Учебно-методическая карта (план) занятия № | 1 |
Дисциплина | Обществознание |
|
Тема занятия | «Введение» |
| Время | 90 минут |
Вид занятия (тип урока) | комбинированный урок |
|
Цели занятия | учебная | Определить место учебной дисциплины в образовательном |
процессе; ознакомить учащихся со справочным и методическим |
аппаратом учебника, задачами и структурой курса. |
|
развивающая | Способствовать развитию логического мышления; |
прививать навыки анализа |
воспитательная | Формировать интерес к учебному предмету |
| |
Внутренние связи | Со всеми темами данной дисциплины |
|
| |
Обеспечение занятия |
А.Наглядные пособия | |
Б. Раздаточный материал | |
Приложение 1 (Примеры эссе: «Вам не удастся никогда создать |
мудрецов, если будете убивать в детях шалунов», «Объявить себя гением легче всего по |
радио») Приложение 2 (Дополнительный материал: «Легко ли быть вундеркиндом?», |
«Магические волны») |
В.Технические средства обучения | |
Г. Место проведения | Аудитория |
Д. Литература: |
Основная | |
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей.- М.: Академия, 2010. |
Дополнитель-ная | Анишина В.И. Обществознание без шпаргалки. – М.: Материк-Альфа, 2006. |
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. – М.: ВАКО, 2010. |
Белокрылова О.С. Обществознание. Пособие- репетитор. - Р/Д.: Феникс, 2006. |
Боголюбов Л.Н. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007. |
Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2006. |
Корсаков Г.Г. Готовимся к экзамену по обществознанию.- Р/Д.: Феникс, 2005. |
Кравченко А.И. Социология и политология. – М.: Академия, 2006. Куликов Л.М. |
Основы социологии и политологии.- М.: Финансы, 1999 |
Петрушина Ю.Ю. Обществознание. Пособие для абитуриентов. – М.: КДУ, 2008. |
Степаненко Л.Н. Обществознание. – Волгоград: Учитель, 2008. |
План занятия
1.Организационный момент – 5 мин.
2.Мотивация – 4 мин.
3.Актуализация базовых данных – 4 мин.
4.Формирование новых знаний и представлений – 69 мин.
5. Контроль усвоения знаний - 5 мин.
6.Подведение итогов - 1 мин.
7.Домашнее задание - 2 мин.
Содержание занятия
№ эле- мента | Элементы занятия, учебные вопросы | Время | Формы, методы обучения и контроля. Примечания |
I | Организационный момент Приветствие студентов. Представление преподавателя. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. Требование преподавателя по подготовке к «Обществознание» Знакомство с темой занятия: «Введение» Знакомство целями и задачами занятия План занятия: I. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание» II. Основные источники знаний III. Обществоведческое эссе» и правила его написания Вопрос: (?) – Глядя на запись, определите, какие цели и задачи необходимо решить во время занятия. | 5 мин. | Традиционное приветствие уч-ся Знакомство с группой Отметить отсутствующих в журнале Преподаватель озвучивает требования, предъявляемые к студентам Запись темы в тетрадь На доске представлен план занятия Преподаватель обращает внимание на план, записанный на доске, и в беседе с учащимися выясняет, какие цели и задачи необходимо решить во время занятия. Запись плана в тетрадях. |
II | Мотивация Проблемность изучения нового материала: Эпиграф: 1. Многознание не научает мудрости. Знание основ и причин - вот истинная мудрость. Гераклит 2. Источники! В пергаментах ли благо? Источники не на страницах книг, Кто жаждет знанья, тот упьется влагой, Когда из сердца прямо бьет родник. Гёте Мы живем в ХХI веке, в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение характерно для нашего времени. Это время, когда в системе научного и практического знания лидерство переходит к социальным наукам. А к ним мы относим такие дисциплины, как экономику, юриспруденцию, психологию, социологию, менеджмент, политологию и др. Они-то и представлены в курсе обществознания. Сегодня невозможно обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической борьбы и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также совсем не лишних сведений о культуре, науке и религии. Курс обществознания ориентирован на доступный Вашему возрасту кругозор, обращается к имеющемуся жизненному опыту, одновременно расширяя и углубляя его. Переход от старшего подросткового возраста к юношескому - это время постановки и решения дня себя кардинальных этических проблем не только о смысле жизни или общечеловеческих ценностях, но также о добре и зле, счастье, долго, подлости и удовольствии. Курс обществознания преследует помимо прочего еще и практическую цель: необходимый минимум знаний для поступления в вуз. Другая цель курса обществознания - дать азы профориентации. Неправильный выбор профессии часто ломает судьбу. Конечно, никогда не поздно все переиграть, перейти в другой вуз, сменить профессию. Но на обучение часто требуются большие деньги, а на смену профессии теряется драгоценное время. | 4 мин. | Слова преподавателя |
III | Актуализация базовых знаний учащихся Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта уч-ся и повторение ранее изученного материала: (?) - Название учебного предмета «Обществозна-ние» - сложное слово. Что оно означает по правилам русского языка? (Знания об обществе) (?) - Какие ассоциации вызывает у Вас слово обществознание? (?) - Приведите примеры, когда знания об обществе пригодились Вам в жизни. (?) - Назовите темы, изученные в основной школе. Перечислите вопросы, которые вызвали интерес. | 4 мин | Беседа |
IY | Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов План I. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание» 1. Самостоятельное заполнение кластера студентами с последующей проверкой и обсуждением 2. Определение понятий «обществознание», «общество» 3. Определение главных целей курса II. Основные источники знаний 1. Определение источников знаний 2. Знакомство с учебником А.Г. Важенина «Обществознание» 3. Требования к ведению тетрадей, ознакомление с правилами конспектирования III. Обществоведческое эссе и правила его написания 1. Ознакомление с понятием «обществоведческое эссе» 2. Правила написания эссе 3. Знакомство с примерами эссе с последующей беседой IV. Работа с дополнительным материалом 1. Беседа 2. Работа с дополнительным материалом «Легко ли быть вундеркиндом?», «Магические волны» с последующей беседой | 69 мин. (19) (20) (15) (15) | Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и конспектированием основного материала (см. содержание лекции) Работа с приложением 1 Работа с приложением 2 |
Y | Контроль усвоения знаний Вопросы: (?) - Какой круг вопросов входит в поле зрения обществознания? (?) - Какие проблемы человековедения и обществознания вызывают у вас интерес. Аргументируйте свой выбор. (?) - Что такое эссе и какие требования к его написанию предъявляются? (?) – Какие требования ведения тетради Вам необходимо выполнять? (?) – Какие правила конспектирования возьмете на заметку? (?) - Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать (Э. Фромм). Согласны ли вы с мнением Э. Фромма? | 5 мин. | Фронтальная беседа |
YI | Подведение итогов Оценивание работы группы на занятии, при необходимости отдельным учащимся выставление оценок. | 1 мин. | Выставление оценок |
YII | Домашнее задание 1. Выберете свой любимый афоризм о человеке, изречение мудрецов и напишите на отдельном листе эссе или сочинение-размышление. 2. Важенин А.Г. Обществознание. Стр.3-4, прочитать. 3. Лекция | 2 мин. | Задание группе |
Дисциплина: «Обществознание»
Занятие № 1
Тема: «Введение»
План
I. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание»
1. Самостоятельное заполнение кластера студентами с последующей проверкой и обсуждением
2. Определение понятий «обществознание», «общество»
3. Определение главных целей курса
II. Основные источники знаний
1. Определение источников знаний
2. Знакомство с учебником А.Г. Важенина «Обществознание»
3. Требования к ведению тетрадей
III. Обществоведческое эссе и правила его написания
1. Ознакомление с понятием «обществоведческое эссе»
2. Правила написания эссе
3. Знакомство с примерами эссе с последующей беседой
IV. Работа с дополнительным материалом
1. Беседа
2. Работа с дополнительным материалом «Легко ли быть вундеркиндом?», «Магические волны» с последующей беседой
Содержание занятия
I. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание»
1. Самостоятельное заполнение кластера студентами с последующей проверкой и обсуждением
(?) - Вы уже давно в рамках различных школьных предметов изучаете человеческое общество. Назовите эти учебные дисциплины и определите, какие аспекты жизни человека они затрагивают.
История - это наука о том, как жили люди в далеком прошлом, как живут в настоящее время и как будут жить в будущем.
География изучает ареал расселения людей и влияние природно-климатического, геополитического факторов, географических условий на жизнь и деятельность человека.
Биология объясняет анатомию и физиологию человека, выясняет механизм функционирования высшей нервной деятельности человека.
Физическая культура развивает и закрепляет навыки двигательной активности и здорового образа жизни.
ИЗО и музыка создают эстетическое представление об окружающей человека реальности.
Обществознание - выражение, присущее только русскому языку. В других странах ему соответствует социология, которая при переводе (лат. socium — общество, греч. lоgоs- знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Если учитывать не только этимологию, но и содержание знаний, то круг проблем, охватываемых обществознанием, включается в то, что за рубежом именуют социальными науками. К ним относят социологию, экономику, психологию, антропологию. С точки зрения отечественной традиции, в обществознание также входят культурология, этика, философия, право, которые относят обычно к гуманитарным (ценностным) знаниям.
Социология изучает вопросы формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп, общества в целом.
Культурология изучает мир искусства.
Экономика рассматривает производство, обмен, распределение, потребимте товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства на экономику.
Политология занимается вопросами политической системы общества, власти, устройства и функций государства.
Юриспруденция изучает юридические правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказания за них.
С древних времен особая роль отводилась философии - науке, которая занимается такими вопросами, как смысл жизни, сущность человека, рассматривает общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Древние мыслители представляли систему наук садом, в котором каждый ученый - представитель той или иной науки — «копается» в своей грядке», и только философ стоит над всеми и видит все уголки сада.
(?) – Какие методы исследования используются в истории, социологии? Сделайте выводы.
2. Определение понятий «обществознание», «общество»
Итак, на различных уроках вы изучали разные стороны жизни человеческого общества. Отличие обществознания от других учебных дисциплин в том, что на его уроках происходит обобщение полученных ранее знаний, они приводятся в систему.
Обществознание – комплекс дисциплин, предметом исследования которых является общество во всех проявлениях его жизнедеятельности.
Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, которое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система отношений, форм объединения людей, сложившихся в процессе их совместной деятельности
Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
(?) – Посмотрите, есть ли определение данных понятий в Вашем учебнике? (Да, в словаре на с. 419 понятие «общество», запишите его)
(?) - Нужны ли нам систематизированные знания об обществе?
(Да, ведь только обладая целостным представлением об окружающем нас мире, можно адекватно на него реагировать и принимать правильные решения)
(?) - Приведите примеры, когда неполнота знаний приводит к ошибкам.
(Неполнота информации, незнание законов развития общества и социальной коммуникации, приводят к ошибочным решениям. Можно сослаться, например, на Закон № 122-ФЗ и социальную реакцию на него в 2006 г.)
3. Определение главных целей курса
(?) – Сформулируйте цели курса, опираясь на высказывания.
На миру и смерть красна, но каждый умирает в одиночку (народная мудрость). Развитие навыков самостоятельного принятия решений и чувства ответственности за них.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (Ленин). Формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения человека свободного общества.
У черепахи твердая походка, но стоит ли из-за этого подрезать крылья орлу (восточная мудрость). Необходимость навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции.
Боишься - не делай, сделал - не бойся (Чингисхан). Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор.
II. Основные источники знаний
1. Определение источников знаний
К основным источникам знаний мы относим, прежде всего, учебники, различные словари и справочники, а также средства массовой информации.
2. Знакомство с учебником А.Г. Важенина «Обществознание»
(Выделить 2-3 минуты на то, чтобы учащиеся просто полистали учебник. Опыт показывает, что в дальнейшем они не будут отвлекаться на это бездумное перелистывание страниц.)
(?) - Какую цель ставит перед собой авторский коллектив? (с. 2, мелкий шрифт: ознакомить с вопросами становления и развития человеческого общества, с проблемами взаимоотношений людей в нем, экономической, политической, социальной сферами)
(?) - Какие темы предлагаются для изучения? («Человек», «Общество», «Духовная жизнь общества», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»)
Давайте ознакомимся со структурой глав (на примере первой). Например, глава 1 «Человек».
В каждой главе несколько параграфов. Тема занятия не всегда будет совпадать с названием параграфа.
Все термины, понятия выделены в тексте курсивом или жирным бардовым шрифтом, основные понятия темы выделены отдельно.
Текст сопровождается схемами, фотографиями, рисунками.
Проверить степень усвоения материала помогают вопросы и задания. Они рассчитаны на репродуктивное воспроизведение изученного текста.
На развитие логического мышления, формирование коммуникативной компетенции направлены творческие задания: они связаны с определением и аргументацией Вашей собственной позиции по заявленной проблеме; с нахождением оценочного суждения или сравнением различных позиций по какому-либо вопросу. Кроме того, «Задания» помогут лучше подготовиться ко всем группам заданий ЕГЭ. Например, «Говорят мудрые» - это не только расширение информационного поля, но и обучение навыкам написания обществоведческого эссе (задание С8 ЕГЭ).
Наш учебник снабжен словарем, но можно обращаться и к другим справочным материалам (демонстрация словарей).
(?) – В каких еще источниках Вы можете найти ответы на интересующие Вас вопросы?
На современном этапе развития общества происходит не только так называемый информационный бум, но и обновление абсолютного объема информации каждые три года. Периодическая печать оперативно отзывается на самые разные общественные события, как правило, предваряя свою информацию экскурсом в историю проблемы. Чтобы иметь представление о динамике развития того или иного события, крайне важно подбирать и систематизировать газетный и журнальный материал к определенной проблеме или теме.
(?) – Как эпиграф соотносится с темой занятия.
3. Требования к ведению тетрадей
Незаписанная мысль - потерянный клад.
Д.И.Менделеев
Кроме того, по этому предмету нужно завести тетрадь, где мы будем производить записи, отмечать важные моменты курса, выполнять самостоятельные работы, рисовать схемы, позволяющие успешному усвоению материала.
В конце семестра за ведение тетради и умение конспектировать материал будет ставиться оценка.
При проверке будет учитываться:
Аккуратность ведения конспектов
Наличие всех конспектов (от начала до конца)
Использование разного цвета и шрифта (тема, новые понятия, схемы)
Четкость распределения материала на странице
Использование дополнительного материала (при выполнение д/з)
От одной темы до другой отступать не менее 5 клеток.
Использовать приемы скоростного конспектирования.
III. Обществоведческое эссе и правила его написания (задание С8 ЕГЭ)
1. Ознакомление с понятием «обществоведческое эссе»
С понятием «эссе» многие встречались, но далеко не все знают, что такое эссе и какие требования предъявляются к его написанию.
Эссе - (франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора.
Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации.
Основной отличительной особенностью эссе является его краткость. Эссе свойственны образность, подвижность ассоциаций, выразительность, лаконичность, нередко противопоставление, противоположность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. При написании эссе очень важно найти главное, ключевое слово в цитате. И затем строить свои размышления имени
в этом аспекте.
2. Правила написания эссе
1. Введение
Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Очень полезно осветить и то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели).
Если в вашем эссе даются исследования и оценки того, как или почему, тогда вам необходимо отразить эти моменты во введении. Собственные же суждения следует привести в основной части эссе.
2. Содержание основной части эссе
Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, возможно изложение разных позиций по этому вопросу.
При написании эссе (или другого типа письменной работы) для того, чтобы оно было выполнено на хорошем уровне, чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения).
Прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту. Даже если вы используете, скажем, таблицу данных по социальной мобильности в Британии, укажите время проведения этого исследования и т.д.
Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано это, а не быть голословным утверждением).
Важно помнить, что в рамках эссе используемые вами данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают ваши аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что вы умеете использовать их должным образом.
От вас не ждут, что вы дадите определенный или окончательный ответ (никто и никогда не согласится с тем, что это есть единственно правильный ответ!). Но то, что вы можете сделать — это понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом.
При цитировании (используя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда вы передаете текст своими словами (приводите краткое его содержание или перефразируете) не забудьте дать отсылку к источнику.
Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами; единственным исключением из этого правила может быть случай, если вы ссылаетесь на автора, цитирующего другого автора.
3. Заключительная часть эссе
Может включать краткое изложение ваших основных аргументов, но постарайтесь, чтобы оно было очень кратким, либо следует сказать несколько предложений, объясняющих, почему это было бы полезно, или что исследование дало оно лично вам.
За что можно получить хорошую оценку при написании эссе?
За способность построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных вами знаний.
Помните, что, не существует абсолютно «правильных» или «неправильных» ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения. От вас ждут самостоятельного мышления.
При выдвижении вашей собственной позиции в центре внимания оказывается ваша способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения, аргументацию других, способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов; умение дифференцировать (что является более, а что менее важным); понимать аналитические подходы и модели; дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах, проведение
Необходимо писать коротко, четко и ясно.
3. Знакомство с примерами эссе с последующей беседой
(?) – Какие качества и навыки человека формируются, по мнению автора, в игровой деятельности? (воля, характер, способности, познает мир и делает соответствующие выводы для себя учится трудовым навыкам учится общаться усваивают социальные роли)
(?) - Какие правила написания эссе использованы авторами?
(?) – С каких слов начинается введение, основная часть, заключение?
(?) – Согласны ли вы с суждениями авторов?
(?) - Кого называют гением? (гений - высшая степень творческой одарённости, а также человек, обладающий подобной одарённостью) А Вундеркиндом? (чудо-ребенок - высокоодаренный ребенок)
IV. Работа с дополнительным материалом
1. Беседа
(?) - На доске приведено следующее высказывание В.Г. Белинского: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека...» Как вы прокомментируете слова классика?
(Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии, его невозможно изучить никогда. Один и тот же человек даже в одинаковых ситуациях ведет себя по-разному. «Любопытнейшее явление» потому, что человека невозможно никогда понять, объяснить как объект окружающего мира.)
(?) - Приведите факты, пока не изученные или не имеющие доказательного объяснения.
2. Работа с дополнительным материалом «Легко ли быть вундеркиндом?», «Магические волны» с последующей беседой
Вопросы:
(?) – Способности какого вундеркинда вас поразили больше всего?
(?) Что изучает биофизика, уфология? (биофизика - наука, изучающая физические и физико-химические явления в живых организмах, структуру и свойства биополимеров, влияние различных физических факторов на живые системы; уфология - это наука об НЛО и паранормальной активности)
(?) – Как ученые объясняют наличие одаренности у ребенка?
Дополнительный материал для преподавателя
Правила конспектирования
Первый прием использования цвета в тексте известен еще со времен переписчиков книг: этот прием — рубрикация. В рукописных книгах новую главу начинали с красной (красивой) строки, художественно вырисовывая первую букву строки, часто цветными чернилами.
В конспекте также можно выделять начала разделов, пунктов, подпунктов красной (в буквальном смысле этого слова) строкой — выделяя цветами заголовки разных уровней или отчеркивая концы пунктов и подпунктов. В книгах для подобных целей обычно берется более крупный шрифт, так же можно поступать и в конспекте (что и делают те, кто, не пользуется цветом). Но конспект часто используется как справочник (когда в нем надо что‑то найти), и цветные заголовки существенно облегчают поиск, а также способствуют запоминанию.
В целом этот прием известен и широко используется, но часто в недостаточной степени или вообще неправильно. Почему‑то многие удовлетворяются тем, что красиво выписывают только заголовки самых крупных разделов. Многие тщательно выписывают «Лекция № ...»и число, что делать вообще не следует: вряд ли существенно, на какой по номеру лекции и какого числа был дан тот или иной материал, тем более неуместен заголовок посреди доказательства теоремы или изложения какой‑то методики, которые лектор не успел па прошлой лекции закончить. Если сразу отказаться от нумерации лекций трудно, го нумеруйте их где‑нибудь в не бросающемся в глаза месте; а при пропуске лекции — оставьте под нее место в конспекте, чтобы затем переписать у товарища.
Для рубрикации неплохо иметь какую‑то систему: размеры, цвет, расположение заголовков разных уровней. Хорошо, когда заголовки выступают из текста в какую‑либо сторону, чтобы их легче было найти.
Кантор придумал кванторы. Это не каламбур, а исторический факт: немецкий математик Георг Кантор придумал и ввел в математическую запись знаки, получившие название кванторов:
-V — каждый, всякий, для каждого;
- 3 — существует.
Эти значки представляют собой перевернутые первые буквы немецких слов Alle — все и Existieten — существовать. Эти слова распространены в математических текстах, и для экономии времени Кантор и придумал эти сокращения.
Давайте воспользуемся приемом Кантора и сами введем аналогичные сокращения для часто встречающихся слов. Кажется, нет такой науки, при изложении которой вы не услышите слов «рассмотрим» и «получим». Вот для этих слов можно и ввести наши первые сокращения: b (или 9) — рассмотрим; U — получим. Эти символы легко пишутся и хорошо отличаются от букв — их ни с чем не спутаешь. А что делать, например, со словом «построим» — буква "П" уже использована? Ну что же, давайте положим ее набок: ] или [
Во многих науках, особенно в тех, где используются математические и другие формулы, устоялась определенная система обозначений. Например, I - длина, v - скорость, а - ускорение, L - индуктивность, V - объем, рН -кислотность.
О непонятных письменах мы говорим «китайская грамота», подразумевая при этом, что записанный иероглифами текст — это что-то заведомо непонятное и что писать иероглифами крайне неудобно. Но, между прочим, четверть населения земного шара пишет иероглифами. Писать одними иероглифами, наверное, все же не очень удобно хотя бы потому, что их оказывается слишком много (точнее, неудобно не столько писать, сколько изучать их и механизировать письмо: создавать пишущие машинки и типографские наборные машины на иероглифах). А вот использовать иероглифы наряду с обычным алфавитным письмом, как это делают корейцы, — почему бы и нет? Вот запись: «a + b», мы ее читаем «а плюс b». Пользуются иероглифами и генетики; например, обозначения мужского и женского пола — это заимствованные из астрономии обозначения Марса и Венеры. Пользуются ими и астрономы для обозначения планет, зодиакальных созвездий и прочего (рис, 2).
Итак, раз мы уж используем эти «неудобные» иероглифы" то давайте их применять сознательно и более активно. Изобретите себе несколько иероглифов, позаботившись о том, чтобы они легко писались и легко отличались от букв, и введите их в свои записи, придав им какой-либо смысл. Злоупотреблять этим способом образования сокращений, видимо, не стоит,
но вы увидите, что «корейская грамота» — довольно удобная вещь.
Древнеегипетский конспект
Перед вами отрывок из «конспекта» по астрономии одного из древнеегипетских жрецов. Здесь написано «Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из источников его» (т.е. разлив Нила начинается, когда на небе появляется звезда Сотис — так древние египтяне называли Сириус). Посмотрите, как записан этот текст: основная его часть — это пиктограммы, т.е. упрощенные стилизованные рисунки. Даже непосвященный может понять, что речь идет о звезде и воде.
Пиктограммы мы встречаем везде: выйдите на улицу, посмотрите на дорожные знаки — сразу ясно без слов, что можно и чего нельзя делать в этом месте улицы. Откройте «Комсомольскую правду» за 1980г. и посмотрите репортажи с Олимпиады — увидите значки - сразу ясно, о каком виде спорта идет речь.
Теперь загляните в ваш конспект, и если в нем нет пиктограмм, то очень жаль: пиктограммы — это мощнейший прием сокращенной записи и отличное средство для запоминания; ведь самая сильная память у человека — зрительная.
Например, химикам можно предложить пиктограммы, показанные на рис. 8.
Сразу отметим, что в сфере гуманитарных наук этот прием образования сокращений применим мало: абстрактные гуманитарные понятия трудно изобразить в виде рисунка. Хотя применение пиктограммам можно найти и здесь. Придумайте пиктограмму понятиям «общество», «человек», «деньги».
Приставки и суффиксы в русском языке служат для образования слов, окончания необходимы для связи слов в предложении. Без приставок обойтись невозможно: они меняют смысл слова. Пропущенный же суффикс или окончание часто можно восстановить по контексту, поэтому при конспектировании именно эти части слов и опускают в первую очередь, но иногда после этого текст превращается в головоломку. Что можно сделать с суффиксами и окончаниями чтобы не тратить на них время, но и не превращать текст в головоломку?
Во‑первых, приставку, суффикс или окончание можно дописать к любому сокращению, даже к пиктограмме, обычным способом;
@ система; под @ ы — подсистемы.
Теперь рассмотрим, как поступать с суффиксами и окончаниями в целом. Есть языки, где суффиксов и окончаний нет вообще или их мало, а функцию слова в предложении определяет порядок слов. Например, английское словосочетание control system означает «управляющая система», а system control — это уже «системное управление», и соответствующие сокращения cont. syst. и syst. cont. расшифровываются однозначно. А что означает в конспекте «упр.сист.» — «системное управление» или «управляющая система»? Здесь явно нужен хотя бы один суффикс. Чтобы не тратить на запись суффиксов много времени, можно воспользоваться приемом, применяемым в стенографии: для типовых концовок слова применяются простые обозначения, Например " ~ «‑ение» или «‑анис», / — «‑ический». Применять эти «хвостики» можно как в смеси с обычным текстом, так и с сокращениями всех видов:
З — существует; З ~ — существование;
соц. — социальный; соц/ — социалистический.
Часто нам достаточно для конспектирования использовать не конкретное окончание, а просто какой‑то признак части речи: существительного, глагола, прилагательного. Для этого признака можно использовать те же стенографические «хвостики», расширив их функции: пусть ~ не только окончание «‑ение», а признак существительного вообще; придуманный нами «хвостик» е— признак причастия (т.е. суффикс «‑ущий», «‑ющий» или «‑ающий»). Тогда: З — существует; З~ ‑существование; — существующий; реш — решать; реш ~ решение; реш е, — решающий.
Опыт показывает, что достаточно иметь четыре типовые концовки слов: признак существительного, прилагательного, активного причастия, пассивного причастия ( т.е. окончания вида « — ованный» или «— еванный»).
Известно, что двуязычные люди (одинаково хорошо владеющие двумя языками) при разговоре на одном из них часто вставляют слова из другого языка. Возможно, что такая «смесь французского с нижегородским» со стороны звучит странно, но друг друга двуязычные люди понимают хорошо.
Все мы в школе и в вузе изучаем какой‑либо иностранный язык и знаем иностранные слова. Многие знают какой‑то (и нередко не один) из языков народов СССР. Если оказывается, что слово из другого языка короче соответствующего русского слова, то его вполне можно использовать в конспекте. Прием этот не нов и довольно широко применяется студентами. Например, «англоязычные» студенты очень часто пишут if вместо «если» и use вместо "использовать'1. Этот прием использовал (и весьма часто) в конспектах В.И, Ленин, который хорошо владел несколькими языками. Интересно, что даже в математических книгах используют довольно удачное английское слово‑сокращение iff, означающее «тогда и только тогда, когда».
Кроме непосредственного использования иностранных слов можно добавить в конспект немножко «арабской грамоты», точнее, способа записи, который используется в арабских языках. Известно, что согласные буквы несут больше информации, чем гласные, и в арабских языках записывают только согласные буквы — это очень удобный прием сокращения. Сравните, что более понятно: записать слово «самолет» как «само» или как «смлт», записать «творчест‑во» как «тво» или как «твр»? Еще лучше выбрасывать не все гласные, а через одну, тогда выброшенные буквы становятся вообще почти незаметными: на‑пример, совершенно легко читается сокращение «Новсибирск»— ясно, что имелся в виду город «Новосибирск».
Насколько легко затем читается конспект, в котором применена такая смесь языков? Это, по‑видимому, зависит от особенностей восприятия каждого конкретного человека. По крайней мере, можно сказать, что проверку опытом он прошел и противопоказаний к его применению нет.
16