Вяземская МОУДО ДШИ имени А.С. Даргомыжского
Методическое сообщение на тему:
«Общие вопросы обучения и воспитания учащихся».
Подготовила:
Преподаватель высшей категории
Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского
Миронова И.И.
г. Вязьма 2016год.
Содержание:
1.Общие вопросы обучения.
2.Авторитет педагога.
3. Индивидуальный подход к ученику.
4. Список литературы.
Общие вопросы обучения.
Воспитание и обучение составляют единое целое в общем педагогическом процессе в деле специального образования (баян, аккордеон). Основная цель педагога – развитие в ученике любовь к музыке, научить понимать художественное произведение, эмоционально отзываться на его содержание, обеспечить совершенное владение инструментом и всесторонний рост исполнительских навыков ученика.
Понимание художественного произведения – находятся в тесной связи с эмоциональностью. Любить ученик будет только те произведения, образцы которых ему понятны и активно воздействуют на его эмоции. Обязанность педагога – расширить сферу доступных ученику понятий и образов.
Чтобы воспитать квалифицированного музыканта, следует проходить с учеником произведения разнообразных жанров и стилей. Значительную часть учебного репертуара должны составлять обработки русских народных песен, танцев, переложения для баяна, аккордеона разнообразных по стилю произведений классиков, оригинальную музыку, которая написана для баяна, аккордеона. Очень важно научить ученика раскрывать правильно содержание произведений, средствами баяна (аккордеона).
Преподаватели не должны в основу своей работы полагаться на максимальное развитие только наиболее сильных сторон дарования учеников, и игнорировать наиболее слабые. Например: если ученик имеет хорошие технические данные, ему дают произведения подчеркнуто виртуозные, и почти не работают над пьесами кантиленного характера. Случается и наоборот. Происходит демонстрация успехов воспитанников на том репертуаре, который им легко дается. При таком одностороннем развитии ученик не сможет выйти из учебного заведения полноценным музыкантом – исполнителем. Повышая общий музыкальный уровень ученика, необходимо развивать и его природные возможности, чтобы он мог свободно исполнять любой репертуар.
Порука успеха воспитания ученика – исполнителя – правильная и систематическая работа на инструменте. Ученик должен уяснить, что лучше играть меньше, но ежедневно. Очень важно при этом, чтобы ученик не только умел работать, но и полюбил сам процесс работы, а это возможно лишь при условии понимания своих задач, как будущего музыканта – исполнителя.
Надо так же научить учеников находить свои ошибки и недостатки в процессе самостоятельной работы и видеть сложные места в произведении. Воспитывать в детях настойчивость к преодолению этих трудностей. Даже самому одаренному ученику для развития его способностей, необходим кропотливый труд. Каждый ученик всегда должен помнить, что работа над произведением не заканчивается с преодолением первых трудностей, что за ними ещё более сложные исполнительские задачи.
Таким образом, для успешной работы с учеником, нужно постоянно придерживаться основных принципов педагогики: доступность, систематичность, последовательность, наглядность и принцип прочного усвоения знаний.
2 Авторитет педагога.
В учебно – воспитательной работе имеет огромное значение личность педагога. Классик русской педагогики говорил: «В воспитании всё должно быть основываться на личности воспитателя, так как воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведомо, как бы хитро ни был он продуман, не сможет заменить личность в деле воспитания. Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ему воспитательную силу, которую нельзя заменить учебниками, ни мерой наказания и поощрения».
Влияние педагога на учащегося зависит от его авторитета. Педагог должен быть мастером своего дела. Хороший педагог отличается искренностью и простотой. Неотъемлемым качеством педагога является сила воли, умение до конца осуществлять свои требования. Лучше не высказывать их, чем говорить и не добиваться выполнения, либо колебаться в решении, быть не уверенным.
Сила воли проявляется в выдержке и терпении. В своих отношениях с учениками педагог не должен быть сухим, как и всякий человек, он переживает успехи и неудачи, может радоваться, грустить. Педагоги – классики говорили, что создание авторитета порой зависит от первого впечатления, от первой встречи ученика и педагога, следовательно нужно тщательно готовиться к первому уроку не только в смысле методики, но и внешнего вида.
В процессе работы педагогу необходимо развивать свои способности, что бы уметь просто, ясно и кратко излагать материал, чтобы находить выход из любого положения.
Нельзя допускать «понебратство» в отношении с учениками. В истории педагогики немало случаев, когда высоко – одаренные дети вследствии неправильного педагогического подхода к ним, необоснованного расхваливания и восхищения со стороны педагога и родителей, останавливались в своем развитии.
Нужно вдумчиво относиться к каждому ученику, тщательно и всесторонне изучать его характер, профессиональные данные, положительные качества и недостатки, интересы, взгляды. Это даёт педагогу найти путь к тому, чтобы завоевать доверие ученика, найти средство воздействия на него.
Индивидуальный подход к ученику.
Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или благоприятно влиять на развитие ученика.
Формирование желательных и искоренение нежелательных качеств в большей мере зависит от самих учеников, а педагог должен всеми способами постоянно и целеустремленно организовывать и направлять внимание обучающихся на формирование качеств, необходимых ему, как человеку. Интересы являются важнейшим стимулом к преодолению знаний, поэтому они должны быть разнообразными.
Очень важно, чтобы основной интерес у ребёнка был устойчив, так как без этого человек не достигнет значительных успехов. Все выдающиеся музыканты имели устойчивый, глубокий и действительный интерес к музыке. Именно поэтому они добивались прекрасных результатов.
У детей разные способности – это психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения одной или нескольких деятельностей. Савокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельность, называется одаренностью.
Нельзя смешивать одаренность с мастерством. Мастерство – это сумма знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе овладения музыкой. От одаренности зависит быстрота приобретения мастерства и совершенства. Важной составляющей частью одаренности является склонность, способность к труду. Без труда никакая одаренность не может развиваться. Музыканту – исполнителю ещё необходим музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, эмоциональность, эстрадные данные. Дети отличаются темпераментом.
Индивидуальный подход подразумевает изучение среды, где живет ученик, кто его друзья, каковы семейные обстоятельства, как он проводит свободное время, заинтересован ли в своём инструменте. Следует изучать память ученика, его исполнительские и эстрадные данные, творческие склонности. Только хорошие знания ученика в сочетании с правильным подходом к нему, приносят желаемые результаты.
Итак, средства и методы влияния на обучающихся, должны быть результатом глубокого изучения его. В этом и состоит сущность индивидуального подхода к ученикам.
Список литературы:
1.В.В. Крюкова «музыкальная педагогика», Ростов – на - Дону: «Феникс», 2002.
2.Г. Бойцова «Юный аккордеонист».
3. К. Орф «Система детского музыкального образования»
2016 год.