она рассчитана для всех возрастных категорий учащихся. Предлагает изучение техники выполнения базовых шагов и элементов спортивной аэробики.

Общеобразовательная программа «Спортивная аэробика» состоит из разделов:

1. Теоретическая подготовка.

2. Общая и специальная физическая подготовка.

3. Техническая подготовка.

4. Контрольные учебные нормативы физической подготовленности.

Контрольные учебные нормативы физической подготовленности учащихся не являются обязательными, но предлагаются для повышения интереса к занятиям и формированию мотивационного фона. Благодаря нормативам можно отследить динамику роста личного результата (в начале, в середине и в конце каждого года обучения) и определить уровни знаний. Также для совершенствования знаний, умений и навыков со второго года обучения дети принимают участие в соревнованиях (школьного, районного, городского, республиканского уровней).

Сетка распределения учебных часов

з/п

содержание

Год обучения

1

2

3

4

1.

Теоретическая подготовка

На каждом занятии

2.

Общая и специальная физическая подготовка

141

119

86

76

3.

Техническая подготовка

90

110

142

152

4.

Участие в соревнованиях

4

4

4

4

5.

Контрольные нормативы физической подготовленности

3

5

6

6

Всего: 238+2 (резерв времени)=240

238+2

238+2

238+2

238+2


Методы применения:

1. Системное проведение мониторинга состояния здоровья учащихся, морально-психологического климата и динамики развития мотивации к занятиям спортивной аэробикой.

2. Разработка и широкая апробация инновационных технологий по формированию практических навыков.

3. Создание научно-методической базы экспериментального опыта (подготовка и издание учебных пособий, видео- и аудио продукции, электронных образовательных материалов и т.п.).

4. Внедрение физкультурно-спортивных мероприятий для учеников, родителей и учителей, направленных на популяризацию занятий спортивной аэробикой, пропаганду здорового образа жизни.

5. Создание сооответствующей материально-технической базы.

Прогнозирующие результаты:

1. Овладение учащимися системой знаний и навыков общеобразовательной программы дополнительного образования детей «Спортивная аэробика».

2. Участие в соревнованиях школьного, районного, городского, республиканского уровней.

3. Формирование у учащихся способности противостоять вредным привычкам и негативному воздействию окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.

4. Повышение социально-психологической комфортности в ученическом коллективе.

5. Увеличение числа учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях.

6. Сокращение у учащихся:

- острых респираторных заболеваний;

- числа рецидивов хронических заболеваний;

- количества психоэмоциональных расстройств.

Учебный материал 1 года обучения

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Теоретическая подготовка

Значение физической культуры для здоровья учащихся. Общие сведения по спортивной аэробике. Одежда и обувь для занятий спортивной аэробикой.

Известные спортсмены по спортивной аэробике в республике. Техника безопасности во время занятий спортивной аэробикой.

Ученик:

объясняет значение физической культуры и физических упражнений для здоровья учащихся;

характеризует общие сведения по спортивной аэробике;

приводит примеры об одежде и обуви для занятий спортивной аэробикой;

называет известных спортсменов республики по спортивной аэробике;

Общая и специальная физическая подготовка

Организационные упражнения;

общеразвивающие упражнения: основные исходные положения для ног и рук; для формирования правильной осанки; для мышц шеи (наклоны, вращения, повороты); для мышц рук и плечевого пояса (махи руками, сгибание и разгибание рук, вращения, отведение и приведение вперед, назад, в сторону, рывки); для мышц туловища из разных исходных положений (наклоны вперед, назад, вправо, влево, повороты); для мышц передней стенки живота (поднимание и опускание прямых ног, круговые движения одной и двумя ногами, поднимание и опускание туловища из различных исходных положений); для мышц ног (маховые упражнения, приседания на двух и одной ноге, выпады);

упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу;


упражнения для развития силы:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа; передвижения на руках в упоре; подтягивание в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания на двух и одной ноге с помощью; выпрыгивания из глубокого приседа;



упражнения для развития ловкости:

разнообразные симметричные движения; хлопки руками по заданию учителя; разновидности передвижений; танцевальные шаги; акробатические упражнения; упражнения с предметами (скакалками, мячами, лентами, обручами); прыжки с поворотами на 90-1800, с продвижением;

упражнения для развития скорости:

темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо; бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени (на месте, с продвижением вперед); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног с положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног с положения лежа на спине;

упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному; через гимнастическую скамейку на месте; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-1800, прыжки в низком приседе, выпрыгивания из приседа; прыжки на одной ноге на месте;


упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости:

многократное выполнение беговых, скоростно-силовых упражнений.

выполняет: организационные упражнения; общеразвивающие упражнения: основные исходные положения для ног и рук; для формирования правильной осанки; для мышц шеи (наклоны, вращения, повороты); для мышц рук и плечевого пояса (махи руками, сгибание и разгибание рук, вращения, отведение и приведение вперед, назад, в сторону, рывки); для мышц туловища из различных исходных положений (наклоны вперед, назад, вправо, влево, повороты); для мышц передней стенки живота (поднимание и опускание прямых ног, круговые движения одной и двумя ногами, поднимание и опускание туловища из различных исходных положений); для мышц ног (маховые упражнения, приседания на двух и одной ноге, выпады);


выполняет упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу;

выполняет упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа; передвижения на руках в упоре; подтягивание в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания на двух и одной ноге с помощью; выпрыгивания из глубокого приседа;


выполняет упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные движения; хлопки руками по заданию учителя; разновидности передвижений; танцевальные шаги; акробатические упражнения; упражнения с предметами (скакалками, мячами, лентами, обручами); прыжки с поворотами на 90-1800, с продвижением;

выполняет упражнения для развития скорости: темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо; бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени (на месте, с продвижением вперед); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног с положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног с положения лежа на спине;

выполняет упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному; через гимнастическую скамейку на месте; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-1800, прыжки в низком приседе, выпрыгивания из приседа; прыжки на одной ноге на месте;

выполняет упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости: многократное выполнение беговых, скоростно-силовых упражнений;

Техническая подготовка

Базовые шаги, связки аэробных движений (САД) и движения руками:

шаг (March), бег (Jog), подъем колена (Knee lift), мах (Kick), прыжок в стойку ноги врозь - ноги вместе (Jumping Jack), выпад (Lunge), подскок (Skip) в низком уровне интенсивности; связки аэробных движений (САД) с симметричными движениями руками в темпе 110 ударов в минуту на месте и с продвижением; сочетание САД с обязательными элементами.




Обязательные элементы

группа «Динамическая сила»:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа или в упоре лежа ноги врозь; из упора лежа круг одной ногой;

группа «Статическая сила»:

упор углом ноги врозь одна нога поднята; упор углом на полу, одна рука впереди, другая сзади ноги врозь; упор углом на полу руки сзади ноги врозь; упор углом ноги врозь; упор углом;

группа «Прыжки»:

прыжок с поворотом на 1800; прыжок - группировка; прыжок в шпагат;

группа «Равновесие и гибкость»:

сагиттальное и фронтальное высокое равновесие с захватом рукой ноги; четыре последовательные высокие махи ногами; шпагаты (на правую, левую ноги и фронтальный); из фронтального шпагата перемах назад в положение лежа на животе «панкейк»; поворот на одной ноге на 3600.




выполняет базовые шаги: шаг (March), бег (Jog), подъем колена (Knee lift), мах (Kick), прыжок в стойку ноги врозь - ноги вместе (Jumping Jack), выпад (Lunge), подскок (Skip) в низком уровне интенсивности;

выполняет связки аэробных движений (САД) с симметричными движениями руками в темпе 110 ударов в минуту на месте и с продвижением; сочетание САД с обязательными элементами;





выполняет сгибание и разгибание рук в упоре лежа или в упоре лежа ноги врозь; из упора лежа круг одной ногой;


выполняет упор углом ноги врозь одна нога поднята; упор углом на полу, одна рука впереди, другая сзади ноги врозь; упор углом на полу руки сзади ноги врозь; упор углом ноги врозь; упор углом;


выполняет прыжок с поворотом на 1800; прыжок - группировка; прыжок в шпагат;


выполняет сагиттальное и фронтальное высокое равновесие с захватом рукой ноги; четыре последовательные высокие махи ногами; шпагаты (на правую, левую ноги и фронтальный); из фронтального шпагата перемах назад в положение лежа на животе «панкейк»; поворот на одной ноге на 3600;

соблюдает правила техники безопасности во время занятий аэробикой.

Контрольные учебные нормативы физической подготовленности

Вид

Пол

«2»

«3»

«4»

«5»

Подтягивание в висе

в висе лежа

м

до 2

2

3

4

д

до 3

3

6

8

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

м

до 4

4

7

10

д

до 4

4

6

8

Наклон вперед из положения сидя, см

м

до 2

2

3

5

д

до 5

5

7

10

Поднимание туловища в сед из положения лежа за 30 сек. (раз)

м

до 10

10

20

28

д

до 9

9

18

27

Прыжок в длину с места, см

м

до 120

120

140

160

д

до 110

110

120

140

Прыжки через скакалку за 15 сек. (раз)

м

до 30

30

32

34

д

до 34

34

36

38

«Челночный» бег 4x9м, сек

м

до 11,3

11,3

10,7

10,2

д

до 11.7

11,7

11.0

10,5


Учебный материал 2 года обучения

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Теоретическая подготовка

Развитие спортивной аэробики в республике. Правила личной гигиены. Гигиегические основы закаливания. Значение занятий спортивной аэробикой. Техника безопасности во время занятий спортивной аэробикой. Профилактика травматизма.

ученик:

имеет общие сведения о развитии спортивной аэробики в республике;

соблюдает правила личной гигиены; гигиенических основ закаливания;

объясняет значение занятий спортивной аэробикой;

владеет элементарными приемами профилактики травматизма;

Общая и специальная физическая подготовка

Организационные упражнения;

общеразвивающие упражнения; упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия; для мышц шеи; для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища из разных исходных положений; для мышц передней стенки живота; для мышц ног; без предметов и с предметами;




упражнения для развития гибкости:

элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу и гимнастической стенке;

упражнения для развития силы:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; выпрыгивания из глубокого приседа;


упражнения для развития ловкости:

разнообразные симметричные и асимметричные движения; хлопки руками по заданию учителя; разновидности передвижений; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; танцевальные шаги; акробатические упражнения; упражнения с предметами (скакалками, мячами, лентами, обручами); прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением;

упражнения для развития скорости:

темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо с различными положениями рук; бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением вперед); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа; на спине, из положения лежа «березка», бег 30 м;

упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600, прыжки в низком приседе, выпрыгивание из приседа; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением;

упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости:

многократное выполнение беговых, скоростно-силовых, прыжковых упражнений.



выполняет организационные упражнения; общеразвивающие упражнения; упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия; для мышц шеи; для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища из разных исходных положений; для мышц передней стенки живота; для мышц ног; без предметов и с предметами;



выполняет упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу и гимнастической стенке;


выполняет упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; выпрыгивания из глубокого приседа;

выполняет упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; хлопки руками по заданию учителя; разновидности передвижений; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; танцевальные шаги; акробатические упражнения; упражнения с предметами (скакалками, мячами, лентами, обручами); прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением;


выполняет упражнения для развития скорости: темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо с различными положениями рук; бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением вперед); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа; на спине, из положення лежа «березка», бег 30 м;

выполняет упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой, по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; со скакалкой; прыжки на месте с поворотом на 90-180-3600, прыжки в низком приседе, выпрыгивание из приседа; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением;

выполняет упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости: многократное выполнение беговых, скоростно-силовых, прыжковых упражнений;

Техническая подготовка

Базовые шаги, связки аэробных движений (САД) и движения руками:

базовые шаги и их разновидности в высоком и среднем уровне интенсивности; связки аэробных движений (САД) с симметричными движениями руками в такт, в темпе 110-120 ударов в минуту на месте и с продвижением; сочетание САД с обязательными элементами (индивидуально, в парах, тройках)

блоки упражнений на месте, с продвижением в разных направлениях (индивидуально, в парах, тройках).

Обязательные элементы

группа «Динамическая сила»:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа; латеральное сгибание и разгибание рук в упоре лежа ноги врозь; сгибание и разгибание рук «петля», в упоре Венсон;

группа «Статическая сила»:

упор углом ноги врозь; упор углом ноги врозь с поворотом на 1800; упор углом; высокий угол ноги врозь; горизонтальный упор ноги врозь с опорой на локти «крокодил ноги врозь»;

группа «Прыжки»:

прыжок с поворотом на 180-3600; прыжки: в шпагат, в фронтальный шпагат; прыжок с поворотом на 1800 в фронтальный шпагат; прыжок – группировка; прыжок – группировка с поворотом на 1800; со сменой ног вперед-вверх «ножницы»;

группа «Равновесие и гибкость»:

сагиттальное и фронтальное высокое равновесие без опоры; четыре последовательные высокие махи ногами на месте и с поворотом в 3600; шпагаты (на правую, левую ноги и фронтальный); вертикальный шпагат с опорой руками о пол; из фронтального шпагата перемах назад в положение лежа на животе «панкейк»; поворот на одной ноге на 3600 в вертикальный шпагат с опорой руками о пол.




выполняет базовые шаги и их разновидности в высоком и среднем уровне интенсивности;

выполняет связки аэробных движений (САД) с симметричными движениями руками в такт, в темпе 110-120 ударов в минуту на месте и с продвижением; сочетание САД с обязательными элементами (индивидуально, в парах, тройках)

блоки упражнений на месте, с продвижением в разных направлениях (индивидуально, в парах, тройках);

принимает участие в соревнованиях;



выполняет сгибание и разгибание рук в упоре лежа; латеральное сгибание и разгибание рук в упоре лежа ноги врозь; сгибание и разгибание рук «петля», в упоре Венсон;

выполняет упор углом ноги врозь; упор углом ноги врозь с поворотом на 1800; упор углом; высокий угол ноги врозь; горизонтальный упор ноги врозь с опорой на локти «крокодил ноги врозь»;


выполняет прыжок с поворотом на 180-3600; прыжки: в шпагат, в фронтальный шпагат; прыжок с поворотом на 1800 в фронтальный шпагат; прыжок – группировка; прыжок – группировка с поворотом на 1800; со сменой ног вперед-вверх «ножницы»;

выполняет сагиттальное и фронтальное высокое равновесие без опоры; четыре последовательные высокие махи ногами на месте и с поворотом в 3600; шпагаты (на правую, левую ноги и фронтальный); вертикальный шпагат с опорой руками о пол; из фронтального шпагата перемах назад в положение лежа на животе «панкейк»; поворот на одной ноге на 3600 в вертикальный шпагат с опорой руками о пол;

соблюдает правила техники безопасности во время занятий аэробикой.


Контрольные учебные нормативы физической подготовленности


Вид

Пол

«2»

«3»

«4»

«5»

Подтягивание в висе

в висе лежа

м

до 2

2

4

5

д

до 4

4

8

12

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

м

до 6

6

10

14

д

до 5

5

7

9

Наклон вперед из положения сидя, см

м

до 2

2

4

6

д

до 6

6

8

11

Поднимание туловища в сед из положения лежа за 30 сек. (раз)

м

до 11

11

19

29

д

до 10

10

18

28

Прыжок в длину с места, см

м

до 130

130

150

170

д

до 120

120

130

150

Прыжки через скакалку за 20 сек. (раз)

м

до 42

42

44

46

д

до 44

44

46

48

«Челночный» бег 4x9м, сек

м

до 11,5

11,5

10,5

10,0

д

до 11,5

11,5

10,7

10,3

Учебный материал 3 года обучения

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Теоретическая подготовка

Развитие спортивной аэробики в мире. Определение состояния организма и интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений. Правильное дыхание во время выполнения физических упражнений. Место занятий, оборудование и инвентарь. Техника безопасности во время занятий спортивной аэробикой.

ученик:

имеет общие представления о развитии спортивной аэробики в мире;

объясняет методику определения состояния организма и интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений;

раскрывает роль правильного дыхания во время выполнения физических упражнений;

рассказывает о месте занятий, о оборудовании и инветаре;

Общая и специальная физическая подготовка

Организационные упражнения;

общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;


упражнения для развития гибкости:

элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу, гимнастической стенке, скамейке;


упражнения для развития силы:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке (стенке), с предварительным хлопком в ладони; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; подтягивание в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног из разных исходных положений; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; выпрыгивание из глубокого приседа;


упражнения для развития ловкости:

разнообразные симметричные и асимметричные движения; хлопки руками по заданию учителя; разновидности продвижений в разных направлениях; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; танцевальные шаги; акробатические упражнения; упражнения с предметами (скакалками, мячами, лентами, обручами); прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением, через препятствия;

упражнения для развития скорости:

темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо с различными положениями рук; бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением в разных направлениях); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа на спине, из положення лежа «березка»; бег 30, 60 м;

упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой и без опоры по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; прыжки через скакалку; прыжки на месте с поворотом на 90-180-360-5400; прыжки в низком приседе на месте и с продвижением; выпрыгивание из приседа на месте и с продвижением; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением;

упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости:

многократное выполнение беговых, силовых, скоростно-силовых, прыжковых упражнений.



выполняет организационные упражнения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

выполняет упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах) на полу, гимнастической стенке, скамейке;

выполняет упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке (стенке), с предварительным хлопком в ладони; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; подтягивание в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня прямого угла в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног из разных исходных положений; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; выпрыгивание из глубокого приседа;

выполняет упражнения для развития ловкости: разнообразные симметричные и асимметричные движения; хлопки руками по заданию учителя; разновидности продвижений в разных направлениях; упражнения на равновесие на ограниченной плоскости; танцевальные шаги; акробатические упражнения; упражнения с предметами (скакалками, мячами, лентами, обручами); прыжки с поворотом на 90-180-3600, с продвижением, через препятствия;

выполняет упражнения для развития скорости: темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо с различными положениями рук; бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением в разных направлениях); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа на спине, из положення лежа «березка»; бег 30,

60 м;

выполняет упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой и без опоры по одному и в парах; через гимнастическую скамейку на месте и продвижением; прыжки через скакалку; прыжки на месте с поворотом на 90-180-360-5400; прыжки в низком приседе на месте и с продвижением; выпрыгивание из приседа на месте и с продвижением; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением;

выполняет упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости: многократное выполнение беговых, силовых, скоростно-силовых, прыжковых упражнений;

Техническая подготовка

Базовые шаги, связки аэробных движений (САД) и движения руками:

базовые шаги и их разновидности в среднем уровне интенсивности;

связки аэробных движений (САД) с симметричными и асимметричными движениями рук в такт, в темпе 120-130 ударов в минуту на месте и с продвижением; сочетание САД с обязательными элементами (индивидуально, в парах, тройках, группах); блоки упражнений с передвижением в разных направлениях с увеличением нагрузки за счет координационной сложности, аплитуды и интенсивности движений (индивидуально, в парах, тройках, группах).

Обязательные элементы

группа «Динамическая сила»:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа; латеральное сгибание и разгибание рук в упоре лежа ноги врозь; сгибание и разгибание рук «петля», в упоре Венсон, в упоре Венсон «петля»;

группа «Статическая сила»:

упор углом ноги врозь поворот на 180-3600; высокий угол ноги врозь; высокий угол ноги врозь с поворотом на 1800; горизонтальный упор ноги врозь с опорой на локти («крокодил ноги врозь»);

группа «Прыжки»:

прыжок с поворотом на 3600; прыжок с поворотом на 180-3600 в шпагат; прыжок в группировку с поворотом на 180-3600; прыжок в группировку с поворотом на 180-3600 в шпагат; прыжок согнувшись ноги врозь; прыжок согнувшись опорная нога согнута («казак»);

группа «Равновесие и гибкость»:

поворот на одной ноге на 360-540-7200; поворот на одной ноге на 360-5400 в вертикальный шпагат с опорой руками о пол; четыре последовательные махи ногами с поворотом на 360-5400; безопорный вертикальный шпагат.



выполняет базовые шаги и их разновидности в среднем уровне интенсивности;

выполняет связки аэробных движений (САД) с симметричными и асимметричными движениями рук в такт, в темпе 120-130 ударов в минуту на месте и с продвижением; сочетание САД с обязательными элементами (индивидуально, в парах, тройках, группах); блоки упражнений с продвижением в разных направлениях с увеличением нагрузки за счет координационной сложности, аплитуды и интенсивности движений (индивидуально, в парах, тройках, группах);

принимает участие в соревнованиях;


выполняет сгибание и разгибание рук в упоре лежа; латеральное сгибание и разгибание рук в упоре лежа ноги врозь; сгибание и разгибание рук «петля», в упоре Венсон, в упоре Венсон «петля»;


выполняет упор углом ноги врозь поворот на 180-3600; высокий угол ноги врозь; высокий угол ноги врозь с поворотом на 1800; горизонтальный упор ноги врозь с опорой на локти («крокодил ноги врозь»);


выполняет прыжок с поворотом на 3600; прыжок с поворотом на 180-3600 в шпагат; прыжок в группировку с поворотом на 180-3600; прыжок в группировку с поворотом на 180-3600 в шпагат; прыжок согнувшись ноги врозь; прыжок согнувшись опорная нога согнута («казак»);

выполняет поворот на одной ноге на 360-540-7200; поворот на одной ноге на 360-5400 в вертикальный шпагат с опорой руками о пол; четыре последовательные махи ногами с поворотом на 360-5400; безопорный вертикальный шпагат;

соблюдает правила техники безопасности во время занятий аэробикой.


Контрольные учебные нормативы физической подготовленности

Вид


Пол

«2»

«3»

«4»

«5»

Подтягивание в висе

в висе лежа


м

до 3

3

5

7


д

до 5

5

10

15

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)


м

до 9

9

14

18


д

до 6

6

9

12

Наклон вперед из положения сидя, см


м

до 2

2

4

7


д

до 7

7

9

12

Поднимание туловища в сед из положения лежа за 30 сек. (раз)


м

до 12

12

20

30


д

до 11

11

19

29

Прыжок в длину с места, см


м

до 140

140

160

180


д

до 130

130

140

160

Прыжки через скакалку за 20 сек. (раз)


м

до 42

42

44

46


д

до 48

48

50

52

«Челночный» бег 4x9м, сек


м

до10,8

10,8

10,3

9,8


д

до11,3

11,3

10, 5

10.1


Учебный материал 4 года обучения

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Теоретическая подготовка

История развития и современное состояние спортивной аэробики. Развитие костно-мышечной и дыхательной систем организма подростка средствами физической культуры. Гигиена питания. Правила соревнований.

Техника безопасности во время занятий спортивной аэробикой.

ученик:

рассказывает об истории развития и современное состояние спортивной аэробики;

объясняет как развивать костно-мышечную и дыхательную систему организма подростка средствами физической культуры;

соблюдает правила гигиены питания;

владеет правилами соревнований по спортивной аэробике;

Специальная физическая подготовка

упражнения для развития гибкости:

элементы стретчинга (индивидуально, в парах, группах) на полу, гимнастической стенке, скамейке;

упражнения для развития силы:

сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке (стенке), с предварительными хлопками в ладоши; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; подтягивание в висе и в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня 90-1800 в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног из разных исходных положений; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; выпрыгивание из глубокого приседа;

упражнения для развития ловкости:

различные симметричные и асимметричные движения; хлопки руками по заданию; разновидности передвижений в разных направлениях и скоростью; упражнения на равновесие; танцывальные шаги; упражнения с предметами (скакалками, мячами, лентами, обручами); прыжки с поворотом на 90-180-360-5400, с продвижением, через препятствия;



упражнения для развития скорости:

темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо с различными положениями рук; бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением в разных направлениях); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа на спине, из положення лежа «березка»; бег 30, 60, 100 м;

упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой и без опоры (индивидуально и в парах); через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением; через скакалку; прыжки на месте с поворотом на 90-180-360-5400, прыжки в низком приседе на месте и продвижением в разных направлениях, выпрыгивание из приседа на месте и с продвижением; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; тройной прыжок;

упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости:

многократное выполнение беговых, силовых, скоростно-силовых, прыжковых упражнений с нагрузкой и без.



выполняет упражнения для развития гибкости: элементы стретчинга (индивидуально, в парах, группах) на полу, гимнастической стенке, скамейке;


выполняет упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке (стенке), с предварительными хлопками в ладоши; передвижения на руках в упоре; сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке; подтягивание в висе и в висе лежа на низкой перекладине; поднимание прямых (согнутых) ног до уровня 90-1800 в висе на перекладине (гимнастической стенке); поднимание туловища и ног из разных исходных положений; приседания на двух и одной ноге с помощью и без; выпрыгивание из глубокого приседа;

выполняет упражнения для развития ловкости: различные симметричные и асимметричные движения; хлопки руками по заданию; разновидности передвижений в разных направлениях и скоростью; упражнения на равновесие; танцывальные шаги; упражнения с предметами (скакалками, мячами, лентами, обручами); прыжки с поворотом на 90-180-360-5400, с продвижением, через препятствия;



выполняет упражнения для развития скорости: темповые прыжки на месте, с продвижением вперед, влево, вправо с различными положениями рук; бег с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад (на месте, с продвижением в разных направлениях); «челночный» бег 4x9м; сведение и разведение ног из положения лежа на спине под углом 45-900; попеременное сгибание и разгибание ног из положения лежа на спине, из положення лежа «березка»; бег 30, 60, 100 м;

выполняет упражнения для развития скоростно-силовых качеств: темповые подскоки с различными положениями рук и ног, с опорой и без опоры (индивидуально и в парах); через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением; через скакалку; прыжки на месте с поворотом на 90-180-360-5400, прыжки в низком приседе на месте и продвижением в разных направлениях, выпрыгивание из приседа на месте и с продвижением; прыжки на одной ноге на месте и с продвижением; тройной прыжок;

выполняет упражнения для развития специальной (аэробной) выносливости: многократное выполнение беговых, силовых, скоростно-силовых, прыжковых упражнений с нагрузкой и без;

Техническая подготовка

Базовые шаги, свякзи аэробных движений (САД) и движения руками:

базовые шаги и их разновидности в среднем и высоком уровне интенсивности; связки аэробных движений (САД) с симметричными и асимметричными движениями руками в такт в темпе 130-140 ударов в минуту, на месте и с продвижением; сочетание САД с обязательными элементами (индивидуально, в парах, тройках, группах); блоки упражнений с продвижением в разных направлениях с увеличением нагрузки за счет координационной сложности, аплитуды и интенсивности движений (индивидуально, в парах, тройках, группах).

Обязательные элементы

группа «Динамическая сила»

сгибание и разгибание рук в упоре лежа; латеральное сгибание и разгибание рук в упоре лежа ноги врозь; сгибание и разгибание рук «петля», в упоре Венсон, в упоре Венсон «петля»;

группа «Статическая сила»:

индивидуально и в группах упор углом ноги врозь поворот на 180-3600; высокий угол ноги врозь; высокий угол ноги врозь с поворотом на 180-3600; горизонтальный упор ноги врозь с опорой на локти («крокодил ноги врозь») с поворотом на 1800;

группа «Прыжки»:

прыжок с поворотом на 360-5400; прыжок с поворотом на 3600 в шпагат; прыжок в группировку с поворотом на 3600; прыжок в группировку с поворотом на 3600 в шпагат; прыжок согнувшись ноги врозь; прыжок - свободное падение; прыжок согнувшись опорная нога согнута («казак»);

группа «Равновесие и гибкость»:

поворот на одной ноге на 540-7200; поворот на одной ноге на 360-5400 в вертикальный шпагат с опорой руками о пол; поворот на одной ноге на 3600 в безопорный вертикальный шпагат; поворот на 3600 с захватом ноги; четыре последовательные махи ногами с поворотом на 5400.




выполняет базовые шаги и их разновидности в среднем и высоком уровне интенсивности;

выполняет связки аэробных движений (САД) с симметричными и асиметричными движениями руками в такт в темпе 130-140 ударов в минуту, на месте и с продвижением; сочетание САД с обязательными элементами (индивидуально, в парах, тройках, группах); блоки упражнений с продвижением в разных направлениях с увеличением нагрузки за счет координационной сложности, аплитуды и интенсивности движений (индивидуально, в парах, тройках, группах);

принимает участие в соревнованиях;

выполняет сгибание и разгибание рук в упоре лежа; латеральное сгибание и разгибание рук в упоре лежа ноги врозь; сгибание и разгибание рук «петля», в упоре Венсон, в упоре Венсон «петля»;



выполняет индивидуально и в группах упор углом ноги врозь поворот на 180-3600; высокий угол ноги врозь; высокий угол ноги врозь с поворотом на 180-3600; горизонтальный упор ноги врозь с опорой на локти («крокодил ноги врозь») с поворотом на 1800;


выполняет прыжок с поворотом на 360-5400; прыжок с поворотом на 3600 в шпагат; прыжок в группировку с поворотом на 3600; прыжок в группировку с поворотом на 3600 в шпагат; прыжок согнувшись ноги врозь; прыжок - свободное падение; прыжок согнувшись опорная нога согнута («казак»);

выполняет поворот на одной ноге на 540-7200; поворот на одной ноге на 360-5400 в вертикальный шпагат с опорой руками о пол; поворот на одной ноге на 3600 в безопорный вертикальный шпагат; поворот на 3600 с захватом ноги; четыре последовательные махи ногами с поворотом на 5400;

соблюдает правила техники безопасности во время занятий аэробикой.


Контрольные учебные нормативы физической подготовленности

Вид

Пол

«2»

«3»

«4»

«5»

Подтягивание в висе

в висе лежа

м

до 3

3

6

8

д

до 5

5

12

16

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

м

до 10

10

15

20

д

до 7

7

10

13

Наклон вперед из положения сидя, см

м

до 2

2

5

8

д

до 8

8

10

13

Поднимание туловища в сед из положения лежа за 30 сек. (раз)

м

до 13

13

21

31

д

до 12

12

20

30

Прыжок в длину с места, см

м

до 150

150

170

185

д

до 130

130

145

165

Прыжки через скакалку за 25 сек. (раз)

м

до 52

52

54

56

д

до 58

58

60

62

«Челночный» бег 4x9м, сек

м

до 10.6

10.6

10,1

9,6

д

до 11.2

11.2

10,4

10.0

Литература, использованная при подготовке программы

  1. Физическая культура : 1-11 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Мельничук Ю.В., Хрип К.В., Киселева Л.Л., Макущенко И.В., Москалец Т.В., Сидорова В.В., Тарапата Н.В., Хромых Н.И. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 148 с.

  2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковников Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.

  3. Дени Г., Дассвиль Л. Все танцы. - К.: Музична Україна, 1983. - 342 с.

  4. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. - М.: Советский спорт, 1990. - 64 с.

  5. Международная федерация гимнастики. Аэробная гимнастика. Правила соревнований 2009-2012, октябрь 2009. - 81с.

  6. Немов Р.С. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 248 с.

  7. Садыкова С.Л., Лебедева Е.И. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время. - Волгоград.: Учитель, 2007. - 93 с.

  8. Черненко О.Є., Кокарева С.М., Кокарев Б.В. Базова аеробіка методикою викладання. Методичні рекомендації для студентів факультету фізичного виховання, вчителів фізичного виховання та інструкторів з аеробіки. - Запоріжжя, 2004. - 39 с.

  9. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 337 с.


Литература, рекомендованная для учителя

  1. Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг. - М.: Советский спорт, 1991. - 96 с.

  2. Демчишин А.А., Мухин В.И. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. - К.: Здоровье, 1989. - 167 с.

  3. Кузин В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей июношества (первые итоги работы Проблемного научного Совета РАО по физической культуре) //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998.- №2.- С. 2 - 5.

  4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. – 1997. - №6. - С. 10 - 15.

  5. Нельсон А. Анатомия упражнений на растяжку / Нельсон А., Кокконен Ю.., 2014. – 160 с. – (Здоровье).

  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: «Академия», 2001.

  7. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 412 с.

  8. Яковлев В., Гриневский А. Игры для детей. - М.: Сфера, 1992. - 78 с.



Приложение к программе 1

Необходимый инвентарь для проведения занятий по аэробике:

1. Аппаратура.

2. Секундомер.

3. Скакалки.

4. Ленты.

5. Обручи.

6. Гимнастические скамейки.

7. Гимнастические маты.

8. Резиновые коврики.

9. Набивные мячи (1кг).

10. Гимнастическая стенка.

11. Гантели 0,5-1 кг.

12. Гимнастические палки.
















Приложение к программе 2

Общая структура урока

Часть урока

Направле-нность

Содержание разделов

Основные

упражнения

Методические рекомендации

Подготови-тельная

Разминка

10 минут

1.Локальные (изолирова-нные) движения частями тела




Повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, движения стопой

Темп и амплитуда движений от низкого до среднего




2.Движения для больших мышечных групп





Полуприседы,

выпады, движения туловищем, варианты шагов на месте и с продвиже-нием в сочетании с движениями руками

Упражнения на координацию и усиление кровотока, выполнять со средним темпом с увеличением амплитуды


3. Упражнения на гибкость

Растягивание мышц голени («стрейч»), передней и задней поверхности бедра, поясницы

Выполнять в медленном и среднем темпе в положении сидя, с опорой руками о бедра

Основная
























Основная


























Основная













Аэробная

30 минут







1. Аэробная разминка

3-10 минут





Базовые элементы и усложненные движения, варианты ходьбы с движениями ног

Изучение танцевальных соединений в среднем темпе на месте и с продвижением


Снижение нагрузки

«Первая заминка» до 2 минут












Упражнения на силу

5-10 минут
























Упражнения на силу

5-10 минут



2. «Аэробный пик»

15-20 минут











Танцевальные комбинации аэробных шагов и их варианты, бег, прыжки в сочетании с движениями рук






Выполнение блоков упражнений на месте и с продвижением в разных направлениях, увеличение нагрузки за счет координаци-онной сложности, амплитуды и интенсивности движений

3. Аэробная «заминка»

2-3 минуты



Базовые элементы, варианты ходьбы с уменьшением амплитуды движений руками

Уменьшение амплитуды перемещений, темпа движений




4.Упражнения для всего тела





Амплитудные движения руками, сгибание и разгибание туловища с опорой руками на бедра

Движения выполняются в стойке ноги врозь, выпады и полуприседы, соединенные с дыханием, темп движений медленный

5. Упражнения для мышц туловища





В положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость мышц пресса и спины

Выполнять от одной до трех серий по 10-16 повторений.

6. Упражнения для мышц бедра






В положении лежа упражнения на силовую выносливость

Методы выполнения упражнений и длина пауз между сериями зависит от уровня подготовле-нности учащихся

7. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

Варианты сгибание и разгибание рук в разных исходных положениях

Можно использовать упражнения с нагрузкой, на тренажерах

Заключи-тельная

Снижение нагрузки «вторая заминка»

5 минут

1.Упражнения на гибкость, «глубокий стрейч», общая заминка

Растяжения мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, голеней, мышц груди, рук и плечевого пояса

В разных исходных положениях, медленно, с фиксацией поз и последующим расслаблением


Приложение к программе 3

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ШАГОВ

ШАГ

(MARCH)

1. Нога сгибается вперед: тазобедренный и коленный суставы согнуты.

2. Нога разгибается, демонстрируя перекатывание с носка на пятку.

3. Основная фаза - движение вверх, а не вниз.

4. Верхняя половина тела (туловище, голова) находится в вертикальном положении, с нейтральным положением позвоночника и естественной осанкой.

5. Верхняя часть тела демонстрирует статическую силу, без одновременных с шагами перемещений вверх-вниз или вперед-назад.

6. Амплитуда: допускаются варианты от нейтрального положения стопы до полного сгибания в голеностопном суставе (оттянутый носок). Угол в тазобедренном и коленном суставах - 30-400. [7, с.12 13]

БЕГ

(JOG)

1. Безопорная нога поднята максимально назад к ягодице.

2. Нейтральное положение в тазобедренном суставе или небольшое сгибание или разгибание бедра (на угол +/- 100).

3. Колено согнуть.

4. В фазе полета в ноге демонстрируется оттянутый носок.

5. При приземлении на стопу демонстрируется управляемое движение, выполняется перекат с носка на пятку.

6. Верхняя половина тела удерживается вертикально, с нейтральным положением позвоночника естественной осанкой.

7. Амплитуда: нейтральное положение - угол в тазобедренном суставе от 0-100, в коленном суставе -110-1300, оттянутый носок. [7, с.12-13]

ПОДСКОК

(SKIP)

1. Подкок начинается как при беге с разгибанием в тазобедренном суставе, колено безопорной ноги сгибается и голень перемещается назад, пятка как можно ближе к ягодице.

2. Подскакивая, согнуть безопорную ногу в тазобедренном суставе на 30-450, выполнить мах голенью с полным разгибанием в колене до 00 - подскок.

3. Движение должно быть заметным и в тазобедренном, и в коленом суставах.

4. Мышечный контроль (управление) демонстрируется в течение всего движения. Движение безопорной ноги останавливается четырехглавой мышцой бедра.

5. Верхняя половина тела удерживается вертикально, с нейтральным положением позвоночника- естественной осанкой.

6. Амплитуда: сгибание в тазобедренном суставе от нейтрального положения до угла 30-450, от полного сгибания в колене, до полного разгибания. [7, с.12-13]




ПОДЪЕМ КОЛЕНА

(KNEE LIFT)

1. Демонстрируется высокий уровень подвижности в тазобедренном и коленном суставах рабочей (безопорной) ноги, минимум сгибание в обоих суставах – 900.

2. Когда бедро рабочей ноги находится в высшем положении, голень располагается вертикально, носок оттянуть.

3. В голеностопном суставе может быть согнутое или разогнутое положение (носок «оттянуть» или «на себя»), но необходимо показать мышечный контроль.

4. Опорная нога - прямая, максимально допустимое сгибание в коленном / тазобедренном суставах.

5. Верхняя половина тела удерживается вертикально, с нейтральным положением позвоночника, естественной осанкой.

6. Амплитуда от нейтрального положения к сгибанию минимум на 900 в тазобедренном и коленном суставах рабочей ноги (безопорной). [7, с.12-13]

МАХ

(KICK)

1. Высокий мах прямой ногой, минимальная амплитуда: пятка на высоте плеча, примерно 1450.

2. Движение выполнять только в тазобедренном суставе. Махова нога прямая - при движении колено не сгибается.

3. В течение движения носок оттянуть.

4. Опорная нога остается прямой, максимально допустимое сгибание в коленном и тазобедренном суставах примерно 100.

5. Верхняя половина тела удерживается вертикально, с нейтральным положением позвоночника, естественной осанкой.

6. Амплитуда от нейтрального положения до угла в 150-1800 в тазобедренном суставе маховой ноги. В течение движения показывать полное разгибание колена. [7, с.12-13]


ПРЫЖОК «НОГИ ВРОЗЬ-НОГИ ВМЕСТЕ»

(JACK)

1. Прыжок из стойки в полуприсед ноги врозь. Природный поворот бедер наружу в тазобедренных суставах.

2. Приземление - в полуприсед ноги врозь (шире плеч), проекция колен не выходит за пределы стоп.

3. Точное и управляемое движение в ногах и стопах - перекатывание с носка на пятку.

4. Прыжок в: стойку ноги вместе, носки направлены вперед или наружу.

5. Верхняя половина тела удерживается вертикально, с нейтральным положением позвоночника, естественной осанкой. [7, с.12-13]





ВЫПАД

(LUNGE)

1. В исходном положении ноги вместе или врозь, без поворота бедра наружу. Одна нога прямая (без сгибания колена) отведена назад в сагиттальном направлении.

2. Пятки опускаются на пол с контролем движения.

3. Стопы ставятся в сагиттальном направлении. Все движения тела (ноги врозь и вместе) выполняются как единое действие.

4. Низкое ударное действие: при движении тело слегка перемещается вперед (вес тела передается на ногу спереди), сохраняется прямая линия от шеи до пятки опорной ноги.

5. Высокое действие: прыжком ноги врозь в сагиттальном направлении (вперед и назад), как при шаге в лыжном спорте. [7, с.12-13]

Связка аэробных движений

Связка аэробных движений (САД) - это последовательное выполнение в течение полных 8 счетов (музыкального такта) движений с вариантами аэробных шагов. Если САД имеет меньшую, чем 8 счетов продолжительность, то эта последовательность движений не рассматриваться как САД.


Приложение к программе 4

ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ

    Движения рук разнообразны, только некоторые из них имеют специальные названия, большинство из них из области силовой тренировки.

1.Тип движений:

а) сгибание-разгибание;

б) поднятия-опускания;

в) вращения.

2. Зоны или плоскости:

а) зона плеч;

б) ниже зоны плеч;

в) выше зоны плеч.

3. Направления:

а) вверх и вниз;

б) вперед-назад;

в) в сторону и по диагонали.

4. Качество:

а) мягко, текуче;

б) жестко, сильно.

5. Темп:

а) в такт;

б) половинный темп;

в) двойной темп.

6. Симметрия-асимметрия.

7. Хронология - переход с одних на другие.

Движения руками ниже зоны плеч:

 - Clap Hands - хлопки руками перед телом на высоте груди;

 - Walking Arms - обычные движения руками при ходьбе;

 - Biceps Curl - сгибание в локтях перед телом: руки к плечам - и.п., можно вперед, в сторону, чередуя правую – левую;

- Triceps Kickback - и. п. - кисти на пояс, сжатые в кулаках: разгибания и сгибания в сторону, по диагонали, в чередовании;

- Triceps Kick Side - и. п. - кисти на пояс, сжатые в кулаках: разгибания и сгибания в стороны – вниз;

- Pumping Arms - согнуть руки ниже груди, кисти в кулак;

- Funky Arms - и. п. - руки к плечам, локти вниз - в разные стороны, пальцы врозь: сгибание - разгибание рук;

- Criss Cross - и. п. - руки скрещены на уровне бедер, локти прижаты: разведение рук;

- Rolling Arms - и. п. - скрещивание рук спереди – вниз;

- Punching Arms - и. п. - руки на пояс. Поочередные удары одной и другой рукой вперед - вниз, кисти в кулак;

- Rowing Arms – гребля;

- Swinging Arms - маятник: поочередные сгибания и разгибания рук круговыми движениями перед туловищем;

- Deltoid Arms - и. п. - руки полусогнуты, напряженные, кисти в кулаках: поднятие рук, плечи в разные стороны, предплечья вперед - и. п.;

- Upright Row - и. п. - руки вниз почти прямые, кистями внутрь. Дугами внутрь, поднятие и опускание рук к плечам;

- Front Laterals - поднятие рук вперед на высоту плеч;

- Side Laterals - то же в разные стороны.

Движения руками на высоте зоны плеч:

- Chest press - скрещение согнутых рук;

- Triceps Kick Side - то же, но сгибая и разгибая руки в стороны;

- Butterfly - то же, но с и. п. - согнуть руки в стороны, предплечьем вверх;

- Shaulder Pull - и. п. - руки полусогнуты вперед, кисти в кулак: согнуть руки, локти в разные стороны - и. п.;

- Diagonal Punch - руки скрестно вперед с поворотами туловища;

- Semicircle Arm - полукруг рукой перед телом;

- Pendulum Arm - полукругом правая рука в сторону, левая согнута справа и наоборот.

Движения руками выше зоны плеч:

- Overhead Press - руки вверх, кисти в кулак - согнуть руки в разные стороны предплечьем вверх, кисти в кулак;

- Latteral pulls - покачивание руками в положении вперед – вверх.


























Приложение к программе 5

                                  ОПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ (выборочно)

ГРУППА А: ДИНАМИЧЕСКАЯ СИЛА [7, с.14-28]

Отжимание в упоре лежа (PUSH UP)

1. Исходное положение: упор лежа.

2. Выполнить отжимание с фазами сгибания (вниз) и разгибание рук (вверх).

3. Конечное положение: упор лежа.

Отжимание в упоре «Венсон» (WENSON PUSH UP)

1. Исходное положение: упор лежа, с опорой одной прямой ноги в верхнюю часть трицепса с одноименной стороны.

2. Обе ноги должны быть прямыми (разогнутыми).

3. В этом положении выполняется отжимание.

4. Конечное положение - упор лежа.

ГРУППА B: СТАТИЧЕСКАЯ СИЛА [7, с.29-38]

Упор углом ноги врозь (STRADDLE SUPPORT)

1. Упор ноги врозь.

2. Упор на двух руках, с контактом в пол только кистями.

3. Обе руки расположены перед телом (ноги снаружи).

4. Ноги согнуты (в тазобедренных суставах), разведенные врозь (минимальная ширина 900) и параллельны полу.

5. Удержать позу 2 секунды.




Упор углом ноги врозь с поворотом на 1800

(STRADDLE SUPPORT 1/2 TURN)

1. Упор углом ноги врозь.

2. Тело вращается на 1800.

3. Удерживать позу 2 секунды в начале, во время или в конце поворота на1800.

4. Менять положение рук на полу до 2 раз.

.

Упор углом ноги врозь с поворотом на 3600

(STRADDLE SUPPORT 1/1 TURN)

1. Упор углом ноги врозь.

2. Тело вращается на 3600.

3. Удерживать позу 2 секунды в начале, во время или в конце поворота.

4. Менять положение рук на полу до 4 раз.

Упор углом

(L-SUPPORT)

1. Упор ноги вместе.

2. Обе руки располагаются с двух сторон от тела, близко к бедрам.

3. Тело удерживается двумя руками, в контакте с полом находятся только кисти.

4. Ноги согнуты вперед (в тазобедренных суставах) и параллельно полу.

5. Удерживать позу 2 секунды.

Горизонтальный упор ноги врозь с опорой на локти

«Крокодил ноги врозь»

(FULL SUPPORT STRADDLE LEVER)

1. Упор, в котором тело опирается на локти и трицепсы, и только кисти находятся в контакте с полом («крокодил»).

2. Ноги разведены в стороны, параллельно полу и находятся на одной линии с позвоночником.

3. Линия тела не должна превышать 200 от линии параллельной полу.

ГРУППА C: ПРЫЖКИ (JUMPS and LEAPS) [7, с.39-70]

Прыжок с поворотом на 3600

(1/1 AIR TURN)

1. С двух ног выполнить прыжок, тело в вертикальном положении полностью выпрямленно.

2. В полете тело вращается на 3600.

3. Положение рук произвольное.

4. При приземлении ноги вместе.

.

Прыжок с поворотом на 1800 в шпагат

(1/2 AIR TURN TO SPLIT)

1. Прыжок с двух ног.

2. В воздухе выполнить поворот на 1800.

3. Тело наклоняется, готовясь к приземлению.

4. Шпагат.

.


Прыжок группировка

(TUCK JUMP)

1. Вертикальный прыжок, в котором ноги сгибаются вперед, колени близко к груди в положение группировки.

2. При приземлении ноги вместе.


Прыжок согнувшись, согнув одну ногу – «Казак»

(COSSACK JUMP)

1. Вертикальный прыжок, при котором обе ноги поднимаются параллельно полу или выше с одной согнутой в колене ногой.

2. Бедра обеих ног вместе и параллельны полу.

3. При приземлении ноги вместе.

ГРУППА D: РАВНОВЕСИЕ И ГИБКОСТЬ [7, с.71-79]

Поворот на одной ноге на 3600

(1/1 TURN)

1. Равновесие на одной ноге.

2. Выполнить полный поворот на 3600.

3. Положение свободной ноги и рук произвольное.

4. Остановка на одной или двух ногах.




Поворот на одной ноге на 3600

в вертикальный шпагат с опорой руками о пол

(1/1 TURN TO VERTICAL SPLIT)

1. Стойка на одной ноге.

2. Выполнить полный поворот на 3600.

3. Конечное положение - вертикальный шпагат.

Четыре (4) поочередные высокие махи ногами

(FOUR (4) CONSECUTIVE SAGITTAL HIGH LEG KICKS

1. Стойка ноги вместе.

2. Четыре последовательные высокие махи вперед, носок ноги на уровне плеч.

3. Стойка ноги вместе, положение рук - произвольное.

Шпагат (SPLIT)

1. Ноги полностью разведены в сагиттальный шпагат.

2. Бедра параллельны полу.

Вертикальные шпагат с опорой руками о пол

(VERTICAL SPLIT)

1. Стойка на одной ноге, другую поднять вверх в вертикальный шпагат.

2. Руки у опорной ноги.

3. Голова, туловище и нога - на одной линии.



Фронтальный шпагат

(FRONTAL SPLIT)

1. Ноги полностью разведены в стороны в положение фронтальный шпагат.

2. Тело удерживается вертикально.

С фронтального шпагата с касанием грудью пола, перемах ногами назад в положении лежа на животе (панкейк)

SPLIT THROUGH (PANCAKE)

1. Фронтальный шпагат.

2. Наклонить туловище вперед и коснуться грудью пола.

3. Ноги продолжают перемах назад, выполняя вращения в т / б суставах, пока тело не выпрямится в положении лежа на животе.